Урок по литературе на тему: Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе (на материале двух стихотворных произведений А Фет «Бабочка», В.Набоков «Бабочка» и фрагмента стихотворения И.Бродского «Бабочка») (5 класс)


Жданова Т.В.
Конспект урока литературы
Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе (на материале двух стихотворных произведений: А Фет «Бабочка», В.Набоков «Бабочка» и фрагмента стихотворения И.Бродского «Бабочка»)
Цели:
Обучающая: показать учащимся явления мира живой природы как образы, созданные с помощью слов, музыки, произведений изобразительного искусства; помочь ученикам прочесть и осмыслить несколько небольших по объёму, но очень интересных и разных текстов, раскрыть художественные особенности изучаемых произведений на основе исследования образа бабочки; показать важность осмысления образа, слова;
Развивающая: создать условия для развития языковой, литературоведческой и культурологической компетенций; развивать у учащихся навыки анализа текста; научить находить общее и различное в нескольких произведениях и понимать своеобразное видение мира природы каждым автором; проследить связь литературы с музыкой, изобразительным искусством;
Воспитательная: воспитывать умение видеть прекрасное, воспринимать его, прививать любовь ко всему живому.
Методические приёмы: использование технологий критического мышления, интерактивных форм обучения, индивидуальная и групповая работа, словарная работа, аналитическая беседа.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация; репродукция картины Чюрлёниса «Ангелы»; распечатки с текстами стихотворений А.Фета, В.Набокова, И. Бродского с общим названием «Бабочка», тесты, варианты домашних заданий; запись музыкальных произведений под названием «Бабочка» композиторов А. Шнитке и Куперена.
Оформление доски: записана тема: «Образ бабочки в литературе (А. Фет, В.Набоков, И. Бродский), музыке, изобразительном искусстве»; эпиграф «По какой – то причине бабочки являются хранителями золотой пыли вечности… Эта пыль является пыльцой знания» (Карлос Кастанеда), отрывок из эссе Ф. Розинера к картине М.Чюрлёниса «Истина»: «миг – свеча – свет истины – бабочка – беззащитность – стремление к свету, знанию, счастью – человеческая душа – ангел – бесконечность - непознаваемость – вечность».
Ход урока
1. Введение в тему (слово учителя).
Образ бабочки уникален, потому что сочетает в себе хрупкость, бессилие и невероятное могущество, часто не подвластное ей самой. Бабочка летает на грани между жизнью и смертью, хрупкостью и могуществом, знанием и легкомыслием. Она неразрывно связана со смертью и возрождением. О бабочке и её таинственной связи с человеком, его душой размышляли многие поэты и философы, начиная с Лао Цзы, философа древности, который, проснувшись однажды, не мог понять: человек ли он, которому приснилось, что он бабочка, или бабочка, которой снится, что она человек.
Учитель: посмотрите презентацию, назовите образы, представленные в ней, определите тему, которая поможет нам сформулировать цели нашего урока.
2. Целеполагание.
После просмотра презентации ученики называют образ бабочки, отмечают богатство, неповторимость и многообразие проявлений этого образа в жизни и искусстве, отмечают, что, помимо образа бабочки, значительное место на слайдах было отведено образам свечи, света, ангела, души. Ученики предполагают, что эти образы имеют непосредственное отношение к образу бабочки, а значит, исследование образа бабочки в искусстве будет связано с названными ими другими образами. Узнав, что в презентации использована музыка А. Шнитке «Бабочки», учащиеся делятся впечатлениями о созданном композитором произведении и его настроении, замечают, что музыкальное произведение этого композитора помогает почувствовать важность выбранной темы, её сложность.
I стадия – стадия вызова, цель её – пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.
Какие вопросы можно поставить в связи с изучаемой темой? Ответы обучающихся. Почему образ бабочки часто встречается в поэзии, музыке, живописи? Чем привлекает он художников, поэтов, композиторов? Как видят его поэты, художники?
Учитель: для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим образы бабочек в разных произведениях искусства, сравним бабочек поэтов А. Фета, В. Набокова, выясним, в чём их различие и что общего (на партах – тексты произведений), попытаемся приблизиться к постижению загадки бабочки И.Бродского, познакомимся с бабочками художника Чюрлёниса и композитора Куперена, сравним образ бабочки этого композитора с образом бабочки А. Шнитке.
II стадия – осмысление, её цель – анализ произведений, объединённых образом бабочки, получение информации.
Работа с текстами. Ученик читает стихотворение А.А.Фета.
1). Обращаем внимание на ритм стихотворения, на его визуальный образ. (Пятиклассники без особых усилий отмечают, что чередование длинных и коротких строк создаёт ощущение порыва, мигания крыльев бабочки во время полёта).
2). Просим прокомментировать словосочетание «живым миганьем».
3). Предлагаем найти слова, которые являются, с точки зрения учеников, особенно важными и яркими для характеристики образа. (Учащиеся выделяют следующие слова и сочетания: «воздушным очертаньем», «живым миганьем», «лишь два крыла», «цветок лёгкий»…)
Подбирая определения – характеристики для образа, выясняем, что фетовская бабочка быстрая, лёгкая, воздушная, живая.
