Обобщение педагогичского опыта Метапредметные результаты обучения химии
Метапредметные результаты обучения химии
Определения используемых понятий
Метапредметные результаты – «освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и свестниками, построение индивидуальной образовательной траектории» (ФГОС ООО 2010).
Планируемые результаты обучения – диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, представленные в виде системы умений и задач.
Образовательные результаты – изменения в личностных ресурсах учащегося, которые могут быть использованы при решении значимых для него проблем. Образовательные стандарты устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы ООО и СОО, в том числе к метапредметным результатам.
Оценка – заключение о качественных характеристиках какого-либо явления или процесса, выраженное в описательной или количественной форме. В педагогике – способ и результат, устанавливающий соответствие или несоответствие знаний и умений учащихся целям и задачам обучения.
Универсальные учебные действия – обобщенные способы действий учащихся, направленные на организацию своей учебной деятельности, на формирование способности к саморазвитию и самосоверсшенствованию. Термин в широком смысле означает «умение учиться». В более узком значении это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Обобщенные умения – основаны на понимании учащимися содержания и структуры деятельности, на самостоятельном определении и соблюденияи последовательности выполнения операций и действий. Отличительный признак ОУ – это свойство широкого переноса с одного вида деятельности на другой.
Требования ФГОС к результатам обучения в ООО и СОО школе.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать и наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и при профессиональной ориентации.
Таким образом, можно констатировать, что во ФГОС метапредметные результаты рассматриваются как усвоения понятия, сформированные умения и компетентности учащихся, обеспечивающие в комплексе «умение учится» способность решать разнообразные, встающие перед подростками проблемы.
Положение стандарта ориентируется все компоненты образовательного процесса в школе на достижение образовательных результатов. В сфере обучения химии это означает приведение не только цели, содержания, но и организационных форм, методов и средств обучения, а также системы оценки достижений ученика в соответствии с требованиями ФГОС. В этом проявляется один из основных принципов дидактики – единство процессуальной и содержательной сторон обучения.
Традиционно учитель химии основное внимание уделял предметным результатам. Но в жизни ребенок нечасто сталкивается с задачами, аналогичными тем, что включены в учебник химии. Напротив, чаще всего решение жизненных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, «что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом».
Уровень достижения метапредметных результатов является предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы. При оценивании учитываются сформированность умений проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных проблем. Поэтому перед учителем стоят задачи не только обеспечивать освоение общих учебных умений учащимися, но и осуществлять проверку, отслеживать динамику формирования умений, анализировать полученные данные, выявлять затруднения учеников, проводить коррекцию учебного процесса и т.п. эти задачи решаются при проведении диагностики сформированности универсальных умений.
Метапредметные результаты как система
Сложная структура содержания обучения обуславливает сложную структуру метапредметных результатов. Рассматриваемые в этом контексте планируемые результаты уточняют конкретизируют понятие «метапредметные результаты» как с позиции обеспечения возможности их достижения в процессе изучения химии, так и с позиции их оценки.
Планирумые метапредметные результаты химического образования - осваиваемые в процессе изучения химии.
Виды учебной деятельности и входящих в их состав умения, которые лежат в основе важнейших способностей человека; умение учиться и решать возникающие в жизни проблемы;
Межпредметные понятия, конкретизированные на предметном материале химии.
Деятельностная составляющая метапредметных результатов
Основное внимание при таком подходе уделяется тем видам деятельности и общим учебным умениям, в формировании которых изучение химии может внести наибольший вклад.
Логика познания научного познания, традиционного для нашего учебного предмета, диктует использование определенных видов деятельности учащихся. Планирование метапредметных результатов осуществляется по сферам применения УУД, значимых для подростков: познание, обучение, интеллектуальное развитие, различные виды коммуникаций, информационная среда и т.п. Такой подход позволяет выделить важнейшие виды деятельности, которые могут эффективно освоены учащимися при изучении основ химии. В рамках этих видов деятельности выделяется общие учебные умения и определяются объективные показатели их сформированности.
Метапредметными результатами изучения химии должны стать следующие УУД:
Информационная
Коммуникативная
По решению проблем
Общие научные методы познания
Логические умения как инструментальная основа учебно-познавательной деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, в том числе с использованием ИКТ
Так, познакомившись с правилами выделения веществ из растворов выпариванием, учащиеся еще не могут самостоятельно применять эти знания. Для овладения умением ему необходимо неоднократное выполнение всех положенных действий в нужной последовательности. Выпаривание – предметное умение. Достижение МР умение проводить эксперимент, обобщать, абстрагировать и перенос освоенных действий в новые условия.
