Методические рекомендации «Эссе как универсальный измеритель знаний по обществознанию».
Эссе как универсальный измеритель знаний по обществознанию.
Построение и дальнейшее развитие информационного общества ставят задачи и цели, в корне отличающиеся от тех, которые стояли перед российским образованием ещё несколько лет назад. Парадигма образования сместилась от «знаниевой», то есть дать ученику за время обучения как можно больше информации к деятельностной цели обучения – обеспечить ключевую компетенцию личности - «умение учиться». Это значит, задача учителя состоит в том, чтобы не только дать знания в какой-либо предметной области, но, самое главное, научить, как эти знания применить в жизни, в реальной ситуации. На воспитание в ребёнке личности, способной к самостоятельности мышления, ответственности, креативности и рефлексивности нацелены все современные педагогические технологии.
Одним из стимулов для перехода российской школы на «компетентностную парадигму образования» стали результаты международных проектов по сопоставительному изучению эффективности школьных систем образования в современном мире (PISA и др.). Эти проекты показали, что российская школа по критерию применимости знаний находится в мире далеко не на позициях лидера.
Как известно, российским учёным В.П.Беспалько разработано пять уровней усвоения учебной информации учащимися:
0-й уровень – понимание информации.
1-й уровень- узнавание объектов и процессов.
2-й уровень – воспроизведение усвоенных ранее знаний в типовых ситуациях.
3-й уровень – применение, т.е. воспроизведение и преобразование информации в нетиповых ситуациях.
4-й уровень – творчество, т.е. способность создавать объективно новую информацию.
По данным международных исследований по проблемам усвоения учебной информации, российские учащиеся, в основном, усваивают учебную информацию не выше второго уровня. Всё это говорит о том, что наша школа главное внимание уделяет не компетентностному подходу в обучении, а по-прежнему нацелена дать детям как можно больше информации (сведений).
Как же исправить такое положение, как научить ребёнка самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, как реализовать деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты?
Наряду со многими другими способами решения данных проблем, на мой взгляд, эффективным является способ проверки усвоения знаний. Педагогам известно множество таких способов. Это и традиционные формы: устный опрос, тестирование и нетрадиционные: викторины, составление кроссвордов, зачеты, семинары и другие системы измерителей. Специфика преподавания обществознания в школе состоит в том, что, одновременно с работой над понятийным аппаратом, ученик практически на каждом уроке самостоятельно решает какую-либо социальную проблему, заложенную в теме урока. И тут нужен особый измеритель контроля над знаниями учащихся: такой, который бы требовал не только знания понятий и терминов по определённой теме, но и давал простор фантазии учеников, побуждал их к размышлениям над жизненными проблемами. На мой взгляд, таким универсальным измерителем служит написание эссе по обществознанию.
Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала, выражение эмоций и образности. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, её интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п. Все эти вместе взятые достоинства эссе как нельзя в полной мере подходят к требованиям стандарта по обществознанию, а самое главное, способствуют как раз формированию творческой компетенции учащихся, то есть высшего уровня усвоения учебной информации.
Вместе с тем нужно отметить, что эссе как форма контроля знаний учащихся несёт в себе ряд трудностей. Во-первых, учить детей писать эссе надо начинать постепенно в основной ступени школы. Во-вторых – эссе – это трудоёмкое задание, оно требует не только знание понятийного аппарата по данной теме, но и самостоятельного поиска дополнительной информации. А использованию самостоятельно найденной информации детей также необходимо учить. И, в-третьих – эссе, особенно в старших классах по причине их трудоёмкости можно задавать только в качестве домашнего задания, или на уроках обобщения и контроля знаний на весь урок. Но, на мой взгляд, главная трудность для учителя – это правильно подобрать тему для эссе – такую, чтобы она охватывала как можно шире изученный материал и давала возможность ученику показать всестороннее владение темой эссе.
С чего начинать работу над эссе? Я начинаю в 6-х классах с простых устных вопросов к подобранным пословицам, поговоркам, крылатым выражениям: «О чём говорит в этой пословице или поговорке»? «Что хотел сказать автор этого высказывания?», «Ты согласен или нет с этим утверждением? Почему». В общем-то, эти несложные вопросы должны подводить детей к мысли, о том, что не так однозначно нужно воспринимать смысл пословицы, поговорки, известных высказываний и выражений, как привыкли до этого. Дети понимают, что можно поспорить с мнениями даже известных писателей, философов, учёных. Нужно только аргументировать этот спор. В этих же классах я знакомлю учащихся с терминами «проблема», «аргументы», «факты». К концу 6-го и в 7–х классах дети пишут, вначале классные, а затем и домашние небольшие эссе. Они могут уже находить смысл, обозначать проблему и аргументировано высказывать своё согласие или несогласие с мнениями авторитетов. Конечно, темы эссе я подбираю несложные, чтобы их смысл был сразу понятен. Самое главное научить детей находить смысл пословицы или высказывания, чтобы ученик понимал предмет проблемы и не уходил в своих аргументациях в другую тему.
