Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация гласных звуков [ы] и [и] 
Тема: «Дифференциация гласных звуков [ы] и [и]».
Цели:
- учить учащихся различать гласные звуки [ы] и [и] по их акустическим и артикуляционным признакам, изолированно и в составе односложных слов;
- упражнять в правильном произношении этих звуков;
- закреплять звукобуквенные связи;
- упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов;
- воспитывать правильный речевой выдох.
Ход занятия
1. Оргмомент. 
Долгожданный дан звонок, 
Начинается урок. 
Звуки с буквами пришли, 
Чтоб порядок навести. 
- Сядет тот, кто назовет много предметов: (пирог, карандаш, куст, стол) 
2. Основная часть. Введение в тему
Сегодня мы будем продолжать учиться различать между собой звуки [ы] и [и].
— Что вы можете сказать о произношении звука [ы]? 
— Покажите артикуляцию звука [ы].
— Произнесите его правильно.
— А при произношении звука [и] где лежит язык?
— Как выглядят губы при произношении звука [и]?
— Покажите артикуляцию звука [и], сделайте вдох, произнесите его. (2-3 раза).
— А сейчас я буду беззвучно произносить гласные, а вы угадайте их и покажите соответствующую букву на карточке. (Логопед беззвучно артикулирует: [ы], [и], [и], [и], [ы]. [и], [ы].)
— Я закрою рот экраном и буду произносить звуки, а вы угадайте их и покажите соответствующую карточку: [ы], [и], [и], [ы], [и], [ы], [и].
3. Развитие фонематического восприятия. 
а) Запомните и четко повторите слоговые цепочки с разной интонацией. 
ти-ты-ти-ты 
пи-пи-пы-пы 
бы-бы-би-би 
сы-си-сы-си 
б) Игра "Наоборот" 
(твердые и мягкие слоги). 
4. Работа в тетрадях. 
- Прослушайте слоги, звуковые сочетания и запишите только гласные 
-вли, кты, кри, сми, пыл, пли, зри 
Проверка: на доску повесить карточку с буквами: И, ы, и, и, ы, и, и. 
5. Физминутка. 
Вы, наверное, устали? 
Ну, тогда все дружно встали. 
Наклонились, 
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи, 
Чтоб сидеть нам было легче, 
Чтоб писать, читать, считать 
И совсем не уставать. 
Голова устала тоже. 
Так давайте ей поможем! 
Вправо-влево, раз и два, 
Думай, думай, голова. 
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. 
6. Упражнение «Поищем гласную в слове».
— Я называю слово, а вы запишите только гласную букву из этого слова.
Словарный материал: дым, пыль, кит, сыр, мир, рис, мыл, пир, низ, чиж, сын, выл, пыл, бык, высь, синь, штык, блин, клин, тигр, спит, гриб, грыз, дрын, винт, плыть, клык, лить, стих, бинт, шприц.7. Работа по словообразованию. 
Сок из слив - сливовый. 
Сок из лимонов - лимоновый. 
Сок из персиков - персиковый. 
Сок из апельсинов - апельсиновый. 
Чем полезны овощи и фрукты? 
8. Упражнение «Вставь пропущенную букву»
Спишите, вставляя в словах пропущенную гласную букву:
Р...с, м...с, м...р, с...р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с.ро, с.ла, м...ла, в..л..., в...л, л...с, р...л..., п...л..., п...л....
9. Итог занятия. 
- Какие звуки и буквы учились различать? 
- Для чего учились различать? 
- Какие упражнения больше понравились?