Авторская программа по краеведению Добро пожаловать в Верхоянье!
Муниципальное бюджетное управление
«Управление образования Верхоянского района»
Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Батагайская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
/Лучкова Т.Д./
……………….2015г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
/Суханова Е.М./ ………………..2015г. Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № от ……………..2015г.
Программа по краеведению
«Welcome to Verkhoyanye!»
(«Добро пожаловать в Верхоянье!»)
Тип программы: авторскаяНаправленность программы: теоретически-практическая.
Характер программы: образовательная, развивающая, воспитывающая
Режим занятий: 1 час в неделю
Категория учащихся: 10-11 классы
Автор: Васильева А.И.
учитель английского языка МБОУ «Батагайская СОШ»
п. Батагай Верхоянского района
Структура программы
Пояснительная записка.
Цели и задачи курса.
Формы и методы ведения уроков.
Направленность программы.
Примерный тематический план.
Условия реализации программы.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Оценка результатов обучения детей.
Список литературы.
Пояснительная записка
В последние годы в образовании наблюдается тенденция к необходимому изучению культуры, истории своего родного края, вновь заговорили о патриотическом воспитании.
Краеведение является многоплановой дисциплиной, и как учебная дисциплина оно предоставляет огромные возможности для расширения общего кругозора ученика, нравственного, эстетического воспитания и формирования личности гражданина.
Первостепенная функция педагогической науки - приобщение молодого поколения к принятой в данном обществе системе ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм. Современная жизнь просто невозможна без знания иностранного языка, иноязычной культуры. Истинное же понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. У обучающихся краеведческий аспект регионального компонента имеет целью формирование функциональной культурной грамотности.
Актуальная проблема современного общества – отсутствие чувства Родины у многих людей. Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.
Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего района, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.
Регион наш - кладезь уникальных мест. Ведь природа Верхоянского района настолько красочна и живописна, что люди из других регионов и стран приезжают полюбоваться просторами нашего края. Верхоянский район богат личностями, сыгравшими выдающуюся роль в судьбе Якутии. Наш район - родина писателей, ученых, исследователей огромного дарования: Н.С. Горохов (первый ученый Якутии), А.И. Новгородов (ученый), М.Д. Ефимов (народный поэт), Г.С. Ефимов (основатель Конституции Республики Саха (Якутия)). А удивительная женщина: сказительница олонхо Д.А. Томская-Чайка. Таким образом, в целях внедрения данного подход было разработано учебное пособие "Welcome to Verkhoyanye!" ("Добро пожаловать в Верхоянье!"), включающее задания для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и для тех, кто хочет усовершенствовать свои знания в области английского языка.
Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.
Цели:
Главной целью краеведения является воспитание патриота своей малой родины, систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Якутии и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование экологической культуры, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
- развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Формы и методы ведения уроков:
Лекции, беседы, задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, работа с презентациями, практические занятия. Учитель сам определит форму работы по изучению края, по использовании исторической литературы и других материалов, связанных с историей района.
Курс рассчитан на учащихся X-ΧI классов, длительность курса - 34ч., из расчета 1 ч. в неделю.
Направленность программы:
- Формирование патриотического сознания,
- Формирование гражданского поведения и правовой культуры,
- Формирование коммуникативной культуры,
- Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности,
- Поисково-исследовательская направленность программы.
Календарно-тематическое планирование
№ СОДЕРЖАНИЕ ЧАС ПО РАЗДЕЛУ ЧАС ПО ТЕМЕ ДАТА
1 Введение 1 Глава 1. Описание Верхоянья 6 2 Природно-климатические условия 1 3 Флора и фауна 1 4 Северная Шамбала-Кисиляхские горы 1 5 Верхоянская лошадь 1 6 Практические упражнения 1 7 Защита презентаций 1 Глава 2. История 6 8 Верхоянск – Полюс Холода 1 9 Ссылка в Верхоянск 1 10 Гражданская война в Верхоянье1 11 И.А. Худяков (1842-1876) 1 12 Практические упражнения 1 13 Защита презентаций 1 Глава 3. Батагай; экономика и промышленность 5 14 Батагай 1 15 Янгеология1 16 Туризм 1 17 Сельское хозяйство 1 18 Практические упражнения 1 Глава 4. Наука и образование 5 19 Верхоянская средняя школа 1 20 Батагайская средняя школа 1 21 Профессиональное училище №32 1 22 Районный общественный экологичесий центр школьников «Экояна» 1 23 Практические упражнения 1 Глава 5. Культура 5 24 Д.А. Томская-Чайка1 25 Ансамбль народных инструментов «Колорит» 1 26 И. Васильев-Лэгэнтэй1 27 Краеведческий музей «Полюс холода» 1 28 Практические упражнения 1 Глава 6. Знаменитые люди 5 29 Н.С. Горохов – первый ученый Якутии (1867) 1 30 М.Д. Ефимов – народный поэт (1927-2010) 1 31 А.И. Новгородов - ученый Верхоянья (1902-1983) 1 32 Г.С. Ефимов – основатель Конституции РС(Я) (1892) 1 33 Практические упражнения 1 34 Викторина 1 Условия реализации программы
Программа рассчитана:
на обучение и воспитание учащихся 10-11 классов.
Время реализация программы:
курс рассчитан на 1 год (34 часа).
Процесс обучения условно разделяется на следующие этапы:
начально-ознакомительный
учебно-развивающий
углубленного – совершенствования, творчества.
Процесс обучения может быть продолжен, если учащиеся проявят желание и интерес. Обучение может проходить в форме факультатива в старших классах, творческих работ.
Периодичность занятия:
1 год обучения. 34 часа. 1час в неделю.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
кабинет,
фонды поселковой библиотеки,
фонды школьной библиотеки,
краеведческие источники,
желание детей заниматься,
создание презентаций.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
основные краеведческие термины,
историю края,
природные памятники,
экономику и население края,
стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,
культуру и быт.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
работать с источниками,
подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,
собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,
выступать с презентацией.
Оценка результатов обучения детей.
Контроль может проводиться в разных формах: беседы, практические упражнения, защита презентаций, участие в викторине, открытое занятие.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Список литературы:
Белянко Е.А. Национально-региональный компонент на уроках английского языка. Иностранные языки в школе.- 2012.- №1.
Богатикова Л. И. К проблеме развития культурно-языковой интуиции / Л. И. Богатикова // Иностранные языки в школе. - 2007. - N 3 - C. 9-11.
Бурлакова И.И. Проект «Использование регионального компонента на уроках английского языка». Иностранные языки в школе.- 2008.- №6.
Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.
Маслыко Е.А., Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку. - Пенза, 1997.и др. - C. 12-17.
Приложение к приказу Министерства образования России от 9 марта 2004г. №1312; Указ Главы РК №301 от 13 июля 2001г.
Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 2001, №4.- C. 15 -17.
Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 1996, №5- C. 23-26.