Конспект по обучению грамоте на тему Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [йэ] 
Конспект по обучению грамоте 
Тема урока: Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
Цель урока: познакомить учащихся с гласными буквами Е, е, обозначением буквой е звуков [й’э].
Задачи: научить правильно составлять предложения; формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. 
Формирование УУД: 
Регулятивные:
-  формулировать учебную задачу, удерживать и составлять план и последовательность действий.
Познавательные: 
- использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: 
- задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.
Этап урока Формирование предметных умений Формирование УУД
Организационный момент 
Актуализация знаний 
Физкультминутка 
Постановка темы и целей урока 
Работа по теме урока
Рефлексия  - Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
- «Сегодня мы отправляемся в путешествие. Чтобы оно получилось удачным, нам нужно внимательно слушать учителя, всем активно работать, поддерживать друг друга.
- А куда мы отправляемся, догадайтесь:
- Есть друг зелёный у ребят
И он всегда ребятам рад.
Весной он веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Полон сказок и чудес,
Этот друг – зелёный…….?
Мы с вами пойдём путешествовать в лес. 
II. Повторение.
Игра «Волшебный мешочек».
В мешочке лежат буквы, вырезанные из бархатной бумаги. Дети на ощупь угадывают букву и достают её из мешка. Из букв составляют слово «лес».
- Составьте различные предложения с этим словом.
- Из чего состоит предложение? 
- из слов
Игра «Собери слова".
У учителя на доске слова: Лес. Богатство. Наш. 
Дети хором произносят каждое слово.
- Это предложение? Почему не предложение?
- Попытайтесь угадать слова, которые ребята произносят.
(Богатство. Наше. Лес.) Выстраивают слова в нужной последовательности и читают пословицу.
Игра на развитие внимания и памяти.
 Читаю стихотворение.
- Богатырь стоит богат. Угощает всех ребят.
   Ваню – земляникой, Таню – костяникой.
   Машеньку – орешком. Петю – сыроежкой.
   Катеньку – малиной. Васю – хворостиной.
- Назови имена детей и то, чем их угощает лес.
Чтобы лес впустил к себе в гости, нужно найти на доске и показать схему к слову – «лес»
На доске различные схемы, дети находят подходящую схему и доказывают.
- « Здравствуй лес - дремучий лес, полон сказок и чудес!»
Мы попали на лесную поляну. На этой полянке большой живет волшебник очень злой. Он деревце заколдовал, все листочки оборвал. Деревце скорей спасём. Ему листочки все вернём.
На доске рисунок берёзы, а рядом рассыпались листочки с изученными буквами. Дети берут листочек, дают характеристику звуку, группируют.
- Как отличить гласный звук от согласного?
Выполняют физкультминутку "Ветер"
- Давайте вспомним, какую хитрую букву мы изучили на прошлом уроке? 
- Букву е.
- Сегодня мы продолжим изучать нашу тема, а именно продолжим знакомство с буквой е и ее звуками. 
- Откройте учебник на стр. 74. 
Выполняем первое задание. 
- Назови слова с противоположным значением. 
- Прочитайте первую строчку как образец. 
Старые - новые
Высокие - низкие 
Толстые - худые. 
- Выполняем второе задание. Назови слова, которые отвечают на вопрос какие? 
- Сосны - сосновые 
Осины - осиновые 
Ели - еловые 
- Слова, которые отвечают на вопрос какие? какой? какая? это имена прилагательные. 
Прочитайте текст на стр. 74. Найдите предложения о лесе. Замени слово красивый другим словом. Какое предложение получилось? 
-Какие предложения о лесе есть в тексте?
- В лесу высокие сосны и ели. 
  Красивы русские леса. 
- Замените слово красивые другим словом.
- Прекрасны русские леса. 
Выполняем упражнения на стр. 75. 
Прочитайте слоги в рамочке.
Не    ке      те   се    ре  ле    веНи    ки     ти   си   ри  ли    виВыполняем следующее предложение. 
Прочитайте текст. Определите, сколько слов в предложение.
- Как называется текст? 
- Река
- Сколько в этом тесте предложении?
- 5
- Прочитайте первое предложение.
- Около леса река. 
- Ребята, посмотрите, какой знак я показываю?
- две звездочки
- Что обозначает этот условный знак? 
- Работа в парах
- Вы сейчас между собой обсудите, что вы узнали из текста о реке. 
- Найдите в тексте слово, в котором: два слога и все согласные звуки твердые; два слога и все согласные звуки мягкие. 
- Ребята, какую тему мы сегодня повторяли? 
- Что было трудным при выполнении задания? 
- Какое задание вам понравилось и почему?  - Как вы понимаете эту пословицу? 
(ответы детей) 
- Какой вывод можем сделать? 
Лес кормит, поит, лечит, является домом для животных.
- Почему лес угостил Васю – хворостиной? 
- Ребята, а какие правила надо соблюдать в лесу? 
(Вспоминаем правила поведения в лесу.)
- Почему буква е "хитрая"?
- Буква е дает два звука. 
- В каких случаях буква е дает 2 звука? 
- Буква е дает два звука если буква е стоит в начале слова или стоит после гласной. 
- Ребята, а какие цели поставим перед собой? 
(ответы детей) 
- Каким термином мы обозначаем слова, имеющие противоположное значение?
- антонимы 
- Как вы думаете, почему текст называется река? 
- В данном тексте речь идет о реке, ее автор описывает. 
- Докажите, что это предложение. 
- Около леса река - это предложение, т.к. все слова связанны по смыслу и грамматически. В предложение выражена главная мысль.