Система общеучебных умений направлена на развитие у учащихся способностей к саморазвитию и самообразованию; на повышение эффективности учебной деятельности в процессе освоения образовательных программы.
К универсальным УУД относятся
Работа с текстом
Обработка информации
Информационный поиск
Коммуникативные УУД, направлена на адекватную передачу информации, выражение своей точки зрения в устной и письменной формах, на осуществление межличностного общения, кооперацию в процессе деятельности:
Составление письменного текста в соответствии с поставленной целью;
Устное сообщение
Сотрудничество в группе
Умения деятельности по решению проблем, которые обеспечивают возможности планирования, организации, самоконтроля, регулирования и самооценки учебной и внеурочной деятельности учащихся, овладение научным подходом к решению различных задач:
Идентификация (определение) существующей проблемы и понимание необходимости ее решения;
Целеполагание и выдвижение гипотезы
Планирование деятельности по решению проблемы
Осуществление деятельности в данных условиях
Обработка, осмысление, интерпретация результатов, формулировка выводов
Оценка результатов продукта деятельности
Коррекция деятельности
Представление результатов
Установление причинно-следственных связей и состав деятельности по решению проблем необходимо дополнительно выделить и детализировать виды деятельности, специфические для естественно-научных предметов:
Наблюдение
Измерение
Моделирование
Проведение эксперимента
Исследование
Логические универсальные умения – инструментальная основа (средство решения) и условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач
Анализ
Синтез
Сравнение
Сопоставление
Обобщение
Систематизация
Классификация
Доказательство
Определение понятий
Установление аналогий.
Знаниевая составляющая МР
Наш учебный предмет имеет уникальные потенциальные возможности в формировании и развития межпредметного знания, которыми не обладает ни один другой учебный предмет естественно-научного цикла. Используя для объяснения химических явлений знания физики, мы готовим почву для курса общей биологии, при изучении которого школьники не могут обойтись без химических знаний.
Положение химии между биологии и физики нашло отражение в содержании химии. Так по теме «Скорость химических реакций» 9 класс:
Что в физике называют скоростью?
В каких единицах измеряют скорость перемещения тела?
Многие процессы , протекающие в организме человека, являются каталитическими реакциями. Например, для получения глюкозы из крахмала требуется длительное кипячение крахмального клейстера с раствором серной кислоты. В организме крахмал в глюкозу превращается очень быстро, в чем вы можете убедится в тщательном пережевывании хлеба. Скорость реакции между крахмалом и водой резко увеличивается благодаря ферменту амилазе.
Рассматривая содержание общего образования в целом, без привязки к какому-либо учебному предмету, соответствует современным представлениям о МР. Работа учителя должна быть направлена на три ключевые момента:
Обучение восприятию и переработке информации, которая включая в себя находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, при необходимости пользуясь современными техническими средствами;
Развитие критического мышления, которое трактуется как умение понимать скрытый смысл информации и способность противостоять манипулированию сознанием;
Включение внешкольной информации в контексте общего образования и информации, полученной в школе, «в контексте инфармационных потоков, обрушившихся на ребенка за пределами ОУ».
Эти три ключевых момента составляют цели медиаобразования в результате интеграции претерпевают изменения, па первый план выходит систематизация и развитие междисциплинарного знания. А.П.Запесоцкий в книге «Образование: философия, культурологи, политика» пишет: «В последнее время весьма актуальным направлением реформирования образования становится создание междисциплинарных учебных курсов, построенных на взаимодополнении (точнее в синтезе) естественно-научного и гуманитарного картин мира. До сих пор эта задача относилась к трудноразрешаемых. И это вполне естественно, ибо данные сферы познания развивались самостоятельно, стараясь не пересекать границы собственной компетености. Это привело расколу двух культур, который грозит привести к ужасающему моральному и творческому оскудению. Интеграция медиаобразования с курсом химии дает возможность реализовать взаимодополнение».