Обращаем внимание учеников на слово «живой». Выясняется, что это слово многозначное, ребята выбирают самое точное, на их взгляд, значение: «живое миганье» – быстрое. Несколько учеников предполагают, что помимо значения «быстрый» слово «живой» имеет смысловой оттенок «переливающийся», быть может, «разноцветный» («Бархат тельца бабочки переливается на солнышке разными цветами»).
Слово «дышать» (дети чувствуют его условность) встречается в стихотворении А.Фета в разных формах дважды: «и вот дышу», «дышать хочу». Пятиклассникам предлагается для выяснения значения слова «дышать» обратиться к своеобразному тесту. На доске записаны слова, ученики должны выбрать самое подходящее, на их взгляд, слово или словосочетание. Приводим этот тест:
1) существую; 2) живу; 3) сливаюсь с миром, который вокруг нас; 4) радуюсь; 5) ликую.
Школьники останавливаются на выборе нескольких значений: «живу», «радуюсь», «сливаюсь с миром…». На вопрос: почему слово «радуюсь» отражает сущность слова «дышать», а «ликую» - нет, ученики отвечают: «Слово «ликую» не подходит по тону к бабочке Фета, к настроению фетовского стихотворения». (Работа над стихотворением В.Набокова покажет, что одни и те же слова в разных контекстах могут иметь разные смысловые оттенки).
Вопрос, с кем разговаривает бабочка, не вызывает у пятиклассников затруднений: они легко находят вопросительные предложения и говорят, что разговор происходит с автором произведения. Вопрос же, почему бабочка просит не спрашивать, откуда появилась и куда спешит, подводит учеников к разным вариантам ответов. Наиболее любопытной представляется такая версия: «Бабочка живёт один миг, поэтому не хочет отвечать на какие – либо вопросы». Предлагаем ребятам проанализировать ряд слов (они выписаны из этимологического словаря), раскрывающих происхождение слова «мигать»: мигать (- миг -) – моргать – мерцать ( мерцание - слабое свечение) – меркнуть -, а потом объяснить значение слова «улечу», опять предлагая своеобразный тест:
1) исчезну; 2) умру; 3) растворюсь; 4) сольюсь с другим миром. Многие ученики считают, что наиболее близким по значению к слову «мигать» является слово «исчезну» (таким образом, мы подходим к выводу, что слова «улечу» и «дышу» в стихотворении А.Фета – контекстные антонимы), слово «умру» учащиеся отвергают, затрудняясь ответить, - почему. Они не всегда могут выразить очень точно воспринятое слово.
Шагом навстречу к постижению тайны является прочитанный учителем отрывок из стихотворения И. Бродского «Бабочка»: «Сказать, что ты мертва, но ты жила лишь сутки…».
Таким образом, ребята подведены к соприкосновению со смысловым символическим рядом из эссе Ф. Розинера к картине М.Чюрлёниса «Истина»: «миг … вечность».
После этого мы переходим к анализу стихотворения В.Набокова. Ребятам предложено после прослушивания второго стихотворения в исполнении артиста (аудиоматериал В.Г.Маранцмана) выписать те слова, которые встретились в стихотворении А.Фета. Ученики выписывают слова «живой», «дышат», «бархат». Устанавливаем их значение и сопоставляем со значением слов у Фета.
Пятиклассники отмечают, что у Набокова дышит не сама бабочка, а «дышат зубчатые нежные крылья», живое миганье фетовской бабочки сменяется «бархатом живым» у бабочки Набокова. Ребята отмечают, что в этом стихотворении за словом «живой» закреплено иное значение, противоположное фетовскому, - живой как антонимичное мёртвому, быть может, засушенному (ребята знают о страсти В.Набокова – энтомолога). Вместе с тем, они улавливают и общее между двумя бабочками: разноцветье перелива и миганья, - но отмечают, что бабочка В. Набокова ярче.
Со словом «ликует» мы соприкоснулись, говоря о стихотворении А.Фета. Обратим теперь на него особое внимание. Ребята запомнили его значение: «ликовать» - восторженно радоваться, торжествовать.
На уроках словесности ученики не раз соприкасались с высокой торжественной лексикой, поэтому задание выстроить последовательный ряд слов торжественной лексики не вызывает затруднений. Ребята выписывают слова: «сладостно светится», «припадая», «обращаясь к лучам», «ликуют», «мерцают Божественно», «грёза», «трепет», «Серафим», «дивное свидание», «священный узор».
