Урок обучения грамоте в 1 классе. Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф ] [ф`].
Учитель: Берёзкина Юлия Дмитриевна.
Урок по грамоте в 1 классе.
Урок обучения грамоте Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф ] [ф`].
Цель: познакомить детей со звуками [ф ] [ф`] ,буквой Ф, ф.
Задачи: познакомить детей с новыми звуками, буквой, ознакомить с написанием буквы, чтение слогов с новой буквой;
развивать умение слышать звуки, обозначать их буквой, развивать мелкую моторику рук, внимательность, усидчивость;
воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, любовь к природе.
Оборудование: наглядные пособия (плакаты с зимним пейзажем), раздаточный материал, азбука- тетрадь.
1.Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Присаживайтесь!
2.Сообщение темы и цели урока:
-Давайте вспомним правила поведения на уроке!
На уроках будем мы
Старательны, внимательны!
По три раза повторять
Совсем не обязательно!
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Сначала подумай,
Потом отвечай!
Не бойся ошибиться –
Ведь ты пришёл учиться,
Не унывай, не мучайся –
Ведь на ошибках учатся!
- Ребят скажите, пожалуйста, какое сегодня число и месяц? А какой это месяц? (последний месяц зимы)
-Весна вот стучится в дверь, и праздник мам приближается!
-И мы сегодня отправимся в эти последние зимние дни в путешествие, познакомимся с новым звуком и буквой, и соберем для нашей мамы вот такую корзинку прекрасных природных подарков!
3.Повторение пройденного материала
-Ну что же отправляемся в путь!
-Мы начали наше путешествие и куда же мы пришли, что это за место? (на доске плакат с изображением поляны, покрытой белым снегом, на которой сидят снегири, разбросаны следы животных)
-Опишите эту зимнюю поляну!
-А кого вы видите на полянке? (птичек)
-Что это за птицы? (снегири)
-Эти птицы прилетаю к нам зимой, но так как зима подходит к концу они собираются улетать, но улетят они только после того как вы ответите на их вопросы!
1.«Птички на полянке».
Опрос. (Дети по одному выходят к доске снимают птичку, а на обратной стороне записан вопрос, учитель читает вопрос, дети отвечают)
1)Чем отличаются звуки от букв? (буквы мы пишем и видим, звуки слышим и говорим).
2)Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
3)Что вы можете сказать о гласных?
4)Что вы скажете о гласном звуке и?
5)Расскажите правило о гласных и согласных звуках.
-Ребята, вы очень хорошо ответили на вопросы снегирей, и они улетели, ну а теперь давайте ещё повнимательнее посмотрим на картинку, что ещё мы здесь видим? (следы животных)
2.Следы животных .-Вот посмотрите на поле четыре больших следа, что же на них написано?
«Поле покрыто белым снегом».
-Что же это написано? (предложение)
-Из чего состоит предложение? (из слов)
-Какой знак стоит в конце предложения ? А если бы стоял восклицательный знак? А если вопросительный как бы мы произносили?
-Найдите слова, которые начинаются на ту букву, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
-что о ней вы можете сказать?
-Придумайте слова с этой буквой.
-Молодцы ребята вот мы и справились с заданиями на поле.
-Посмотрите, ребята, снежок немного подтаял, и что мы видим? Это подснежник первый весенний цветок!
-Давайте мы в нашу корзинку для мамы положим один подснежник! (раздаю каждому подснежник, приклеиваем в корзинку).
-Ну что ребята продолжаем наше путешествие!
Физкультминутка
-Мы с вами так замёрзли на снежной поляне, давайте немного согреемся, перенесёмся на время в Африку, и станцуем танец «Чунга -чанга»(включается песня «Чунга -чанга»)
4.Изучение нового материала.
-Ребята наше путешествие продолжается! давайте отгадаем загадку, и узнаем куда же мы сейчас с вами попадём?
Выходит ученик и загадывает загадку:
Встал заснеженной стеной
Угрюмый, тёмный и глухой .(лес)
-Правильно ребята это лес?(вывешиваю плакат с изображением леса) Мы с вами так долго гуляли по полянке, что к лесу подошли уже вечером, темнеет, и плохо видно кто же есть в лесу? Чем же мы можем осветить, чтобы увидеть кто же тут в лесу? (фонарь)
-Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук [Ф])
-А этот звук новый с ним мы ещё не знакомы!