Важнейшей целью школьного обучения становится формирования у школьников сознания, интегрирующего и вместе с тем дифференцирующего естественно-научное, гуманитарное и тривиально-бытовое сознание. Введение какого-либо компонента будет оправдано только в том случае, если благодаря этому нововведению учебный предмет получит дальнейшее развитие:
Повышение прочности и осознанности знаний, использование школьником объяснении окружающего мира и для критического анализа сообщений СМИ.
Знание представляется перед учащимися не как непреложная истина, а как отражение химической науки современной реальности.
Особенно ярко это проявляется в работе с текстом. Задания на актуализацию умений работать с текстом можно применять практически в каждом параграфе .Предмет химии.
Выпишите из текста «Что означает химия?» тот его фрагмент, в котором , на ваш взгляд, заключена главная мысль текста. Обоснуйте свой выбор
Химический элемент.
На сколько отдельных частей вы могли бы разделить текст. Выпишите первые предложения каждой выделенной вами части.
Относительная атомная и молекулярная массы.
Часто авторы литературных произведений придумывают такие названия для своих книг, которые для читателя кажутся загадочными, вместе с тем точно передают содержание книги. Придумайте какое-нибудь название для этого параграфа.
Свойства кислот и щелочей.
Предложите другое название для параграфа. Приготовьтесь отстаивать свою точку зрения. Выпишите в тетрадь из текста «Взаимодействие кислот» в виде схемы химических реакций и расставьте коэффициенты.
ПСХЭ и закон Д.И.Менделеева
В зависимости от контекста – научного, исторического, политического. Выделите главную мысль ПСХЭ в виде таблицы контексте/ главная мысль.
Растворимость. Растворы.
В вашем распоряжении необходимое оборудование и источник переменного тока. Нарисуйте схему прибора для определения электропроводности растворов и составьте инструкцию по его безопасному использованию.
Примерная программа по биологии, физике и химии дают достаточно информации для выделения знаниевой части, которая вполне обеспечивает достижение обучающимися МР.
Если взять примерные программы, то получится следующий перечень элементов знания (в алф порядке):
Атом
Вещество
Водородная связь
Водородный показатель
Гальванический элемент
Закон сохранения энергии
Изотопы
Истинные и коллоидные растворы
Катализ
Материя
Молекулы
Нуклиды
Обусловленность свойств веществ их строением
ОВР как источник электрического тока
Пространственное строение молекул
Растворение как физико-химический процесс
Скорость химической реакции
Способы концентрации веществ
Тепловые эффекты при растворении
Теплота сгорания
Химический элемент
Химическое равновесие
Экзо- и эндотермические реакции
Проблемная ситуация на уроках
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Такими противоречиями могут служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, или расхождения между житейскими представлениями и научными знаниями.
Например, текст для самостоятельного изучения дома «Периодический закон и система химических элементов ДИ Менделеева» заканчивается словами:
«Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева не дает ответа на ряд важных вопросов, которые позволили некоторым ученым 19 века выступить против закона и Периодической системы химических элементов.
Почему в Периодической системе есть перестановки: элементы с большей относительной атомной массой предшествует элементы с меньшей относительной массой?
Почему свойства химических элементов изменяются периодически?
Почему у некоторых химических элементов высшая валентность не совпадает с номером группы?».
Проблема сформулирована, но ответа на него нет в тексте учебника. Есть только некоторый намек, предсказывающий восьмиклассникам направление, в котором следует искать решение.
Примером создания учебной проблемы между имеющимися у школьников знаниями и новыми фактами может служить задача:
«Два ученика Коля и Толя, получили гидроксид хрома (III) из хлорида хрома (III).
Коля налил в пробирку раствор гидроксида калия и добавил к нему раствор хлорида хрома (III). Он очень удивился, увидев абсолютно прозрачный раствор без малейших признаков осадка.
Толя поступил иначе. Он налил в пробирку раствор соли и добавил к нему по каплям раствор щелочи. И хотя Коля убеждал его, что все равно ничего не получится (ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется), в пробирке появился осадок гидроксида хрома (III).
Тут пришла девочка Оля и добавила в пробирку Коли немного соляной кислоты. В пробирке появился такой же осадок, как у Толи. Тут уже удивились Толя и Коля: всем известно, что кислота с собственной солью не может образовать осадок. Пришлось Оле объяснять друзьям, в чем тут дело. Попробуйте и вы объяснить полученные результаты».