Вопрос, какое настроение создал В.Набоков в своём стихотворении, какой образ бабочки открывается им, позволяет выявить следующее: настроение стихотворения торжественное, его создают слова соответствующей лексики; в образе бабочки чувствуется божественное начало (Серафим – посланник Божий). Вопрос, почему образ лирического героя должен узнать бабочку в Серафиме, подводит учеников к открытию: бабочка В.Набокова, как и Серафим, посланник Божий, это не просто бабочка, а бабочка – ангел. Кроме того, они находят «внешнее», цветовое сходство этих образов, открываемое словесным рядом: «светится», «к лучам», «мерцают Божественно», «жёлтой», и замечают, что золотистый нимб над головой Серафима напоминает жёлтую круговую бахрому бабочки в стихотворении. Обращаем ребят к репродукции картины Чюрлёниса «Бабочка». Они видят, что созданные художником образы ангелов напоминают набоковскую бабочку: взгляду зрителя открывается образ ангела-бабочки.
Для того чтобы ученики могли почувствовать образы представленных им бабочек, учитель предлагает послушать миниатюру Куперена «Бабочки». Ученики сопоставляют два музыкальных произведения, прослушанных ими на уроке, замечают, что образ бабочки Шнитке строже и торжественней, он больше напоминает набоковскую бабочку-ангела, а бабочка Куперена больше похожа на фетовскую, потому что она легка и игрива.
Теперь, когда ребята на этом этапе исследования поэтических произведений составили, на наш взгляд, достаточно яркие образы бабочек, обратим их внимание к двум картинам с изображением исследуемых образов
(такими их увидела будущая художница, студентка КГУ). Пятиклассники успешно комментируют эти два образа бабочек.
После этого мы обращаемся к третьему стихотворению с образом бабочки (вернее отрывку из него) – И.Бродского. Здесь, как и в стихотворении А.Фета, обращаем внимание на ритмику отрывка и приходим к выводу, что Бродскому особенно важно было выделить отдельные фразы, заключив их в долгие паузы. Ученики их легко находят: «и то, и это», «ты, как мысль о вещи», «звезды, лица, предмета», «мы – вещь сама»... Работаем над логическим ударением, без этого невозможно понять стихотворение И.Бродского. Пытаемся выяснить значение слова «вещь». Перед пятиклассниками возникает много проблем, потому что стихотворение это насыщено условностями. Тем не менее, ребята без труда указывают, что эта бабочка отлична от предыдущих. Один из учеников замечает, что эта бабочка с чертами звезды, лица, предмета, что если внимательно рассмотреть прожилки и узор крыльев бабочки, то можно увидеть любой предмет.
Ученики не могут сами создать словесный образ этой бабочки, потому что у Бродского это бабочка – символ. С этим произведением ребята смогут подробно познакомиться в старшем звене, пока же наша задача – дать возможность ученикам почувствовать образ – символ, соприкоснуться с таинством слова, яркого, выразительного, глубокого, многозначного.
III. Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке.
Ученикам предлагается дать характеристики бабочек, продолжив текст:
«В результате обращения к образу бабочки я увидела, как по-разному можно описывать одно и то же существо.
Для А. Фета бабочка – это …
У В. Набокова бабочка - …
У И. Бродского - …
У А. Шнитке - …
У Куперена - …
У Чюрлёниса -…
IV. Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя бабочка». Нарисовать её.
Найти произведения в литературе, искусстве, посвящённые образу бабочки: прочитать, рассказать о них.
Творческим группам создать презентации на тему «Бабочка».

Материал к уроку для учащихся.
«По какой – то причине бабочки являются хранителями золотой пыли вечности… Эта пыль является пыльцой знания» (Карлос Кастанеда).
Фрагмент из эссе Ф. Розинера к картине М.Чюрлёниса «Истина»: «миг – свеча – свет истины – бабочка – беззащитность – стремление к свету, знанию, счастью – человеческая душа – ангел – бесконечность - непознаваемость – вечность».
Тест 1.
Объясните значение слова «дышу» в стихотворении А.Фета, подобрав к нему наиболее близкое по смыслу:
1) существую;
2) живу;
3) сливаюсь с миром, который вокруг нас;
4) радуюсь;
5) ликую.
Тест 2.
Объясните значение слова «улечу», подобрав к нему наиболее близкое по смыслу:
1) исчезну;
2) умру;
3) растворюсь;
4) сольюсь с другим миром.
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя бабочка». Нарисовать её.
Найти произведения в литературе, искусстве, посвящённые образу бабочки: прочитать, рассказать о них.
Творческим группам создать презентации на тему «Бабочка».
Афанасий Фет. Бабочка.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Владимир Набоков. Бабочка.
Бархатно-чёрная, с тёмным отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой.
Сладостно светится ряд васильково-лазоревых зёрен
вдоль круговой бахромы, жёлтой, как зыбкая рожь,
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
То припадая к коре, то обращаясь к лучам…
О как ликуют они, как мерцают Божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь,
Здравствуй, о, здравствуй, грёза берёзовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей,
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
Крылья узнаю твои, этот священный узор.
И.Бродский
Я думаю, что ты —
и то и это:
звезды, лица, предмета
в тебе черты.
Кто был тот ювелир,
что, бровь не хмуря,
нанес в миниатюре
на них тот мир,
что сводит нас с ума,
берет нас в клещи,
где ты, как мысль о вещи,
мы — вещь сама?