Методические материалы по литературе Учимся писать сочинение по литературе с помощью план-карты
Учимся писать сочинение по литературе
с помощью план-карты
Начиная свою педагогическую деятельность, я столкнулась с проблемой развития устной и письменной речи учащихся, поэтому в своей работе пришла к технологии педагогики творчества, которая позволяет тренировать творческие способности, подобно навыкам чтения и письма.
Развитая устная и письменная речь является основой коммуникативных способностей человека, придаёт ему уверенность, становится фундаментом будущих успехов в производственной деятельности. Речь – это та «одежка», по которой встречают человека, и тот «ум», по которому его провожают. Поэтому расширение лексического запаса учащихся, работа над риторикой и умение выступать перед аудиторией является каждодневной задачей учителя. Но наибольшую трудность представляет развитие письменной речи учащихся.
На протяжении последних трех лет мною отработана методика написания сочинений разных жанров с помощью план-карты, которая позволяет выстроить алгоритм творчества:
- осознанность и управляемость мыслительных шагов;
- получение результата на уровне идеального;
- повторяемость результата при соблюдении алгоритма;
- четкость и экономичность структуры алгоритма;
- универсальность (применимость для анализа любых задач).
В этом учебном году я преподаю русский язык и литературу в 5-х и 9-м классах. И если с пятиклассниками я только начинаю увлекательный путь творчества, то девятиклассники выходят на финишную прямую в подготовке к выпускным экзаменам.
Опыт работы показал, что нет учеников бесталанных, каждого можно научить писать сочинения, только необходимо создать на уроке творческую атмосферу и вооружить каждого инструментом, с помощью которого он сможет реализовать свой творческий потенциал, зажечь в каждом творческий огонёк. Такую возможность дают уроки развития речи, которые включают в себя и создание творческих работ, написание сочинений разных жанров.
С чего начать?
Как не потерять мысль и не уйти от темы?
Как отобрать необходимый материал?
Казалось бы, дети все знают, мы научили их всему: и типам речи (описание, повествование, рассуждение), и стилям (художественный, разговорный, научный, публицистический). Знают они и структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение. Но вот наступает момент, когда нужно приступить к сочинению, когда дана тема, установлены сроки сдачи работы. И ученик из двух зол выбирает меньшее:
Надо написать сочинение Могу списать Буду списывать
Задача учителя – помочь преодолеть страх, дать толчок самостоятельной мысли учащегося. Мы можем предложить ему другой вариант:
Надо написать сочинение Могу написать Буду писать сам
С грустью нужно признать, что все мы являемся специалистами по плохим сочинениям. Когда оно написано и попадает к нам в руки для оценки, мы начинаем анализировать работу, проверять, указывать на недостатки. Но сразу точно определиться и научить ребенка избежать ошибок не всегда удается.
Сочинение – это творческая работа, в которой выражены мысли и чувства, где рассказывается о прочитанной книге, анализируются ситуации, герои и их поступки правильным, ясным и ярким языком.
Итак, давайте рассмотрим сочинение как литературное произведение.
Если про писателя говорят, что тему подсказала жизнь, то ученик чаще всего выбирает тему, предложенную учителем (или у него нет выбора). Но в каждом литературном произведении есть идея (учеников мы учим находить идею сочинения); проблема (они тоже знают, что это такое); вывод (каждый автор делает вывод, решая или не решая проблему); авторская позиция (мы так много говорим об образе автора в классических произведениях, поэтому ученик должен формировать, создавать свой образ в своем сочинении); художественные средства выражения (эпитеты, метафоры, антитеза, гипербола и т.д.)
Мы всегда говорим ученикам, что при любой работе необходим план, с которым всегда нужно сверяться, которому нужно следовать, который помогает при работе. На уроках развития речи ученики работали с разными видами планов, иногда пользовались теми, что давал учитель в готовом виде, составляли сами и простой, и сложный.
Вашему вниманию представляется один из видов плана – план-карта и работа с ней.
I. Работа с план-картой
У каждого преподавателя есть своя система подготовки учеников к сочинению, которая состоит из нескольких этапов. Мне хотелось бы остановиться на одном из них, где уже выбрана тема – этап непосредственного обдумывания своего сочинения. Это не традиционный план, которым дети хорошо владеют к моменту изучения объемных литературных произведений, изучаемых в старших классах школы, а совершенно другой вид работы, который тоже подразумевает планирование будущего сочинения. С план-картой я работаю уже девятый год и вижу результативность этой системы.
План-карту ученик составляет самостоятельно, учитель может помочь сформулировать мысль, подсказать правильное направление, помочь отобрать необходимый материал.
Работу начинаем с описания выбранной или заданной темы сочинения. Выделяем ключевые слова. Можно их подчеркнуть. Затем формулируем основную мысль (идею) своего сочинения. При одинаково выбранной теме идея сочинения всегда индивидуальна. Здесь начинается этап самостоятельной работы ученика.
Следующий этап работы – составление и формулировка проблемного вопроса с учетом темы и идеи сочинения. Вопрос не должен повторять ни тему, ни идею, но необходим для дальнейшего обдумывания работы. На вопрос всегда легче отвечать. Можно предложить сформулировать сразу несколько вопросов, расположив их в логической последовательности, чтобы, отвечая на них, выстроить план сочинения.
Затем сразу формулируем вывод, чтобы увидеть, к какому заключению мы должны подвести читателя нашего будущего сочинения.
Когда написана идея, поставлены вопросы и сформулирован вывод, можно приступить к поиску аргументов, которые разделены на четыре группы, и лучше всего предложить ученикам такую последовательность:
1. Отбор героев, необходимых для написания сочинения.
2. Портреты героев (если они нужны в данном сочинении), пейзаж.
3. Отобрать и записать основные эпизоды, необходимые в данной работе для доказательства основной мысли сочинения.
4. И, наконец, – основные диалоги и монологи героев. Форму записи выбирает сам учащийся, Кому-то удобно записывать сразу цитату, кому-то – отметить как эпизод.
