Эссе Мои девять педагогических заповедей
Швечкова Елена Романовна
Эссе
Мои девять педагогических заповедей
Воспитатель, учитель – такие простые, знакомые каждому человеку с самого раннего детства слова. Каждый человек помнит своего первого учителя. Такие воспоминания, как правило, одни из самых теплых, добрых и светлых. Воспоминания о своих любимых учителях человек проносит через всю жизнь. А это значит, что учителя, о которых бывшие ученики помнят даже спустя многие годы, это необыкновенные люди, ведь чтобы оставить след в сердце ребенка, нужно быть действительно человеком необыкновенной души, души открытой навстречу детям. Дети очень доверчивы, но и очень проницательны. И они поразительно тонко чувствуют эмоции других людей, и, если педагог искренне любит ребенка, тот непременно почувствует это, и откроет своё сердце навстречу учителю. Как сказал Л.Н. Толстой: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Поэтому, воспитание такой ответственный процесс! Ведь каждое слово учителя попадает прямо в открытое сердце и распахнутую душу ученика.
Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Только при условии взаимной любви, взаимного уважения может сложиться прекрасный и удивительный союз – ученик и учитель. Для учащихся младших классов учительница – самый умный человек на свете! У кого еще узнать ответ на волнующий вопрос, как не у неё! И когда учительница входит в класс, добрая, улыбчивая, внимательная, радостная и немного строгая, готовая ответить даже на самые каверзные детские вопросы, то дети чувствуют, что у них появилась "вторая мама".
Да, в начальной школе дети получают базовые знания по основным предметам и различные навыки, без которых невозможно дальнейшее обучение: счет, чтение, письмо. Но не менее важны личностные навыки и умения. На мой взгляд, самая важная работа учителя начальной школы – это не только проверка тетрадей и выставление отметок, это формирование ребенка как личности, человека, будущего ответственного члена общества. Учитель помогает ребёнку заглянуть в себя, открыть в себе новые таланты, выявить своё настоящее человеческое «я», стать всесторонне развитой личностью.
Поэтому всё, что я несу своим воспитанникам, всегда проходит через мою душу, через моё сердце. Я самым ответственным образом отношусь к каждому слову, сказанному ученику. За годы работы учителем я выработала для себя и неукоснительно следую своим девяти заповедям учителя, классного руководителя:
- люби каждого ребёнка, каким бы трудным он не был;
- уважай мысли и чувства детей;
- случайным словом обидел ребёнка – извинись;
- замечай и отмечай малейшие успехи ученика;
- не приписывай успехи себе, а вину ученику;
- не оскорбляй ученика, ни при каких обстоятельствах;
- не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную педагогическую беспомощность;
- оценивай поступок, а не личность ребёнка;
- дай ребёнку ощутить, что сочувствуешь и веришь ему, несмотря на его оплошность.
15