Урок литературного чтения К. Баянбаев «Бабочка», А. Фет «Бабочка»


План урока: Время:
Предмет: литературное чтение с элементами самопознания Класс: 2
Тема: К. Баянбаев «Бабочка», А. Фет «Бабочка»
Учебная взаимосвязь: урок раздела «Лето красное идет»
Цель: формирование бережного отношения к бабочкам
Задачи:
- знакомить с новыми произведениями
- развивать их творческое мышление, умение выражать свои мысли
- воспитывать чувство ответственности за все живое на планете Земля
Время Вид работы Роль учителя Действия учеников
5 м Круг радости
- Начните со слов:
Если бы я был насекомым, то каким…, потому что… Приглашает в круг Делятся своими мыслями
10м - Сегодня мы разделимся на группы необычным образом. У каждого из вас лежит часть картинки, вам нужно собрать целую картинку, как пазл. Для этого вам разрешается передвигаться по классу, желательно,
как можно тише.
- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?
- Кто знает, название той бабочки, которая изображена на вашей картинке? - В течение 2х минут запишите, что вы знаете о бабочках.
-Я предлагаю вам прочитать информацию о бабочках.
Каждая группа работает над разной информацией
1.Бабочки - это самые красивые насекомые. Они относятся к разряду чешуекрылых. Крылья у бабочек покрыты чешуйками, которые преломляют свет и переливаются разными цветами, как радуга, образуя при этом очень красивый узор. Хотя стоит иметь в виду, что бабочки бывают и без крыльев. Сегодня на земном шаре насчитывается около 165 000 видов бабочек. Бабочки являются вторыми по численности опылителями после пчел.
2.Как у всех насекомых, тело бабочек делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко. Снаружи оно защищено твёрдым покровом. Другим характерным признаком бабочек является их хоботок, который имеет длину до десяти сантиметров. У бабочек три пары ног, которые скреплены с их грудью. Бабочки пробуют пищу лапками.
3.Бабочки обитают практически во всех странах, начиная от самых холодных и заканчивая тропиками. Некоторые из них обитают на канадском острове Королевы Елизаветы в 750 километрах от Северного полюса. Единственный континент, где их не было найдено – Антарктида.
4.Личинки бабочек называются гусеницами и имеют более сильные и мощные челюсти. Они позволяют им грызть довольно твердую пищу. У бабочек цикл превращения является полным. Сначала гусеница превращается в куколку. Внутри этой куколки происходит превращение ее в бабочку-красавицу.
5.   Бабочки — любимая добыча насекомоядных животных. Они не могут постоять за себя: не кусают и не жалят. И все же неверно представлять их совершенно беспомощными созданиями. Они способны защитить себя. У многих чешуекрылых покровительственная окраска крыльев. При опасности бабочка раскрывает крылья и исчезает из виду, сливаясь с окружающим фоном. Некоторые бабочки при нападении хищников притворяются мертвыми. Учитель контролирует
Ребята собирают картинку,
обсуждают в группе,
презентуют полученную информацию,
оценивают друг друга

- Действительно. Бабочки настолько прекрасны, неповторимы и загадочны, что о них писали стихотворения поэты, их изображали художники.
-Сегодня мы познакомимся с произведениями Кастека Баянбаева и Афанасия Фета.
Кастек баянбаев с детства очень любил читать, увлекался литературой. Он возглавлял редакцию детского журнала, и не только писал много стихотворений для ребят, но и переводил на каз яз произведения А. Барто, С. Михалкова. А. а. Фет – это русский поэт. Еще в юношеском возрасте начал писать стихи. Его поэзию отличают музыкальность.
Чтение учителем.
- Где летала бабочка?
- Найдите в тексте описание холма.
-Что нарушило занятие бабочки?
-Где появилась тучка?
-Почему автор называет простор золотым?
-Почему поэт называет дождик бисерным?
- Где укрылась бабочка?
Работа в группах
-Найдите в тексте олицетворения и сравнения.
Чтение по строчкам группы, мальчики-девочки.
Рассказывает биографию. Дает задание для обсуждения.
Следит за временем.
Рассказывают ученикам в группе.
Представляют наработанное,
Выразительно читают, отвечают на вопросы
3 м Музыкальная минутка. Личная эмпатия «Я – бабочка»
Прежде нам познакомиться со стихотворением А. Фета мы должны представить, как бабочка перелетает с цветка на цветок.Показывает движения, сопровождая словами Ребята двигаются под музыку
4 м - С какой интонацией н/о читать данное стихотворение?
- Каждая строчка – это взмах крыла.
Чтение стихотворения учитель – дети. Показательное чтение Чтение хором
5м Работа в группах
Вы сегодня много узнали о бабочках и я предлагаю вам описать бабочку, сравнивая ее.
Бабочка какая? _____________, как ______________
Задает вопросы
Делятся впечатлениями
Выборочное чтение
Заполняют таблицу
10м - В Японии увидеть бабочку считается символом успеха. И те, кто ее увидел, могут загадать желание, которое обязательно сбудется
- Как сделать так, чтобы бабочка появилась у нас в классе?
Рисование ладошками Объясняет задание, дает советы Размышляют, дают ответы
Фантазируют
Рисуют
5м Учитель раздает каждой группе название той бабочки, которую они собрали и сколько лет она живет
- Бабочка может жить от нескольких дней до нескольких недель. Раздает листочки, задает вопросы Отвечают на вопросы
Предполагают
4м Круг от сердца к сердцу
Я чувствую…