План-карта составлена. Теперь можно подбирать необходимое вступление и начинать писать сочинение.
Хорошо бы предложить ученикам использовать в своем сочинении и вывод, включив его в заключение, и проблемный вопрос, который сделает образ автора сочинения более привлекательным, а читателя заставит задуматься, главное – идею сочинения, сделав ее “мостиком” между вступлением и основной частью сочинения.
После составления план-карты учащимся трудно бывает отказываться от собственного труда, возникает желание написать свое сочинение.
Кроме того, этот вид работы можно оценивать отдельно от сочинения. По творчеству одного писателя можно написать только одно сочинение, но с помощью план-карты отработать сразу несколько тем.
II. Выбор введения
После того, как сочинение продумано, аргументы определены, есть идея, проблемный вопрос, вывод, можно приступить к следующему этапу подготовки. Выбор введения. Существует несколько самых распространенных видов введений, у каждого из них есть свои достоинства и недостатки: биографическое, литературоведческое, историческое, художественное, лирическое, автобиографическое, обществоведческое, аналитическое, сравнительное.
Введения лучше отрабатывать поэтапно, начиная с наиболее простых, с тех, где ученик может пользоваться справочной литературой, постепенно усложняя задачу и в перспективе выходя на авторский стиль и индивидуальную работу. Можно давать и начальные фразы, и целые предложения, рекомендовать литературу для использования при написании сочинения.
III. Заключение в сочинении
Работа над заключением не требует такого напряжения от учителя, как введение, но эта работа также необходима. Что выбрать – заключение –вывод или заключение –следствие решает ученик, но на начальном этапе работы именно учитель может подсказать направление мысли.
Для кольцевой композиции необходимо связать начало сочинения (тему, идею, эпиграф) и его конец. Необходим выход на новый уровень осмысления. Чаще всего кольцевая композиция подразумевает свободное пространство для размышления.
Если необходимо заинтересовать читателя вступлением, то расстаться с ним нужно так, чтобы ему захотелось вернуться к началу Вашего сочинения, либо совсем не расставаться с Вами.
А теперь о цитировании.
Цитата должна украшать сочинение, быть яркой художественной деталью, поэтому пользоваться ей нужно, как косметикой, в меру.
Урок стилистики
(10 класс)
2 часа
Тема урока. Подготовка к сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского.
Цели и задачи урока.
1. Составить план-карту по теме “Идея покаяния в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
2. Отработать план-карты по выбранной теме.
3. Отредактировать составленные дома план-карты учеников
4. Отработать вступления.
5. Познакомить учащихся с новым видом вступления – художественным.
6. Отработать оформление эпиграфа.
Оборудование урока:
Оформление доски и портрет Ф.М.Достоевского, раздаточный материал – темы по творчеству Ф.М.Достоевского и художественное вступление (по листу на каждую парту).
Ход урока (1 –ый час).
1. На каждую парту раздаются листы с темами сочинений по творчеству Ф.М.Достоевского.
2. Доска с план-картой по теме “Идея покаяния в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” оформлена заранее, кроме аргументов.
3. Обратить внимание учеников на типы сочинений по творчеству Ф.М.Достоевского. Темы были даны учащимся заранее, к уроку они уже должны выбрать тему для написания будущего сочинения и сделать план-карту по выбранной теме. Комментируется сложность каждой темы и предлагается выбрать самую сложную. Учитель заранее знает, что будет выбрана тема “ Идея покаяния” как самая трудная, поэтому и предлагает отработать ее.
4. Обратить внимание на доску с написанной темой.
Учитель предлагает, зачитывая вслух, идею сочинения, проблемный вопрос и вывод по теме.
Затем совместно с учащимися подбирает аргументы: героев, необходимых для данного сочинения; портретные характеристики и пейзаж как аргументы для доказательства идеи; основные эпизоды текста и основные диалоги и монологи.
Еще раз просмотреть всю план-карту, записать ее в тетради. Эта тема совместно с учителем обдумана.
5. Предлагается учащимся открыть свои план-карты, подготовленные дома, двух учащихся с одинаково выбранными темами учитель вызывает к доске с предложением написать свои план-карты на доске.
6. Пока два ученик работают у доски, учитель проверят план-карты у других учащихся, редактируя их. Ученики вносят коррективы, дорабатывают свои план-карты.
7. Учащиеся, вызванные к доске, представляют свои работы. Класс сравнивает две план-карты по одной теме, обсуждает ход работы, идеи и выводы сочинений, выработанные аргументы будущих работ.
(План-карты и написанные позже сочинения Ярошенко Любы и Маненка Александра прилагаются).
План-карта
Тема: “Идея покаяния в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
Идея сочинения.
Человек несет ответственность за все совершаемые им поступки, а воскрешения души невозможно без нравственных страданий и покаяния.
Проблемный вопрос.
Кто из героев романа готов к покаянию, а кто только осознал необходимость спасения своей души и самого себя?
Эпизоды текста
Герои и образы
Просьбы о прощении Мармеладова и Катерины Ивановны;
При встречи с Соней;
Встреча Свидригайлова и Дуни
Возраждение Родиона в эпилоге
Раскольников, Соня, Свидригайлов, Мармеладов, Катерина Ивановна, Порфирий Петрович, Разумихин
Аргументы.
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
“Страдание принять и искупить себя им, вот что надо.” Соня.
Сенная площадь. Портреты Раскольникова и Сони. Горящие гордые глаза и страстная речь Раскольникова противопоставляются чистому взгляду и немногословности Сони.
Вывод.
Писатель убеждает нас в нравственной ответственности человека перед Богом, людьми и собственной совестью. Смирение, прощение и покаяние – вот те идеи, которые пронизывают произведения Ф.М.Достоевского и делают его одним из лучших христианских писателей девятнадцатого века. На этих идеях основывается то, что называется гуманизмом русской литературы.
Ход урока (2-ой час)
1. В качестве домашнего задания детям было предложено написать вступление к будущему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского. Одной половине класса–биографическое, другой – литературоведческое.
