Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ?].
Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ґ].
Цели: познакомить учащихся со звуками [ н ], [н ґ]., с буквами «Н», «н»; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения; развивать речь, логическое мышление учащихся.
Ход занятий.
1*Организационный момент.
Начинаем мы урок,
Затаив дыханье.
Кто же ступит на порог,
Гадаем в ожиданье. ( С. Чижова)
Появляется Незнайка.
-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).
Обидно Незнайке за имя своё.
Не хочет Незнайка не знать ничего.
Поможем бедняге мы грамотным стать
И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)
2* Повторение ранее пройденного материала
Вспомнить изученные буквы, расположенные в «Замке букв».
Чтение букв, буквосочетаний.
3* Определение темы урока.
- Назовите гостя, пришедшего к нам на урок.
- Незнайка – назовите первый звук.
- Назовите фамилию автора, придумавшего этого героя.
- Носов – назовите первый звук.
- С какими же звуками мы будем работать на уроке? А ещё мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.
- Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!
4* Книжная пятиминутка.
Незнайка: Как появился я, Незнайка?
И почему всё знает Знайка?
А кто придумал Пульку с Булькой?
А кто такой болтливый Гунька?
Как много слышу я вопросов!
Всех нас придумал автор Носов! (С. Чижова )
Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976).
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.
Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.
В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир – в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Произведения: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Телефон», «Затейники», «Дружок», «На горке» и др.
5* Изучение нового материала
.
Слого-звуковой анализ слов (учебник – стр. 45).
Характеристика звуков н , н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан». «конь».
Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.
Вывод:
звук [ н ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается), звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание), твёрдый;
звук [ нґ].– согласный, звонкий, мягкий;
оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн»).
«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).
- Поселим новую букву «н» в «Замок букв».
- Какое место она займёт и почему? (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной»,
т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки).
Из истории буквы «н».
- Сейчас эта буква называется «эн», а когда-то называлась иначе – «наш», т. е. «свой, принадлежащий нам». В старину так называлась буква, а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов:
«знай наших» - восхваление самого себя;
«наша взяла» - мы одержали победу;
«наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.
Работа с учебником (стр. 44 – 45) .
Составление предложений по картинке (по заданным схемам).
- Кто изображён на картинке?
Словарная работа:
богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;
былина – русская народная песня, сказание о богатырях.
- Какие русские богатыри вам известны7
- Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?
Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н».
Обучение письму строчной буквы «н».
*Зрительное восприятие.
-На что похожа буква «н»? (Работа с иллюстрациями на доске).
Там я букву «н» найду,
Где гамак висит в саду. (В. Степанов)
На букве «н» я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки. (Е. Тарлапан)
*«Тактильное знакомство» со строчной буквой «н» методом ощупывания буквы, вырезанной из наждачной бумаги, в направлении письма.
*Письмо буквы «н» с помощью вкладыша.
*Работа в прописи № 1 (стр. 24).
Написание буквы «н», слогов и слов с новой буквой после слого-звукового анализа.
Пальчиковая гимнастика.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят. (О. Узорова )
Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.
Риторическая пятиминутка.
Неожиданно появляется Буратино:
- Я сейчас торопился на урок и очень боялся опоздать. Кричу прохожему: «Скажи, сколько часов?» Он посмотрел на меня сердито, ничего не сказал и пошёл дальше. Незнайка. Ты
·случайно не знаешь, почему он не стал на мой вопрос?
Незнайка:
- Обращаясь к прохожему, ты допустил целых 4 ошибки. Ребята, давайте поможем Буратино их отыскать. (1 ошибка: обращался на «ты» к незнакомому взрослому человек, а надо на «Вы». 2 ошибка: не употребил волшебное слово «пожалуйста». 3 ошибка: выражение «сколько часов» не точно, его можно понять по-разному. Нужно было спросить: «сколько времени?» или «который час?». 4 ошибка: кричал, обращаясь к прохожему, надо было говорить спокойным голосом.
-Каким должен быть голос, когда мы обращаемся на улице к незнакомому человеку? (По высоте – средним, по силе – уверенным, спокойным).
Физминутка.
Буратино быстро мчался,
На пригорок он взобрался.
А затем он вниз стремился –
Чуть, бедняга не разбился.
Влево, вправо он петлял –
Всё же в школу опоздал.
Но не зря в класс торопился –
Быть культурным научился. (С. Чижова )
Продолжение работы с учебником (стр. 46).
Соотнесение предмета с местоимением. Работа с предложением: большая буква в начале предложения, в именах собственных, знаки в конце предложения. Чтение предложений.
Буратино знакомит с папой Карло, просит вспомнить название сказки.
Определение значения слова «на»: «возьми» и предлог, указывающий место.
Чтение стихотворения читающими учениками.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»:
- Отгадайте загадки:
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лиса)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
- Это герои сказки, которую нам предстоит вспомнить.
- Измените данные слова так, чтобы в них звучали новые изученные звуки. (Заинька, лисонька – ласковые слова).
- Какой изученный звук мы слышим в данных словах?
Рассказывание сказки по картинкам.
Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы).
Работа в прописи № 1 (стр. 25).
Слого-звуковой анализ слова «Незнайка».
Письмо восклицательных предложений (восклицательный знак, восклицательная интонация).
Письмо предложений в соответствии с правилами: первое слово в предложении и имена собственные пишутся с большой буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится пунктуационный знак ( . ! ? ).
Разминка для глаз с использованием тренажёра Базарного.
7* Закрепление изученного на уроке материала.
Упражнение «Слогочиталочка».
Дети читают слоги с изученной буквой, перемещая в абаке полоску с гласными; работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик», меняясь ролями.
Упражнение «Твёрдый – мягкий».
- Приготовьте карточки (синие и зелёные сигналы). Отгадайте загадки; определите, какой изученный звук встретился в отгадках; покажите нужную карточку.
На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Ноты)
Есть семь братьев,
Годами равные,
А именинами разные. (Неделя)
Лексическая пятиминутка.
*Слова-близнецы.
- Послушайте стихотворение, назовите слово, имеющее несколько разных значений. Объясните их. Определите местонахождение нового звука, дайте ему характеристику.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде, пропал и след.
Норка здесь, а норки нет! (А. Шибаев)
*Слова-наоборот (противоположные по смыслу).
- Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звуков н, н:
налево - (направо), высоко - (низко), верхний - (нижний), высушить - (намочить).
*Шарада (для читающих учеников).
С буквой «н», мои друзья,
Ничего не знаю я,
«Н» на «с» перемените –
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой «м» -
Я пальто у вас проем. (Ноль – соль – моль)
*Анаграммы (для читающих учеников):
насос - (сосна), накат - (канат), норма - (роман).
*Упражнение «Цветочная поляна».
Мы уже немало знаем,
А теперь мы поиграем –
Вспомним травы и цветы
С буквой «н» - и я и ты.
(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)
Если позволяет время, предложить прочесть читающим ученикам следующие четверостишия:
Я в холодный обнажённый сад пойду –
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят. (И. Бунин)
Расскажи, цветочек голубой,
Почему зовёшься незабудкой?
Не таись, сердечко приоткрой!
Наклонюсь и буду слушать чутко. (Т. Шорыгина)
Незабудок цвет чудесный,
В самом деле поднебесный.
Полдень, зноя душный плен,
Здесь повсюду буква («эн»).
7* Подведение итогов.
- С какими новыми звуками познакомились?
- Что узнали об этих звуках?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Урок окончен. (Домашнее задание в первом классе не задаётся)