В 8-9 классах учащиеся готовятся писать развёрнутые эссе. Они не только находят проблему, определяют смысл высказывания, но и приводят аргументы согласия или несогласия на теоретическом и практическом уровне, умеют делать выводы из сказанного.
В старшей школе я задаю, как правило, домашнее эссе. Старшеклассники умеют уже эмоционально, с примерами и фактами строить доказательства, вступая в полемику с авторами, доказывают актуальность или неактуальность данной проблемы в наше время. А, главное, молодые люди уже по-своему предлагают решения этих проблем. И, надо сказать, эти решения порой весьма оригинальны, такие, которые даже не могли предвидеть философы древности и мыслители прошлого.
Самая главная ошибка учителя в работе над эссе - давать ученикам план этого сочинения. Эссе как жанр литературного сочинения изначально ориентирован на композиционную свободу, открытость, непринуждённость выражения своей субъективной позиции. Однако не нужно забывать о том, что всё-таки данная работа является проверочным заданием ученика по пройденной теме. Поэтому, начиная с 9 класса, я даю установку на необходимые компоненты ответа, которые должны присутствовать в работе, что задаёт структуру и важные аспекты содержания эссе. Например, обязательными компонентами эссе являются понимание смысла и проблемы высказывания, применение обществоведческих понятий по данной теме, фактов из истории и современной общественной жизни, из своего социального опыта.
Творческий характер задания выражается в том, как ученик лично воспринимает какую-либо социальную проблему, выраженную в теме сочинения. Например, в эссе по темам о глобальных проблемах современности я предлагаю, не просто рассуждать о них и привести известные примеры, а рассказать о том, как бы он сам решил некоторые из этих проблем, начиная с проблем своего поселения или города.
Когда я говорю о практической ориентированности эссе, я имею в виду тот факт, что ученик должен воспринимать предмет обществознание – не как оторванный от жизни скучный и малоинтересный предмет, а, несмотря на обилие понятий, определений, теорий, знания об обществе - это и есть сама жизнь. Поэтому обществоведческие знания должны умело сопоставляться учащимися с социальными реалиями. Например, две тысячи лет назад римский философ Сенека говорил о том, что «недолговечна та власть, которая управляет во вред народу». В эссе на эту тему, кроме прочих компонентов, учащиеся должны привести примеры, подтверждающие правоту слов древнего мыслителя в наше время. Рассуждение на эту тему в форме эссе может стать универсальным способом закрепления пройденного материала по политической сфере общества.
Подводя итоги, можно так сформулировать достоинства эссе как эффективной формы контроля знаний учащихся:
Работа над эссе учит детей самостоятельности мышления, свободным владением литературной полемикой, обогащает словарный запас.
Для убедительной аргументации своих рассуждений ученики должны приводить примеры из истории, литературных произведений, научных данных по физике, химии, биологии и других наук, что укрепляет межпредметные связи и расширяет картину мира личности.
Аргументация своей позиции на теоретическом уровне требует от учащихся выбора доказательства из множества подобных, подбора более точных и убедительных.
Эссе как форма контроля знаний идеально подходит для формирования компетентностного подхода к обучению, так как формирует способность человека самостоятельно ориентироваться и действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые и тем самым воспитывая в ребёнке личность, способной к самостоятельности мышления и ответственности.
Большое значение для деятельностного подхода в современном обучении имеет самостоятельный поиск нужной информации, умение анализировать её и использовать. Учебники по обществознанию, какими бы полными они не были, не способны отразить все процессы, происходящие в современном обществе. События в мире и стране стремительно меняются, порой, кардинально изменяя учебную теорию. Поэтому очень важно научить подростков искать нужную дополнительную информацию в СМИ и правильно её интерпретировать. Из множества противоречивых даже официальных данных, мнений известных экономистов, юристов, политологов и социологов молодые люди должны добыть сведения, касающиеся решаемой ими проблемы. Если учесть, что современная молодёжь, в основном, черпает всю информацию из Интернета, то педагогу необходимо научить детей очень избирательно ею пользоваться, сопоставлять и анализировать разные источники информации.
Можно привести еще достаточно аргументов в пользу применения эссе как формы контроля ну уроках обществознания, экономики, права. Но в заключение можно отметить тот факт, что обществознание, по количеству сдающих ЕГЭ является третьим, после обязательных предметов. У меня его сдают ежегодно до 50% учащихся в 11 классе. А это значит, что задания ЕГЭ творческого характера выпускникам будет решать намного легче, если они начинают готовиться к этому как можно раньше.
Таким образом, применение эссе в качестве формы проверки тематических знаний учащихся по обществознанию способствует более чёткому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Заголовок 215