Проверка домашнего задания
Вызывается ученик для представления написанного вступления. Начинаем с биографического, оговаривая, что в нем должен быть представлен один факт биографии писателя, помогающий лучше осветить выбранную тему. Обсуждаются достоинства и недостатки зачитанного вступления, предлагаются темы, где могло бы быть использовано данное вступление.
Потом та же самая работа проводится с литературоведческим вступление, оговаривая, что одним из недостатков его является традиционность, неоригинальность такого начала сочинения.
2. Раздаются листы с художественным вступлением. Учитель объясняет, что такое вступление хорошо подойдет к сочинениям по творчеству тех писателей и поэтов, чьи изображения в живописи, скульптуре или фотографии хорошо и широко известны: А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, А.Н.Островский, А.П.Чехов, А.А.Блок, А.А.Ахматова и другие.
В этом вступлении описывается портрет писателя, тот образ, который создал художник или скульптор.
Ученикам зачитывается учителем художественное вступление к сочинениям по творчеству Ф.М.Достоевского. Обсуждается, к каким темам может подойти это вступление.
3. Ученикам предлагается вернуться к план-карте по теме “Идея покаяния”, и учитель объясняет, как сделать переход от художественного вступления к основной части сочинения с помощью идеи сочинения. Последнее предложение вступления будет звучать так:
И одним из первых по этой скорбной дороге устремился Родион Раскольников, осознав, что должен нести ответственность за все совершенные им поступки, что воскрешение его самого и его души невозможно без нравственных страданий и покаяния.
4. Учащимся предлагается всем в будущем сочинении воспользоваться предложенным художественным вступлением, объяснив, что оригинальность и самостоятельность каждой работы от этого не пострадает
5. Предлагается отработать эпиграф. Учащиеся вольны использовать в своем сочинении эпиграф или отказаться от него. Дети заранее выбрали из романа “Преступление и наказание” цитаты, которые могли бы быть использованы в качестве эпиграфа. Двое учеников идут к доске и пишут каждый свой эпиграф. Комментируется оформление.
6. Учитель предлагает в качестве эпиграфа цитату из Библии, объясняя, что в таком эпиграфе необходимо указывать книгу Библии, главу, стих.
во многой мудрости много печали;
и кто умножает познания, умножает скорбь.
Книга Пророка Екклесиаста
Гл. 1, ст.18
7. Учащимся предложено дома написать сочинение. Консультации даются учителем во внеурочное время.
Темы сочинений
по творчеству Ф.М.Достоевского
1. Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова.
2. Идея покаяния в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
3. Роль женских образов в раскрытии характера Раскольникова (“Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского).
4. Способы проникновения во внутренний мир героев в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
5. Роль главного героя в системе образов романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
6. Идеи гуманизма в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
7. Петербург в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
8. Мастерство психологического анализа в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
9. Социальные и философские корни преступления Родиона Раскольникова.
10. Проблема гуманизма в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
11. Изображение униженных и оскорбленных в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
12. Философские идеи и нравственная позиция Родиона Раскольникова.
План-карта.
Тема сочинения.
Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова.
Идея сочинения.
Преступление Раскольникова – это бунт против существующего в мире порядка и Бога, ибо его горячее сердце не выдержало страданий детей, поэтому и появляется его бесчеловечная теория.
Проблемный вопрос
Почему он, самый умный, самый красивый, самый добрый и благородный, самый отзывчивый человек совершает преступление?
Основные эпизоды текста
Герои и образы
Убийство старухи, три встречи с Соней, сцена в трактире, сцена на бульваре, сцена у Порфирия Петровича
Раскольников, Соня Мармеладова, Порфирий Петрович
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Диалоги с Соней. Монологи Раскольникова. Диалог с Порфирием Петровичем.
Портреты Раскольникова и Сони. Описание Петербурга.
Вывод.
Бунт горячего сердца Раскольникова был неизбежен, но холодный ум заводит его в тупик.
Сочинение
Социальный, философский и религиозный смысл
преступления Родиона Раскольникова
Когда смотришь на портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова, кажется, что он создавался одновременно с романом “Преступление и наказание”. И только потом понимаешь, что роман к моменту появления картины уже увидел свет и поразил читающую публику, а “Братья Карамазовы” будут написаны спустя семь лет. Напряженный взгляд и скрещенные руки показывают внутреннюю драму большого и сложного таланта величайшего гуманиста девятнадцатого века. И вдруг ясно осознаешь, что этот человек сам прошел тем мучительным путем познания вечных истин, по которому отправлял своих героев. И они, заблуждаясь, старая и смиряясь, постигали великую тайну покаяния как божественную милость. И одним из первых по этой скорбной дороге устремился Родион Раскольников, преступление которого было бунтом против существующего в мире порядка и Бога, ибо его горячее сердце не выдержало страдания детей. “Там детям нельзя оставаться детьми, - говорит молодой человек, - Там семилетний развратен и вор.”
Родион Раскольников, главный герой романа, юноша, принадлежащий к обедневшей дворянской семье, студент юридического факультета университете, вынужденный из-за отсутствия средств оставить обучение. Раскольников умный, гордый и необщительный молодой человек, полный сознания своей исключительности. За несколько месяцев до убийства герой пишет статью, в которой рассматривает психологическое состояние человека после преступления. Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь; помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. В этой статье коснулся Раскольников и “крови по совести”, разделив людей на “тварей дрожащей” и “ право имеющих”. Из созданной им теории вытекают мучительные для него вопросы: “Тварь ли я дрожащая или право имею?” А в результате он хочет испытать себя – убить старуху-процентщицу, вредную “вошь”, “заедающую чужой век”.
Идея Раскольникова органично связана с окружающим его миром: “ На улице жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясало и без того расстроенные нервы юноши”. Духота петербургских трущоб – часть атмосферы романа, душной и безысходной. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением, их объединяет лишь злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Мертвый, застывший Петербург “необъяснимым холодом” веял на Раскольникова. Возьмем, к примеру, пьяную девочку, которую студент встречает на бульваре и которой первоначально пытается помочь. Но сердечный порыв сменяется холодными рассуждениям: “И что я ввязался тут помогать!.. Да пусть переглотают друг друга живьем – мне-то что?”
