Активные методы обучения как средство достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС
Минина Ирина Валерьевна,
БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»
Активные методы обучения как средство достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Современное общество характеризуется возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Всё это придаёт особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему [3, с. 4]. В современной образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем [3, с. 10].
Активные методы обучения (АМО), на мой взгляд, являются одним из способов формирования у обучающихся не только личностных и коммуникативных УУД, но и регулятивных, познавательных УУД. АМО – методы, стимулирующие познавательную деятельность учеников. Такие методы характеризуются высоким уровнем активности обучающихся [2], обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала и строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии [1].
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В связи с этим, активные методы (АМ) можно условно разделить на следующие группы: 1) АМ начала образовательного мероприятия; 2) АМ выяснения целей, ожиданий или опасений; 3) АМ презентации учебного материала; 4) АМ организации самостоятельной работы над темой; 5) АМ релаксации; 6) АМ подведения итогов урока.
Приведу несколько активных приёмов, используемых мной на уроках.
Активный приём выяснения целей, ожиданий или опасений «Фруктовый сад»
Заранее готовятся два плаката с нарисованным деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Примечание: перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Активный приём организации самостоятельной работы над темой «Автобусная остановка»
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Активный приём презентации учебного материала «Кластер»
Перед тем, как познакомить своих учеников с этим приёмом, начинаю урок с так называемого дидактического фокуса. Идея такого фокуса описана в статье Рустама Курбатова «Нарисуйте план урока». Начинаю так: «Нам предстоит многое узнать и запомнить. Откройте учебник, просмотрите материал урока. Много ли придётся запоминать сегодня? Большой объём информации сложно запомнить. Сейчас я Вам покажу фокус. Видите этот лист? Обычный лист - можете его потрогать. А вот мой карман. Видите - лист не умещается в карман (делаю попытки вложить лист бумаги в карман - залезает лишь кончик). А теперь закройте глаза...» Дети закрывают глаза, я складываю лист в восемь раз и кладу в карман. «Теперь откройте глаза, листа нет. Видите, он поместился в карман!» - достаю сложенный листок и разворачиваю его. Смысл этого «дидактического фокуса»: история, рассказанная учителем или прочитанная в книге - это лист бумаги. Лист не помещается в голову. Чтобы история «уложилась», ее надо «свернуть» или «упаковать». Далее говорю: «Вы хотите всё, что я вам расскажу, запомнить быстро и надолго? Тогда нам надо научиться правильно «складывать» истории! Мы не только ответим на вопросы нашего урока, но и научимся «упаковывать» информацию в нашей памяти. В этом нам поможет метод кластера» [4]. Далее объясняю детям, что такое кластер. Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Возьмём для примера модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации [5]. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Такой приём можно использовать как на стадии знакомства с новым материалом, выяснения целей, ожиданий и опасений, так и при организации самостоятельной работы, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Активный приём презентации учебного материала «Дерево мудрости»
Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки (я использую магнитики или каучук), с помощью которых можно прикрепить записки к заготовленному заранее дереву, листочки, вырезанные из цветной бумаги, фломастеры. Сначала предлагаю внимательно прочитать, текст, а после прочтения прошу каждого написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту, подписать под вопросом свое имя, чтобы все поняли, кто его автор, прикрепить листок скрепкой к «дереву». Далее каждый по очереди подходит к дереву, снимает записку, читает вопрос вслух и старается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Ценность данного методического приема в том, что ученики узнают ответы на все поставленные вопросы к изучаемому материалу.
5. Активный приём подведения итогов урока «Синквейн»
Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов активного обучения. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями, а также формированию УУД в соответствии с новыми требованиями к результатам ФГОС.
Список литературы:
Активные методы обучения. Электронный курс/ Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал Мой университет. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Глоссарий. Федеральный портал «Российское образование». - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.
Курбатов Рустам «Нарисуйте план урока». . - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Резина Л. В. «Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]