Возможными источниками учебных проблем могут выступать противоречия: между известным и неизвестным; между знаниями и умениями; между сложностью задачи и известным способом решения; между потребностями и возможностями. Ситуация может стать проблемной, если нужно установить сходство и различие, причинно-следственные связи, достоинства и недостатки, обосновывать выбор, подтвердить закономерности примерами из собственного опыта. Задача состоит в том, чтобы эффективно использовать заложенные в содержании курса и находить новые.
Проблематизация содержания должна быть поддержана и дополнена ситуативным подходом. Ситуативный подход в обучении предполагает, что школьники принимают решения не в модельной ситуации, а реальной, хорошо им знакомой. В этом процессе совершенствуются такие УУД как:
Анализ ситуации
Обнаружение проблемы
Разработка альтернативы
Определение критериев выбора
Выбор (принятие решения)
Оценка эффективности решения.
Ситуативность не следует путать с актуальностью. Актуальность обучения состоит в обращении к тому, что называют «здесь и сейчас», в то время как ситуативность может быть обращена и в прошлое.
Решение ситуативных задач
Во время практического занятия один ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно добавил все, что оказалось у него под рукой: растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа (III), гидроксид натрия.
Вопрос: Какие вещества в конечном счете оказались у него в пробирке? Что наблюдал ученик после каждого добавления очередного раствора? Ответ представьте в форме таблицы.
«26 июля 1885 года французский химик Анри Муассан впервые получил газообразный фтор, пропуская эклектический ток через жидкий фтороводород, содержащий примесь фторида натрия. При демонстрации этого опыта на заседании Академии наук его ассистент использовал фтороводород тщательно очищенный от всех примесей, и опыт провалился: жидкий фтороводород не проводит электрический ток».
Вопрос: Какую роль сыграли примеси в первом опыте? Как вы бы «восстановили» электропроводность фтороводорода?
Дополните таблицу.
Возможная цель работы Необходимость
Получить чистую соль Засолить овощи на зиму.
Получить чистый песок. Посадить растение в аквариуме.
Получить соленую воду. Научиться фильтровать. Научить разделять растворимые и нерастворимые вещества. «Воздух»
Атмосферу Земли нередко называют пятым океаном нашей планеты. Мы живем на самом дне этого воздушного океана. Основная часть вещества атмосферы (около 80 %) сосредоточена в слое толщиной 8 – 17 км на поверхностью планеты. Первичная атмосфера Земли возникла еще в период образования планеты из газопылевого облака. Вначале это была смесь водяного пара, соединений углерода (СО2, метана СН4), аммиака NH3 и других газов. Под действием солнечной радиации в атмосфере происходил распад воды. Легкий водород уходил в космическое пространство, а кислород накапливался в атмосфере, формируя озоновый слой. Одновременно начался процесс окисления газов, выделившихся в атмосферу из земных глубин. Это привело к накоплению в атмосфере азота и углекислого газа. Около 2 млрд лет назад в атмосфере стало заметно увеличиваться содержание кислорода. Это было связано с жизнедеятельностью одноклеточных зеленых водорослей, обитавших в древнем океане. В результате реакции фотосинтеза образовывались органические вещества, а так же кислород. С течением времени установилось равновесие между процессами дыхания, горения и гниения органических веществ, в результате которых образуется углекислый газ, и процессом фотосинтеза.
Хотя то, чем мы дышим, обычно называют одним словом «воздух», на самом деле представляет собой смесь различных газов. Состав воздуха был установлен опытным путем в XVIIв. благодаря трудам выдающихся ученых: Д.Пристли, К.Шееле, А.Лавуазье. Хорошо известны опыты А.Лавуазье по сжиганию фосфора и серы под стеклянным колоколом, погруженным в воду. Каждый раз после окончания горения вода поднималась и заполняла колокол на 1/5 объема. Лавуазье пришел к выводу, что при сгорании тела поглощают активную часть воздуха, которую назвал «хорошим воздухом», а позднее- кислородом; оставшаяся часть получила название «азот»(безжизненный). Сейчас известен полный состав газовой смеси атмосферы. Чистый воздух в основном состоит из газообразных азота (78,08%) и кислорода (20,94%). Остальные компоненты, хотя и присутствуют лишь в незначительных количествах, также играют важную роль. Это оксид углерода (IV)- углекислый газ, оказывающий сильное влияние на температуру земной атмосферы(0,03%); небольшие количества (меньше 0,002%) неона, гелия, криптона и водорода. Важным компонентом воздуха является водяной пар. Содержание водяного пара колеблется от 0% по объему в сухом воздухе до примерно 4 % во влажном воздухе. В нижних слоях атмосферы имеется большое количество взвешенных твердых и жидких частиц, образующих аэрозоли- пыль, дым, туман.