Почему же он, самый умный, самый красивый, самый добрый и благородный, самый отзывчивый человек совершает такое страшное преступление – убийство? Неужели эта убогая обстановка так давит на молодого человека, неужели “среда заела”? Но “эксперимент” привел нашего героя совсем не к тому результату, которого он ожидал Он как будто “ножницами отрезал себя от других людей”, как говорит о Раскольникове критик Бахтин. Но сам Родион Романович так не считает. Случайно подслушав разговор в трактире, в котором были высказаны мысли, подобные его теории, он понял, что если так, как он, думает еще кто-то, то его действия не будут являться преступными. Но юноша, совершив убийство, понимает, что занимался самообманом. За свое преступление он наказан страшными душевными муками. Он чувствует, что ему нужно кому-то открыться, рассказать всю правду о совершенном преступлении. И, по его мнению, этим человеком должен был стать, как не кажется, Порфирий Петрович – следователь по делу убийства старухи-процентщицы. Придя к нему на допрос, Раскольников впервые защищает свою идею. Но это ему с трудом удается, ведь уверенность в собственной правоте к тому времени заметно пошатнулось. Порфирий Петрович загоняет убийцу в угол, умно и иронично высмеивает теорию, в то же время сочувствуя юному философу и понимая его: “Солгал-то он бесподобно, а наутро-то и не сумел рассчитать”. Следователь не принимает идею Раскольникова, он считает, что достижение целей должно основываться только на высоком, добром и человечном: ”Ну как иной какой-нибудь муж, али юноша вообразит, что он Ликург али Магомет да давай устранять к тому все препятствия” Страдания, по мнению Порфирия Петровича, являются главным источником искупления вины. Лишь выстрадав свое преступление, можно искупить содеянное.
Но все-таки глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине – Сонечке Мармеладовой. Именно ей, а не следователю решается поведать юноша свою тайну. Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности. Раскольников хотел найти в Соне союзницу по преступлению, а находит союзницу по наказанию. Судить Родиона Романовича по совести может только Соня, и это будет суд любовью, человеческим состраданием. В момент признания Раскольникова Соня говорит:“Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!” Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально-активный характер, она вся направлена на спасение погибающих. А ее христианская вера не принимает философию Раскольникова: “ Это человек-то вошь! Убивать-то право имеете!” Но самого героя она принимает и понимает, стараясь помочь. Вера Сони позволила ей пережить все превратности и унижения собственной жизни. И она всячески пытается поддержать Родиона Раскольникова, вывести его на истинный путь. Он чувствует огромную благодарность и уважение к Соне, а их спасение видит в любви друг к другу, к Богу, к ближним. Это начало их нового счастья. Счастья, за которое нужно будет еще побороться.
Бунт горячего сердца Раскольникова был неизбежен, но холодный ум заводит его в тупик. Опустившись до самого страшного, совершив преступление, взяв за основу жизни какую-то теорию, предполагающую уничтожение людей, Родион Раскольников пережил сильное потрясение и был вынужден изменить свое мировоззрение. Я считаю, что в основу нравственности каждого должно быть поставлено что-нибудь прекрасное. Только тогда человек сможет стать счастливым, ведь как сказал автор романа “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский: “Красота спасет мир!”
План-карта
Тема сочинения.
Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова.
Идея сочинения.
Две различные стороны социального, философского и религиозного смысла преступления Родиона Раскольникова: социальный - желание помочь, облегчить страдания общества и проверить, к какому типу людей он относится: “Тварь ли я дрожащая или право имею”; философский – с одной стороны – места о роли властелина (Наполеона), с другой стороны – спасителя человечества (Христа); религиозный – бунт против Бога-отца и признание Иисуса Христа.
Проблемный вопрос
Почему идея даже с лучшими побуждениями страшна, если она полностью овладевает человеком?
Основные эпизоды текста
Герои и образы
Раскольников и Соня (2-е встречи);
Первый спор с Порфирием Петровичем; Раскольников наедине с самим собой перед и в момент убийства.
Раскольников, Разумихин, Соня Мармеладова
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Споры с Соней. Разговору с Разумихиным. Отдельные фразы Разумихина о характере Раскольникова.
Описание Петербурга, комната Раскольникова.
Вывод.
Идея, приведшая Раскольникова к преступлению, имеет две стороны: желание совершить благо для общества и почувствовать себя вершителем судеб людей; одна связана с самыми лучшими побуждениями, другая приводит к пролитию невинной крови. Раскольников осознает бесчеловечность своей идеи, но остается у нее в плену.
Сочинение
Социальный, философский и религиозный смысл
преступления Родиона Раскольникова
Когда смотришь на портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова, кажется, что он создавался одновременно с романом “Преступление и наказание”. И только потом понимаешь, что роман к моменту появления картины уже увидел свет и поразил читающую публику, а “Братья Карамазовы” будут написаны спустя семь лет. Напряженный взгляд и скрещенные руки показывают внутреннюю драму большого и сложного таланта величайшего гуманиста девятнадцатого века. И вдруг ясно осознаешь, что этот человек сам прошел тем мучительным путем познания вечных истин, по которому отправлял своих героев. И они, заблуждаясь, страдая, смиряясь, постигали великую тайну покаяния как божественную Милость. И одним из первых по этой скорбной дороге устремился Родион Раскольников. Но что заставило его встать на тяжелый и мучительный путь познания, что привело этого молодого, красивого, чувствующего чужую боль и страдания человека к преступлению, что стало смыслом содеянного им?
