Конспект Использование электронных тестов как средство оценки освоения и достижения планируемых результатов
Использование электронных тестов как средство оценки освоения и достижения планируемых результатов (слайд 1)
(слайд 2) Понятие «тест» в широком смысле слова означает любую проверку знаний, умений или навыков, а также оценку способностей обучаемого и его психологических параметров. Однако весьма часто тестирование рассматривается в более узком значении. В этом случае тестом называют такую форму проверки знаний, при которой испытуемому предлагается не только набор вопросов, но и несколько вариантов ответа на каждый из них, среди которых он должен выбрать один или несколько правильных. (слайд 3) Тесты бывают ˅текстовые и ˅электронные.
Основным преимуществом тестирования по сравнению с другими формами контроля является относительная быстрота его проведения, а также большие возможности автоматизации этой процедуры как в плане выбора вопросов, так и в ходе оценки результатов тестирования. Последнее способствовало тому, что тесты начали активно развиваться в период зарождения «машинного обучения», т.е. во второй половине ХХ в., а наибольшую популярность приобрели в настоящее время в связи с широким распространением компактных и мощных ЭВМ в организациях, связанных либо с обучением, либо с контролем знаний. Таким образом, при рассмотрении проблем тестирования чаще всего подразумеваются вопросы создания и применения электронных тестов.
Несмотря на свою привлекательность и широкое распространение, тесты вообще и электронные тесты в частности по-прежнему вызывают ряд дискуссионных вопросов и проблем методического, психологического и технического характера. Проведенный анализ литературы и готовых тестовых материалов в совокупности с собственным опытом позволил сделать вывод о том, что степень проявления всех названных проблем существенным образом зависит от параметров теста. Поэтому их рассмотрение рационально начать с типологизации электронных тестов.
(слайд 4) Электронные тесты можно классифицировать по нескольким параметрам. В частности, с точки зрения назначения можно выделить следующие тесты:
˅ - контролирующие, в которых выбранные учащимся ответы не комментируются, а по завершении теста выводится итоговая оценка;
˅ - с объяснением сделанных ошибок, в которых после каждого ответа выводится соответствующее сообщение, в случае ошибки дополненное правильным ответом;
˅- обучающие, в которых помимо тестирующей части присутствует теоретический материал, содержащий в неявном виде ответы на все вопросы теста.
Все перечисленные виды электронных тестов могут иметь функцию регистрации и хранения результатов, например, для последующей оценки динамики изменения уровня знаний.
(слайд 5) Следующим признаком классификации может выступать количество предлагаемых вариантов ответа на каждый из вопросов, а также количество среди них правильных. Здесь, как правило, выделяют следующие типы тестов:
˅- бинарный тест, в котором для ответа на каждый из вопросов выдается всего лишь два варианта, один из которых является правильным;
˅ - тест «один из множества», в котором нужно выбрать один правильный ответ из нескольких (три и более) вариантов;
˅ - тест «множество из множества», в котором требуется выделить несколько правильных ответов из нескольких представленных (в том числе возможна ситуация, когда в одном из вопросов все представленные ответы правильные);
˅ - тест на соответствие, в котором все представленные ответы правильные, но испытуемому требуется расставить их в определенном порядке.
Главный методический вопрос применения тестового контроля: насколько результаты тестирования адекватны реальному уровню знаний контролируемого субъекта, то есть насколько можно доверять результатам теста? Дело в том, что в любом тесте есть вероятность «слепого угадывания» тестируемым номера варианта, содержащего правильный ответ. Кроме того, есть опасность, что выдаваемые обучающемуся ошибочные варианты ответа он может запомнить как верные, а это равносильно дезинформации. Причем, если вероятность «слепого угадывания» при увеличении количества предлагаемых вариантов ответа снижается, то вероятность запоминания неверного ответа, напротив, возрастает.
В некоторых случаях электронные тесты предусматривают возможность ввода обучающемуся собственного вари анта ответа на вопрос. Это позволяет преодолеть сразу обе представленные выше трудности. Но разработка таких тестов требует не только высокой квалификации составителя теста, но и значительных трудозатрат, поскольку возникает необходимость предусмотреть все варианты формулировок правильного ответа, в том числе с учетом регистра и знаков препинания. Возможность создания абсолютно универсальных тестов, по-видимому, маловероятна.
Для контроля знаний используется компьютерное тестирование, которое повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест ит.д.).
Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся.
Подробнее остановлюсь на электронных тренажерах, которые я использую на своих уроках, коррекционных занятиях, индивидуальной работе на самоподготовке.
(слайд 6) Например, тренажер «Отличник» - это программа, которая способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку. Каждый ученик имеет свою страничку. Все полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок. http://www.otlichnyk.ru/ В настройках программы имеется возможность выбирать различные виды примеров по математике. Вы также можете самостоятельно составить задание, выбрав различные шаблоны примеров, а также их количество.С помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу также встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем.
Тренажер используется и при первичном закреплении, и при закреплении изученного, и при контроле знаний практически по всем темам, изучаемым в начальной школе.
Выполнив задание с ошибкой, дети могут еще раз вернуться к теоретическому материалу, правилу, прочитать его, лучше осознать.
(слайд 8) Следующий тренажер, который применяю на своих уроках – это тренажер «Письменное деление» (автор Гесслер Д. М) http://www.otlichnyk.ru/ Этот тренажер использую для отработки навыков письменного деления на уроках математики в 3 и 4 класса. Очень важно, что тренажер позволяет детям самостоятельно выбирать оптимальный для них уровень сложности, позволяет обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.
Программно-методический комплекс «Семейный наставник» позволяет организовать диагностику и коррекцию, визуальный контроль за усвоением учебного материала с последующей выдачей индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
(слайд 7) Наставник – ключевая программа. nastavnik.ru›download.shtmОсновные функции программы «Наставник»:
˅ - проведение первичной и уточняющей диагностики;
˅ - формирование конкретных индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов;
˅ - определение режимов учебной работы;
˅ - запуск коррекционных и дополнительных тестов, тестов «Работа над ошибками»;
˅ - контроль за усвоением учебного курса;
˅ - анализ усвоения учебного курса при помощи диаграмм усвоения и визуального цветового контроля;
˅ - проведение диктантов, уроков и экзаменов;
˅ - запуск программы "Тестировщик" и "Корректор".
Используются тесты не только для индивидуальной работы, но при работе в парах. Пары формируются по принципу: сильный - слабый. Сильные помогают более слабым ученикам, а отстающие дети не замыкаются в себе, не испытывают чувства тревожности.
Эксперименты и результаты диагностического обследования показали, что систематическое использование данного комплекса позволяет ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, повысить их учебную мотивацию.
На уроке закрепления изученного материала и индивидуально-коррекционных занятиях использую электронные тренажеры или тесты, кроссворды, индивидуальные задания. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала, вести работу над ликвидацией пробелов в знаниях для лучшего усвоения программного материала. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Задания создаются индивидуальные, в зависимости от возможностей ребенка. Работая с заданием на компьютере и получая объективную оценку, ребенок имеет возможность исправить ошибку. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером, автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить.
( слайд 9) Создание и применение электронных тестов является одним из перспективных направлений совершенствования сферы образования. Решение возникающих при этом проблем возможно лишь при совместном участии преподавателей, психологов , дизайнеров и программистов.
Литература
Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34
Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.
Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. – 2009. – №2. – С. 38-43.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
Ковалёва А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. – М., 2006. – 78 с.
Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г
Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе// Москва, ВЛАДОС, 2001 .
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.