Значение атмосферы для жизни огромно: можно прожить около месяца без еду, несколько дней без воды, но без воздуха не прожить и нескольких минут. Начиная с высоты 10 км под действием ультрафиолетового излучения Солнца происходит превращение молекул кислорода в озон. Разреженный слой озона поглощает около 97 5 ультрафиолетового излучения Солнца, которое весьма опасно для живых организмов, и защищает от него поверхность Земли.
Атмосфера прозрачна для основной части солнечного излучения – видимого света. Но тепловое (инфракрасное) излучение Земли поглощается молекулами углекислого газа, воды, метана, другими органическими молекулами. Это излучение вновь возвращается на поверхность Земли. Земная атмосфера – это ловушка для энергии. Она помогает сохранить тепло на Земле и задерживает тепловое излучение земной поверхности, действуя подобно стеклянной крыше парника, что приводит к повышению средней температуры воздуха на нашей планете и смягчает различия между дневными и ночными температурами. Такое явление называют парниковым эффектом.
Ежегодно в атмосферу выбрасывается 2,3 млрд тонн вредных примесей: углекислый газ СО2(48,5%), оксиды азота NO. NO2(15%). оксид серы SO2 (14.9%). твердые частицы (13,6%) углеводороды (8%) и др. Они образуются при извержении вулканов, в результате биологических процессов, работы промышленных предприятий (см.таблицу).
Загрязнитель/ источники Воздействие на здоровье человека Воздействие на окружающую среду
Углекислый газ СО2/сжигание топлива: транспорт, энергетика, промышленность, гниение Нетоксичен Парниковый эффект, негативные геохимические и экологические последствия
Оксид углерода(II) СО (угарный газ)/ сжигание топлива Токсичен. Связывает молекулы гемоглобина, уменьшая его содержание в крови Медленное окисление в СО
Оксид серы (IV) SO2(сернистый газ)/ выбросы ТЭЦ, промышленности Заболевания дыхательных путей, снижает иммунитет Образование в амосфере токсического смога, кислотных осадков в атмосфере, поражение растений, снижение урожайности, уничтожение лесов, разрушение строений
Оксиды азота NO, NO2/выбросы транспорта, промышленности Заболевания дыхательных путей, ухудшение состава крови, поражение центральной нервной системы Образование фотохимического смога – дымки в атмосфере, разрушение материалов,
поражение растений, уничтожение лесов
Следствием указанных загрязнений являются серьезные экологические проблемы : образование смога, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, изменение климата.
Смог состоит из газообразных, жидких и твердых компонентов, образующих токсичный аэрозоль (туман, дым) в приземном слое атмосферы. В зависимости от состава загрязнений различают токсический и фотохимический смог.
Токсический смог появляется при повышенной концентрации SO2 в атмосфере. Главными источниками являются ТЭЦ, работающие на некачественном угле и мазуте, содержащих соединение серы; газовые выбросы металлургических производств. Накопление SO2 в воздухе сопровождается образованием серной и сернистой кислот, которые при высокой влажности притягивают к себе частицы сажи и пыли, образуя густой туман. Он чаще образуется зимой в околоземном слое атмосферы, при повышенной влажности и при отсутствии ветра.
Фотохимический смог - это следствие протекания окислительно-восстановительных реакций между веществами (углеводороды, оксиды углерода, оксиды азота, кислород и озон), присутствующими в загрязненном воздухе городов. Взаимодействие этих веществ под действием солнечной радиации ведет к появлению в воздухе токсичных соединений. Образованию смога способствует интенсивное солнечное излучение, концентрация в воздухе выхлопных газов транспорта, наличие приземном слое атмосферы застойной зоны, присутствие ветра. Ситуация может усугубляться присутствием сажи и других твердых частиц.
Вариант комплексного задания к тексту «Воздух»
Прочитайте научно-популярный текст и выполните следующие задания
Задание 1. Запишите главную мысль, содержащую во второй части текста (1-2 предложения).