Главный герой романа “Преступление и наказание” - молодой человек, студент юридического факультета университета, вынужден из-за нехватки средств оставить обучение. Живя в коморке, которая “приходилась под самой кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”, он постоянно наблюдает за убогой, нищенской жизнью бедноты, текущей близ его дома на Сенной площади. Повсюду он встречается с несправедливостью, царящей в этом мире узких и грязных улиц Петербурга, будь то рассказ “забавника” Мармеладова о своей дочери Соне или столкновение с обесчещенной девочкой на бульваре.
Одновременно с этим Родион Раскольников видит, как некая старуха-процентщица наживается на чужих страданиях, берет в заклад за копейки вещи, которые дороги и любимы другими людьми. Эта старух воспринимается Раскольниковым как “вошь”, которая живет за счет несчастий других, а ведь на ее деньги, по мнению Раскольникова, многие могли быть спасены и избавлены от позора и унижений, многие, подобные той девочке на бульваре. И тогда в воспаленном сознании бывшего студента рождается идея убийства старухи-процентщицы для спасения своей матери и сестры, которая, как и Соня Мармеладова, готова продать себя, переступить через свою душу ради избавления от нищеты горячо любимых матери и брата. Социальный смысл преступления Раскольникова, желание спасти и облегчить страдания семьи, а вместе с тем и общества, подкрепляется невероятной теорией, допускающей “кровь по совести”, рожденной в его болезненном сознании.
Наблюдая русскую жизнь, Раскольников создает теорию, которая гласит, что исторический прогресс и всякое развитие, приносящее благо для общества и людей, осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови; все человечество разделяется на две категории – “твари дрожащие”, безропотно воспринимающие унижения и несправедливости мира, и “право имеющие” - Ликурги, Наполеоны, Магометы, “имеющие право разрешить своей совести перешагнуть. Через иные препятствия для исполнения своей идеи (иногда спасительной для всего человечества)”. Эти люди второго разряда, по мнению Родиона Раскольникова, имею право перешагнуть через кровь, чтобы спасти сотни невинных и совершить благодеяние для всех окружающих. В своем сознании юноша убедил себя в том, что он относится к “право имеющим”, а совершенное им преступление – “не преступление вовсе”, а необходимое действие.
Таким образом, социальный смысл преступления приобретает еще и философскую основу и, как впоследствии говорит сам Раскольников Соне: “ убить без казуистики, убить для себя одного Тварь ли я дрожащая или право имею”, - является проверкой героем своей теории.
Созданная героем философская теория подводит его к мечте о роли Наполеона, властелина человеческих судеб, способного переступить через любые препятствия для выполнения своей цели: “И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над нами и властелин!” Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеон.
Но вместе с тем героя увлекает желание стать спасителем человечества (Христом на земле), который, совершив преступление, спасет сотни невинных от страданий. Родион Раскольников признает великую роль Иисуса Христа, который когда-то пришел на Землю, чтобы спасти и искупить грехи людей, но одновременно он жестоко бунтует против Бога-отца, который допускает страдания маленьких детей Катерины Ивановны, позор и унижение Сони, наличие на Земле бесчеловечных, продажных и жестоких Лужиных и Свидригайловых, поэтому Раскольников и произносит слова, от которых ужасается Соня: “ Да, может, и бога-то совсем нет.”
Преступление Раскольникова становится не только отчаянным вызовом бесчеловечным законам “мира сего”, но и страшным бунтом против Бога, допускающего страдания невинных детей. Он начинает размышлять о том, если нет Бога, то существует возможность признать все нравственные принципы обветшалым хламом, который можно отбросить за ненадобностью. В этом его убеждает и идея “крови по совести”, она раздваивает сознание Родиона Раскольникова. Не случайно даже друг Разумихин говорит, что у Родиона “два противоположных характера, сменяющих друг друга”, - с одной стороны, это злорадно рассуждающий о “тварях дрожащих” молодой человек, а с другой, - жестко чувствующий чужую боль молодой человек, отдающий свои последние деньги на похороны совершенно незнакомого человека.
Идея, содержащая в себе социальный, философский и религиозный смысл преступления, созданная Раскольниковым с самыми лучшими побуждениями, обладает невиданной властью над подсознанием. Герой идет на преступление, потеряв всякий контроль над собой, как “орудие, действующее в руках чужой воли”, одержимый этой идеей, именно она приводит к пролитию крови, невинной крови. В конце концов Раскольников осознает, что создал Минотавра, который пожирает его душу. И только в эпилоге романс к герою приходит освобождение через познание божественной милости-покаяния.
Таким образом, Ф.М.Достоевский всем ходом преступления Раскольникова отстаивает необходимость ответственного и осторожного обращения человека с общественными теориями, так как истина не может принадлежать одному человеческому сознанию, она всегда противоречива. Любые теории, по мнению Достоевского, могут порабощать человека, превращать его в бездушного, стихийного исполнителя, в раба.
План-карта
Тема сочинения.
Изображение природы в “Слове о полку Игореве”
Идея сочинения.
Природа предстает в “Слове о полку Игореве” живой, активно действующей, она помогает герою, предупреждает его об опасности, показывает и спасает. Природа сильнее человека, к ней с мольбой обращается и автор, и Ярославна. Природа – неотъемлемая часть произведения.
Вопросы:
1. Какой предстает природа в изображении автора?
2. Какими изобразительными приемами пользуется автор?
3. На чьей стороне природа в противостоянии Игоря и половцев?
4. Какое участие принимает природа в изображаемых событиях?
5. Почему Ярославна обращается к силам природы в “Плаче”?
Основные эпизоды
Герои и образы
Начало похода Игоря (затмение)
Поражение Игоря
Плач Ярославны
Бегство из плена
Игорь
Ярославна
Автор
Образы природы
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
1. Плач Ярославны
а) обращение к ветру
б) обращение к Днепру
в) обращение к солнцу
2. Обращение Игоря к Донцу
“светлое-пресветлое солнце”
“ветер-ветрило”
“заря померкла”
Птицы и звери
Вывод.
В “Слове о полку Игореве”, произведении очень цельном, изображение природы органично сплетено с образами князей, Ярославны, всего русского народа. И перед нами предстает образ русской земли, о которой так печалится автор, которую он так любит и о единстве которой постоянно говорит, стараясь донести до нас, читателей, эту главную идею своего произведения.