Артикуляция
-Давайте правильно мы с вами его произнесём! Мы закусываем верхними зубами нижнюю губку и выпускаем воздух! Давайте попробуем все вместе!
-Ребята вам эти звуки не знакомы? Кто же так фыркает? (ёжик).
-А как вы думаете этот звук гласный или согласный? (согласный)
-А почему вы так думаете? (потому что он не поётся.)
-А мы с вами что знаем о согласных звуках? ( они бывают твёрдыми а бывают мягкими)
-А в этом слове фонарь звук [ ф] какой? (твёрдый).
-Теперь составим звуковую схему слова фонарь!
-Ребята послушайте, что это за звуки? Давайте возьмём фонарь посветим в лес, кого мы видим? (вывешиваю картинку с изображением филина)
-Это филин!
-Какой первый звук вы слышите в этом слове? Какой он? (мягкий)
-Давайте составим звуковую схему и этого слова!
-Посмотрите на эти звуковые схемы, что мы можем сказать? (что звук [Ф], бывает твёрдым, и бывает мягким)
-А теперь ребята давайте сыграем в игру «Узнай звук»!
С нами будут играть Фея и Фунтик у каждого из них есть сундучки синий и зелёный.
-Мы должны разложить слова в сундучки, в сундучок феи мы положим слова с мягким звуком [Ф`], а в сундучок к Фунтику слова с твёрдым звуком [Ф]. (Показываю картинки, раскладываем слова)
1.Фрукты
2.флаг
3.кофта
4.шарф
5.фиалка
6.конфета
7.феерверк
8.салфетка
9.фокусник
10.жираф
-Ну что ребята вы очень хорошо справились с этим заданием !-А теперь выт придумайте слова, в которых есть звуки [Ф`][Ф]? (флаг, кофе, жираф)
-Определите, на каком месте находится звук [ф] в этих словах. (В начале слова, в середине, в конце слова)
-Ребята вы все справились с этим заданием, снег начинает таять, и что же мы видим? (на плакате появляется листочек)
-Давайте сорвём первый весенний листочек для мамы и положим его в нашу корзинку!
-Ну а наше путешествие продолжается! И мы подходим с вами к очень красивому месту, чтобы узнать, что это за место отгадайте загадку!
Загадка
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала —
Опять побежала. ( Река)
-А что это там плывёт такое по реке?
- А я вам скажу, это плывёт буква ф.
-Существует очень много слов с этим звуком, а что бы этот звук обозначить на письме, есть буква Ф. Посмотрите на неё внимательно. На что же она похожа? Давайте встанем и попробуем изобразить эту букву!
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки!
-А ещё на что же она похожа?
-Я сейчас вам покажу, как пишется эта буква, а вы внимательно посмотрите!
-Буква Ф состоит из трёх элементов – палочка с закруглением снизу в левую сторону и два овала, которые пишутся до середины линии. Давайте в воздухе мы напишем эти буквы. Существует большая буква Ф и маленькая ф. А для чего же большая и маленькая Ф.(дети отвечают)
Прописываем букву в своих прописях.
Физкультминутка
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
- Ну вот ребята мы подошли с вами к реке! Чем покрыта река зимой? Лёд начинает таять появляются льдинки! Что же на них написано?(слоги) Давайте прочитаем их.
1)Читаем слоги.
Фа,фо,фи,фу,фы,фара,фокус,факел,футбол-Ну что ребята и здесь мы справились с заданием, и что же мы видим, снег растаял, и появилась верба. Её мы положим с вами в нашу корзинку.
7.Итог.
-Ну что же ребята наше путешествие подошло к концу, мы прошли весь путь, собрали полную корзинку весенних подарков
Потрудились с вами очень хорошо!
- Скажите, что вы нового узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке?
-Я очень благодарна вам за этот урок хочу сказать, что вы сегодня очень хорошо поработали! За ваши знания и ваше поведения хочу вручить каждому из вас вот такое яркое, весёлое солнышко, хочу, чтоб ваши лица всегда светились радостью, счастьем!