Задание 2. Представьте состав загрязнений атмосферного воздуха в виде круговой диагараммыЗадание 3. На основании приведенной в тексте информации о проблеме глобального потепления сформулируйте свою точку зрения об этой угрозе для человечества. Приведите 1-2 аргумента для обоснования своего мнения
Я считаю, что…
Аргументы…
Задание 4. Сопоставьте известные вам сведения о чистоте атмосферного воздуха в вашем регионе и данные таблицы в тексте. Назовите предполагаемую причину загрязнения в вашем регионе. Опишите изменения, которые могут произойти в состоянии здоровья жителей вашего района из-за загрязнения воздуха.
Главная причина загрязнения воздуха в моем регионе…
Изменения в состоянии здоровья людей…
Задание 5. Прочитайте описание процессов, происходивших в первичной атмосфере Земли, и представьте их в виде знаковых моделей (уравнений реакций).
Около 2 мрд лет назад в атмосфере стало заметно увеличиваться содержание кислорода. В результате реакции фотосинтеза в одноклеточных зеленых водорослях из диоксида углерода и воды образовывались глюкоза и кислород. Одновременно протекал процесс окисление метана, находящегося в атмосфере. Это привело к накоплению углекислого газа и паров воды.
Модели процессов:
1…..
2. ….
Задание 6. При извержении на Камчатке самого большого вулкана Евразии – Ключевской сопки – в атмосферу выбрасывались газы и пары: CO2 , CO , N2 ,SO2 , S2 , H2 , NO , NH3 , HCl , HF , H2S , CH4 , H2O , Cl2 , Ar и др. Классифицируйте эти вещества.
Классификация Группы веществ
Задание 7. В Лос-Анжелесе в жаркое время года появляется едкая дымка, ухудшающая видимость и вызывает раздражение глаз и дыхательных путей. На холмах, окружающий город, от ее действия погибли почти все сосны.
Используя сведения из текста, определите, какой тип смога образовался в городе. Напишите краткую инструкцию для жителей, которая объяснит возникшую ситуацию и правила поведения в ней.
Тип смога…
Инструкция для жителей…
Задание 8. Джозеф Пристли (1733-1804) – английский философ, химик, математик, физик – проводил опыты с газами. В одной из опытов при нагревании оксида ртути он получил новый газ. Затем исследователь поместил 2 мышей: одну – в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую – в такой же сосуд с полученным газом. Первая мышь стала быстро задыхаться, а вторая в это время чувствовала себя хорошо и активно двигалась. Ученый обнаружил, что дышать полученным газом легко и приятно. Это открытие послужило катализатором для многих ученых и к созданию кислородной теории и установления состава воздуха.
Какой вывод можно сделать по результатам опытов Пристли? Сформулируйте проблему, которая возникла в науке 18 веке после этого открытия.
Вопрос…
Проблема…
Критерии оценивания
Планирумый результат обучения (ПРО) Умения Задания, вопросы
Информационная деятельность
Работа с текстом Выделять главную мысль текста или его части 1
Обработка информации Преобразовывать информацию из одной формы представления в другие (построение графика или таблицы на основе данных текста) 2
Формировать систему аргументов, доводов на основе анализа информации из различных источников 3(2)
Формулировать свою точку зрения на основе полученной информации (рефлексия на содержание информации) 3(1)
Универсальные логические умения
Логические универсальные умения (познавательная деятельность по отношению к объектам, фактам, понятиям, сведениям, явлениям) Анализировать и синтезировать 7(1)
Устанавливать причинно-следственные связи 4(2)
Классифицировать и систематизировать 6
Сопостовлять, сравнивать, выделять существенные признаки 4(1)
Коммуникативная деятельность
Составление письменного текста в соответствии с поставленной целью Выбирать тип и структуру текста, вид изложения в соответствии с целью коммуникации; оформлять письменные работы в соответствии с принятыми нормами. 7(2)
Деятельность по решению проблем
Проведение наблюдения, эксперимента (мысленного или реального), измерение, моделирование. Определять и формулировать проблему. 8(2)
Моделировать объекты и процессы:
- определять компоненты (составляющие части) объекта или процесса, их свойства, пространственные, временные, функциональные отношения;
- представлять строение, структуру, свойства, функции объектов, протекание процессов в виде материальных, аналоговых или знаковых моделей. 5
Формулировать выводы на основании полученных результатов. 8(1)
Задание 1.
Критерии оценивания: уметь выделять главное, работа с текстом.