План-карта
Тема сочинения.
Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.
Введение историческое.
Идея сочинения.
Перед нами предстает очень противоречивый образ. Пугачев смел, решителен, но жесток и беспощаден к поверженным врагам. Рядом с бессмысленной жестокостью, соседствует благородность и великодушие.
Вопросы:
1. Какой предстает Пугачев при первой встрече?
2. Почему его портреты такие разные?
3. Что может указывать нам на противоречивость его характера?
4. Почему он не помиловал защитников крепости?
5. Делает ли автор различие между Пугачевым – человеком и Пугачевым – самозванцем?
6. Зачем Пугачев рассказал сказку “О вороне и орле”
Основные эпизоды
Герои и образы
Буран.
Взятие крепости.
Спасение Петра Гринева
Спасение Маши Мироновой
Пугачев
Гринев
Маша Миронова
Швабрин
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Разговор на постоялом дворе.
Реакция Пугачева.
Сказка
“Мне должно держать ухо востро”
Прощание с Гриневым
“Наружностьзамечательная”
На белом коне, в красном кафтане. Соболья шапка.
Вывод.
Любовь А.С.Пушкина к своему герою проявляется во всем: в портрете, в милосердном его отношении к Петру Гриневу и Маше Мироновой, в описании трагической его судьбы.
Заключение.
Личное мнение о герое.
План-карта
Тема сочинения.
Счастье в пьесах А.Н.Островского.
Идея сочинения.
В пьесах А.Н.Островского герои по-разному смотрят на проблему счастья.
Проблемный вопрос:
Есть ли счастливые люди в пьесах А.Н.Островского? Как и какими путями добиваются они счастья? (“Свои люди – сочтемся”, “Гроза”, “Бесприданница”)
Основные эпизоды
Герои и образы
Начало пьесы “Свои люди – сочтемся”
Сцена на бульваре, где Кулигин говорит с Борисом.
Сцена на пароходе (конец «Бесприданницы»
Разговор Кнурова и Вожеванова
Липочка, подхалюзин, Катерина, Варвара, Кулигин, Лариса, Карандышев.
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Диалог Липочки и Подхалюзина.
Монологи Катерины и Ларисы.
Монолог Липочки
Идеалы героинь.
Карасота Ларисы и Катерины противопоставляется Липочкиной глупости и алчности. Стремление героинь за Волгу, а Липочки из-под родительского крова.
Вывод.
Умные и нравственно чистые люди в пьесах А.Н.Островского, как правило, несчастны. Всего добиваются подхалюзины и кнуровы – алчные дельцы или самодуры.
План-карта
Тема сочинения.
Счастье в пьесах А.Н.Островского.
Идея сочинения.
Герои А.Н.Островского видят, насколько трудна дорога к достижению счастья.
(“Гроза”, “Бесприданница”)
Проблемный вопрос:
Борются ли герои А.Н.Островского за счастье или безвольно ждут его, а не дождавшись, смиряются?
Основные эпизоды
Герои и образы
Отъезд Тихона
Ключ от калитки.
Расставание с Борисом.
Разговор Ларисы и Карандышева до приезда Паратова.
Конец “Бесприданницы”. Сцена на пароходе.
Катерина, Варвара, Лариса, Борис, Тихон, Карандышев, Паратов.
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Монологи Катерины и Ларисы, идеалы героинь, их просьбы к любимым или близким мужчинам (к Тихону, к Карандышеву).
Диалоги Вожеванова и Кнурова о Ларисе.
Идеалы Карандышева и Паратова, Тихона и Бориса.
Панорама Волги и Заволжья, нравы горожан. Красота Ларисы и Катерины, Слабость Бориса и Карандышева.
Вывод.
Герои А.Н.Островского стремятся к счастью, но не все вступают за него в борьбу, а вступив, или гибнут, или проигрывают в неравной борьбе, как Лариса и Катерина. Немногим удается победить (Варвара).
План-карта
Тема сочинения.
Судьба Катерины в драме А.Н.Островского “Гроза”
Идея сочинения.
Судьба Катерины – это судьба живой, одухотворенной и душевно щедрой женщины, попавшей в “мертвое царство” мрачного терема, выстроенного Кабанихой.
Проблемный вопрос:
Почему Катерина так и не может “открыть” дверь к своему счастью? Почему ключ от калитки, такой соблазнительный и простой, не дает ей долгожданной свободы?
Основные эпизоды
Герои и образы
Сцена на бульваре (Кудряша и Бориса)
Прощание Тихона и Катерины.
Прощание Катерины и Бориса.
Судьба Варвары и Кудряша (бегство)
Катерина, Кабаниха, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Разговор Кудряша и Бориса.
Монолог Катерины (“Отчего люди не летают?”
Разговор Варвары и Катерины
Монолог Тихона в конце пьесы.
Волга, бескрайние просторы Заволжья.
Красота и одухотворенность Катерины.
Вывод.
Катерина бьется, пытаясь достучаться сначала до сердца Тихона, а потом до Бориса, но “оживить” их не смогла. Только полет, последний прыжок в Волгу дает ей долгожданную свободу, разрушает колдовство “мертвого царства”, освобождает Тихона и Варвару. А ее вольная душа обретает, наконец, крылья.
План-карта
Тема сочинения.
Судьба Базарова (по роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”)
Идея сочинения.
И.С. Тургенев показал трагедию большого, сильного и смелого человека, который попадает в плен нигилистических убеждений, отвергая простые человеческие чувства, и жизнь мстит ему за пренебрежение ее законами, обрекая его на одиночество.
Проблемный вопрос:
Почему Базаров, стойкий нигилист, презирающий “буржуазные” чувства, принимает вызов на дуэль? Почему он соглашается на соборование? Что это, победа его или поражение?
Основные эпизоды
Герои и образы
Первая встреча с Базаровым; распорядок его дня, встреча с Одинцовой – чувство, дуэль с Павлом Петровичем, смерть Базарова.
Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы, Одинцова, родители Базарова.
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Споры с Павлом Петровичем, разговору с Аркадием, последний разговор с Одинцовой.
Портреты Базарова, Павла Петровича, описание Одинцовой. Описание усадьбы Кирсановых. Природа – храм, а не только мастерская.
Вывод.
В поисках новых законов жизни нельзя отвергать опыт человечества, нравственные принципы, выработанные и проверенные веками, иначе можно не выдержать те испытания, которые пошлет нам судьба, как не выдерживает этих испытаний Базаров. Но величие этого героя в том, что он с честью встречает свою смерть.
План-карта
Тема любви в рассказе И.Бунина “Поздний час”.
Идея сочинения.
Герой рассказа И. Бунина “Поздний час”, уже далеко не молодой человек, бродя по ночному городу, вспоминает свою юность, первую любовь Окунаясь в прошлые переживания, он думает о том, что время, так сильно изменившее его, не тронуло город, только “старая улица показалась ему немного уже”. И даже летняя ночь была почти такой же, как много лет назад Он вспоминает девушку в длинном вечернем платье, вспоминает ее ясный взгляд, вспомнил все – от первого поцелуя в саду до последней минуты прощания, когда надгробная плита навсегда разлучила их
Вопросы
1. Почему герой, бродя по городу, все-таки не решился дойти до дома, где жила его возлюбленная?
2. Почему герой временем для прогулок и воспоминаний выбрал именно ночь?
Основные эпизоды
Герои и образы
Пожар за рекой, во время которого он взял ее руку в свою.
Свидание в саду.
Ночью на кладбище.
Образ девушки.
Образ влюбленного юноши.
Пожилой человек.
Аргументы
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Слова, которые молодой герой сказал у калитки при прощании с девушкой.
Портрет девушки.
Пейзаж ночного города.
Описание летней ночи.
Вывод.
Возможно, герой рассказа многого добился в жизни, стал почетным, уважаемым человеком, но первая любовь, самая нежная, неповторимая, даже через столько лет не оставляет его в покое
План-карта
Тема сочинения.
Анализ рассказа И.А.Бунина “Темные аллеи”.
Идея сочинения.
Николай Алексеевич, герой рассказа И.А.Бунина “Темные аллеи”, разрушив теплое, нежное чувство, оставив незабываемую обиду в сердце когда-то любимой женщины, и в дальнейшей жизни не обрел даже толику былого счастья. Лишь на склоне своих лет после мимолетной встречи с прошлым он понял, какую ужасную ошибку совершил, осознал, что настоящая любовь – величайший дар, ценность которого понимаешь, только потеряв его.
Вопросы:
1. Почему Надежда не простила Николая Алексеевича?
2. Что заставило Николая Алексеевича бросить Надежду?
3. Почему не удалась семейная жизнь Николая Алексеевича?
Основные эпизоды
Герои и образы
Приезд Николая Алексеевича на станцию
Встреча Николая Алексеевича и Надежды
Прощание Николая Алексеевича и Надежды
Николай Алексеевич
Надежда
Аргументы.
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Разговор Николая Алексеевича и Надежды
Разговор Николая Алексеевича и кучера
Внутренний монолог Николая Алексеевича
Портрет Николая Алексеевича
Портрет Надежды
Вывод.
И.А.Бунин говорил, что “всякая любовь – великое счастье”. Она сама находит человеческие сердца, и отказывается от нее мы не имеем ни какого права. Сделав это, мы подвергаем и себя, и любимого человека тяжкому наказанию, подобно тому, которое испытывают на себе герои рассказа “Темные аллеи”. В своем произведении И.А.Бунин еще раз доказал неопровержимую мудрость русской народной поговорки: “Что имеем – не храним, потерявши – плачем.”
План-карта
Тема сочинения.
Три правды в пьесе М.Горького “На дне”
Идея сочинения.
В жарком споре о правде наиболее уязвима позиция Бубнова, ибо она жестока; наиболее гуманная – у Луки, но самая человечная - у Сатина., потому что она дает право выбора самому человеку.
Проблемный вопрос:
Почему утешительная, гуманная правда Луки открыла Сатина, придала уверенности Насте и заставила задуматься о своей жизни Барона. Но одновременно повергла в ужас и заставила повеситься Актера и ничем не помогла Ваське Пеплу и Наташе?
Основные эпизоды
Герои и образы
III акт – разговор на улице перед ночлежкой.
IV акт – начало, когда идет спор о Луке.
Лука, Сатин, Бубнов, ночлежники.
Аргументы.
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
“Правдой не всегда душу вылечишь”, “правда не всегда” по “плечу” человеку.
“Человек – вот правда”
“Ложь – религия рабов и хозяев”
“Правда – Бог свободного человека”
“А по мне – вам всю правду, какая она ни есть”.
Ночлежка – “дно” жизни, подвал, грязь.
Пространство счастливой жизни – Сибирь.
Вывод.
Человек должен найти в себе силы, чтобы всегда быть в состоянии принять правду факта, не ослабеть от утешительной и такой успокаивающей лжи, а остаться настоящим человеком с правом выбора правды и лжи.
План-карта
Тема сочинения.
Русское “дно” как зеркало пороков “благополучного” общества. (По пьесе М.Горького “На дне”)
Идея сочинения.
Создавая образы героев-обитателей подвала, представляя нам их пороки (пренебрежение к людям, жестокость, жадность, идолопоклонничество и стремление к сытости), М.Горький заставляет нас подумать о том, что это всего лишь срез “благополучного” общества, существующего только благодаря его примеру (этого общества)
Проблемный вопрос:
Возможно ли живя “на дне”, в окружении пороков и страстей, сохранить в своей душе что-то чистое и светлое, что поможет вырваться от туда, дать силы на начало новой жизни?
Основные эпизоды
Герои и образы
III акт. Эпизод разговора Василисы, В Пепла, Наташи, Луки.
