Рабочая программа элективного курса «Язык твой – друг твой» (9 класс)
Пояснительная записка
Современная школа предъявляет новые требования к знаниям уч-ся по русскому языку. Образовательные стандарты содержат не только перечень знаний орфографии и пунктуации, которые должен усвоить уч-ся, но также широкий круг умений, составляющих содержание коммуникативной компетенции.
Предложенный курс «Язык твой – друг твой» предполагает углубление знаний уч-ся
о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности.
В настоящее время в России проблема овладения свободным, подлинно культурным
словом для любого члена общества как никогда актуальна.
Культура речи - это «живое» образное слово. В нем имеют значение три составные: кто говорит, что говорит и как говорит. Психологами доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не дает ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить.
Однако произнести речь - искусство немалое. Оно требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запaca, всей духовной сферы, психологической устойчивости.
Предполагаемый курс не только опирается на знания, умения, навыки, полученные учащимися в процессе изучения базового курса русского языка, но и углубляет их, а также помогает восполнить в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовить его к дальнейшему деловому общению.
Настоящая программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 класса.
На изучение курса отводится 17,5 часов (0,5 часа в неделю).
Цели курса:
развитие общей языковой культуры учащихся;
воспитание уважения к родному языку;
формирование представлений о культуре общения;
обучение уч-ся умениям и навыкам, необходимым в современной жизни.
Задачи курса:
- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;
- совершенствовать навыки владения нормами устной речи;
- развивать познавательные способности и творческие возможности учеников, помочь им осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека;
- заинтересовать учащихся в посещении данного курса с помощью подбора разнообразных форм занятий.
Элективный курс может быть предложен учащимся гуманитарного направления, но может быть использован также и в классах любого профиля.
Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения, учатся определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления.
Возможны такие виды деятельности учащихся, как устные сообщения с последующей дискуссией, анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания, ролевые игры, семинары, составление таблиц, изготовление наглядных пособий-памяток, участие в работе школьного пресс-центра.
Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции. Зачетная работа может быть представлена в форме проекта: презентации, буклета, оформления стенда, альбома, выпуска номера школьной газеты. Предлагается оценивать работу учащихся по системе зачёт/незачёт.
Основное содержание программы
Русский язык в жизни современного человека.
Язык деловых бумаг: от приказного языка эпохи Петра I до официально-делового стиля современной России.
Русский язык в мире рекламы.
Правила делового общения, позволяющие создать хорошее впечатление.
Словарный запас человека: резервы развития.
Язык, созданный современными средствами связи (язык SMS).
Правила переписки по электронной почте.
Правила написания делового письма.
Русский язык в телефонном общении.
Русский язык на торжественных мероприятиях (правила составления тостов и поздравлений).
Исследовательская работа и защита проектов.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
ТЕМА
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Ча-сы
Дата провед.
План.
Факт
1.
Русский язык в жизни современного человека.
Показать учащимся значение русского языка в жизни современного человека.
1
2-3.
Язык деловых бумаг: от приказного языка эпохи Петра I до официально-делового стиля современной России.
Познакомить с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки;
отработать навыки составления деловых бумаг.
2
4-5.
Русский язык в мире рекламы.
Дат представление о законах рекламных текстов, научить составлять тексты рекламного характера, познакомить с требованиями к составлению резюме.
2
6-7.
Провожают по уму А как встречают?
(Как создать о себе приятное впечатление?)
Познакомить с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе приятное впечатление во время деловой беседы, разъяснить, из каких составляющих складывается понятие « приятный собеседник», побудить к стремлению развивать в себе качества, присущие хорошему собеседнику, и привычки, способствующие принятию человека в обществе.
2
8-9.
Словарный запас человека: резервы развития.
Показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека; дать рекомендации, следуя которым, можно увеличить словарный запас.
2
10.
Что может рассказать визитная карточка о ее владельце?
Дать представление об истории развития этого аксессуара делового человека, познакомить учащихся с требованиями к оформлению визитных карточек, с этикетными правилами обращения с визитками
1
11.
Язык SMS : быть или не быть?
Познакомить уч-ся с историей создания языка SMS и его отличительными признаками; помочь сформировать правильное отношение к данному языковому явлению; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
1
12.
Пишем электронные письма.
Познакомить уч-ся с основными правилами
электронной переписки; выявить различия обычных и электронных писем.
1
13-14.
Деловое письмо: создаем себе репутацию.
Познакомить с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки, формировать навыки написания делового письма.
2
15.
Русский язык в телефонном общении.
Познакомить с правилами ведения телефонного делового разговора.
1
16.
Уроки симпосиарха (занятие, посвященное искусству говорить тосты и составлять поздравления).
Познакомить уч-ся с основными законами жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства, дать алгоритм составления тостов и поздравлений.
1
17.
Заключительное занятие. Защита проектов.
Развивать умение осуществлять презентацию проектов.
1,5
Ожидаемые результаты к концу обучения
На момент окончания курса учащиеся должны знать:
историю делового общения;
правила общения;
деловой этикет, его виды;
этикет общения в компьютерных сетях;
нормы устной речи;
основные виды эмоционального воздействия на слушателя.
Учащиеся должны уметь:
правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему;
вести беседу, говорить по телефону;
оформлять деловые бумаги;
- подготовиться к переговорам, к выступлению, проведениюделового совещания;
работать в компьютерных сетях;
правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов;
использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя.
Критерии оценивания работы учащегося.
Содержание. Ясность и четкость представленной информации. Соответствие представленной информации содержанию проекта. Должен быть отражен исследовательский характер работы учащегося, ясна логика исследования, выводы содержательны.
Индивидуальность. В работе отражены наиболее яркие (наиболее удачные) результаты исследования.
Структура. Соответствие структуры данной работы общепринятой структуре (наличие заголовка, фамилии авторов, целей, задач, хода эксперимента, выводов, списка ресурсов и т.д.).
Оформление. Соответствие оформления работы эстетическим нормам и нормам русского языка. Привлекательность и эстетическое наполнение представленной информации. Разумность и достаточность оформительских эффектов.
Ресурсное сопровождение. Соответствие указанных ресурсов тематике проекта и возможностям учащихся.
Методические и учебные пособия по русскому языку
Литература для учащихся
Барашков В. Ф. А как у вас говорят? - М., 1986.
Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.
На подступах к риторике / авт-сост. В. Я. Коровина: пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: Мнемозина, 1996.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секрет стилистики: Правила хорошей речи. - М.: Рольф, 1996.
Культура речи: словарь-справочник/ авт.-сост. Н.В.Лошкарева, Н.В.Углова, Н.В.Юшкова, И.Н.Ковалюк. – Липецк: ИРО, 2007.
Литература для учителя
Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи. - М., 1991.
Богданов В. В. Речевое общение. -Л., 1990.
Введенская Л. А., Павлова, Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов / НД, 1998.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. - М., 1988.
Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995.
Колесов В. В. Культура речи. - Л.: Ленинград, 1988.
Казанский О.А.. Игры в самих себя. – М.: Роспедагенство,1995.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15