№ Действия учащегося Баллы
1 Отразил в ответе положения 1-3
Воздух представляет смесь газов
Состав воздуха был установлен опытным путем в 18 в.
Чистый сухой воздух в основном состоит из азота и кислорода, в небольших количествах присутствуют углекислый газ, водяной пар, и др газы. 1-2-3
Суммарный балл 3
Задание 2.
Критерий оценивания: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другие (построение диаграммы).
№ Действия учащегося Баллы
1 Нашел в тексте нужную информацию. (5 компонентов) 1-2
2 Представил компоненты на круговой диаграмме 1-2
Суммарный балл 4
Задание 3.
Критерии оценивания: формулировать свою точку зрения на основе полученной информации (рефлексия на содержание информации); формировать систему аргументов, доводов на основе анализа информации из различных источников.
№ Действия учащегося Баллы
1 Сформулировать свою точку зрения на основе полученной информации в понятной форме 1-2
2 Записал убедительный аргумент, подтверждающий высказанное мнение (1-2) 1-2
3 Оформил ответ в соответствии с принятыми правилами 1
Суммарный балл 5
Задание 4.
Критерии оценивания: уметь сопоставлять, выделять существенные признаки объектов; уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Возможный ответ:
Главная причина загрязнения воздуха в моем регионе: через мой район проходит федеральная трасса и железная дорога. Транспортный поток очень большой. В воздухе присутствуют оксиды углерода 2 и 4, соединения азота, пыль.
Изменения в состоянии здоровья жителей: уменьшается содержание гемоглобина в крови, возникают заболевания дыхательных путей, ухудшается состав крови, наблюдается поражения ЦНС.
№ Действия учащегося Баллы
1 Сопоставил информацию и выделил главную причину явления 1
2 Установил связь: причина-загрязнение-изменения. Указал возможные загрязнения. По 1б за каждый элемент
3 Перечислил возможные загрязнения 1-3
Суммарный балл 7
Задание 5.
Критерии оценивания: уметь моделировать процессы: определять объекты, участвующие в процессе, обозначать их формулами; представлять связи между объектами в рассматриваемом процессе при помощи знаковых моделей (уравнений).
Ответ:
6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6O2
CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O
№ Действия учащегося Баллы
1 Записал формулы участвующих в процессе веществ 1-2
2 Записал схемы уравнений. 1-2
3 Установил количественные связи в уравнении (расставил коэффициенты) 1-2
Суммарный балл 6
Задание 6.
Критерии оценивания: уметь классифицировать.
Ответ:
Классификация Группы веществ
Состав веществ Простые Сложные
Классы веществ Оксиды Водородные соединения
Вредное влияние на окр среду и человека Опасные Неопасные
№ Действия учащегося Баллы
1 Классифицировал по составу 1-2
2 Классифицировал по классам 1-2
3 Классифицировал по влиянию на окр среду и человека 1-2
Суммарный балл 6
Задание 7.
Критерии оценивания: уметь анализировать и синтезировать; уметь составлять письменный текст в соответствии с поставленной целью.
№ Действия учащегося Баллы
1 Проанализировал и сделал вывод: фотохимический смог 1
2 Составил логичную и понятную инструкцию в соответствии с принятыми правилами русского языка, где отразил:
- состав загрязнителей
-опасность загрязнителей
-способы уберечься от них По 1 б за каждый элемент содержания = 3, логичность -1, понятность -1
Суммарный балл 6
Задание 8.
Критерии оценивания: уметь делать вывод по результатам эксперимента; уметь определять и формулировать проблему; уметь составлять текст необходимой структуре в соответствии с правилами русского языка.
№ Действия учащегося Баллы
1 Сделал вывод: при нагревании оксида ртути выделяется неизвестный газ, которым можно дышать. 1-2
2 Сформулировал проблему исследования: какой газ был открыт, присутствует ли он в обычном воздухе и какой состав имеет воздух. 1-3
3 Записал формулировку проблемы в виде вопроса в соответствии с принятыми правилами русского языка 1
Суммарный балл 6
Литература:
Воронцов А.В. Лекции на семинарах.
Журин А.А., Заграничная Н.А. Метапредметные результаты обучения. Химия. 8-11 классы. М. «ВАКО», 2014г.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. «Просвещение»,2008г.
ФГОС второго поколения 2010-2011гг.