Спор Костылева и Луки о человеке.
Бубнов в споре о человеке.
Сатин, Бубнов, Барон, Костылев, Клещ, Наташа, В.Пепел.
Аргументы.
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Разговор Клеща после смерти своей жены.
IV акт, Барон, Сатин и Настя.
Описание костылевского подвала.
Вывод.
М.Горький, проводя нас по всем кругам “дна”, представляя жизнь своих героев, говорит, что характеры этих людей формирует жизнь “благополучного” общества, и все то, что происходит в костылевском подвале, существует и в среде обычных людей, только в более крупных масштабах. Многие люди “дна” сохраняют в своей душе истинные понятия о чести, благородстве, способность осознать зло, но не всегда этого хватает для начала новой жизни, для прорыва из замкнутого круга костылевской темницы.
План-карта
Тема сочинения.
Добро и зло в художественном осмыслении М.А.Булгакова (“Мастер и Маргарита”)
Идея сочинения.
В романе “Мастер и Маргарита” М.А.Булгаков создал образы Иешуа и Волонда, олицетворяющие Добро и Зло, но они не вполне соответствуют тому, к чему мы привыкли с детства.
Проблемный вопрос:
В чем же суть добра и зла? Возможно ли, что они не только противостоят, но и дополняют друг друга?
Основные эпизоды
Герои и образы
Сеанс в Варьете.
Бал Сатаны.
Ужин при свечах.
Прощание и вечный приют.
Воланд, Иешуа, Мастер, Маргарита, Левий Матвей, Понтий Пилат, Берлиоз.
Аргументы.
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Разговор Понтия Пилата и Иешуа: “злых людей нет на свете”.
Речь Воланда на балу.
Разговор между Левием Матвеем и Воландом на крыше Пашкова Дома.
Портреты Воланда и Иешуа.
Вывод.
Между добром и злом стоит справедливость. Иешуа и Воланд лишь следят, чтобы в мире была гармония, ибо “Каждое ведомство должно заниматься своими делами”.
План-карта
Тема сочинения.
Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека”.
Идея сочинения.
Всю трагедию народа в годы Великой Отечественной войны автор взвалил на плечи одного человека – Андрея Соколова, которому довелось пройти героический путь от начала до конца; и в том, что он нашел в себе силы жить, и проявляется главный человеческий подвиг героя.
Проблемный вопрос:
Через какие трагедии пришлось пройти главному герою? Что является типичным в его характере, что отличает его от других?
Основные эпизоды
Герои и образы
Встреча у переправы – кольцевая композиция.
Прощание с женой.
Сцена в церкви.
Сцена у коменданта.
Весть о гибели жены и дочерей, сына
Встреча с Ванюшкой
Андрей Соколов, Ирина, предатель, Ванюшка
Аргументы.
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Рассказ Андрея Соколова – монолог героя, его оценка происходящего.
Ясные глаза Ванюшки и “словно присыпанные пеплом” глаза Андрея Соколова.
Пейзаж в начале рассказа как торжество весны и жизни.
Вывод.
Война отняла у Андрея Соколова все: дом, жену, детей, здоровье, - но жизнь оставила ему веру в людей, любовь Ванюшки, надежду, которая, как известно, умирает последней. Жизнь торжествует, она попрала смерть, возродила душу этого стойкого человека.
План-карта
Тема сочинения.
Трагедия человека в переломный момент истории ( по рассказу М.А. Шолохова “Родинка”.
Идея сочинения.
М.А.Шолохов в своем небольшом рассказе «Родинка» передает весь ужас Гражданской войны, которая разрушила семьи, калечила судьбы, а человеческие сердца делала черствыми и жестокими.
Вопросы:
Зачем автор вводит воспоминания Николки об отце?
Почему бездушный и жестокий атаман не смог остаться равнодушным, поняв, что убил сына, и кончает жизнь самоубийством?
Основные эпизоды
Герои и образы
Воспоминание Николки об отце.
Сцена на мельнице, когда атаман заставляет мальчика есть землю.
Сцена убийства Николки.
Николка Кошевой,
восемнадцатилетний командир красного эскадрона.
Его отец, атаман банды.
Аргументы.
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Последние слова атамана: «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя»
Описание природы перед убийством Николки («Солнце закрылось тучей,..»
Описание атамана в момент смерти сына.
Вывод.
Гражданская война смела все нравственные запреты, но так и не смогла убить в душе каждого любовь и привязанность к дому, детям, самым дорогим людям, умножая трагедию человека, обреченного на гибель, погубившего других и себя самого.
План-карта
Тема сочинения.
Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-ой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Идея сочинения.
Эпизод занимает центральное место в романе как по развитию сюжета, так и по композиционному построению, привлекая внимание к главной героине произведения – Татьяне, достойной увидеть пророческий сон, предвещающий и будущие именины, и гибель Ленского от руки Онегина.
Вопросы:
Зачем автор включает в реалистический роман эпизод сна Татьяны в крещенскую ночь?
С какими эпизодами связан «Сон Татьяны»?
Как перекликаются образы сна с реальными героями и событиями?
Как ведет себя Онегин в сновидении и в реальной жизни?
Чем привлекает читателей мастерство автора в построении этого эпизода?
Основные эпизоды
Герои и образы
Сон Татьяны
Именины Татьяны
Дуэль Ленского и Онегина
Резкая смена событий
Татьяна – «русская душа», Евгений Онегин, Ольга и Ленский, Медведь (жених)
Аргументы.
Основные диалоги и монологи
Пейзаж, портрет
Эпиграф к главе:
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана. (Жуковский)
Лай, хохот, пенье, свист и топ,
Людская молвь и конский топ.
Мое – сказал Евгений грозно
Снег, поляна, ручей, лес, «шалаш убогой», портреты чудовищ и гостей на именинах.
Вывод.
Значение этого эпизода, как и всей пятой главы романа «Евгений Онегин» огромно, ибо готовит Татьяну Ларину и нас, читателей, к развитию дальнейших событий романа.
15