Учимся писать сжатое изложение Рабочая программа спецкурса по русскому языку (8-9 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №4»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры
русского языка и литературы.
Протокол №___ от «___» __ 2015 г.
Зав. каф. __________
/Усманова Л.Ф./ Рассмотрено и утверждено
на заседании НМС
МАОУ «Гимназия №4» городского округа г. Стерлитамак
Протокол №__от «__» __ 2015г.
Зам. директора
Шаменкова И.В.
Утверждено
на ГЭС
Учимся писать сжатое изложение
Рабочая программа
по русскому языку
(Для учащихся 8,9 классов. Всего 34 часа, 1 час в неделю)Составитель:
учитель русского языка
и литературы первой категории
Булатова Г.Г.
Стерлитамак 2015
Пояснительная записка
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
Данный курс предназначен для учащихся 8 класса.
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, применяющимся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1. Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
2. Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
3. Умение обрабатывать информацию звучащего текста.
4. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главнуюмысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
5. Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.
6. Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.
7. Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
8. Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи.
9. Умение последовательно излагать собственные мысли.
10. Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.
11. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
12. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.
В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня речевого развития школьников.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)
Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. 3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.
Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста.
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
- определить тему текста, - пересказать его содержание, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
-восстановить последовательность эпизодов,
-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста, каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению
5. Разбор текста. (1ч)
6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч) Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
9. Приемы компрессии текста. (5ч)
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчинённого предложения простым
Исключения:
-исключение повторов; -исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.
Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч
10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)
11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
Написание сжатого изложения.
12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
13. Обучающее изложение «Книга» (по С.Львову). (3ч)
14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)
Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.
16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .
17.Проверка и оценка изложения. (1ч)
18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)
19.Контрольное изложение. (4ч)
20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
21. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч)

Итого – 34 часа
Учебно-тематический план
№ Тема Кол-во час Вид деятельности
1 Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». 1 Теоретический практикум , словарная работа конспектирование
2 Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. 1 Знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензирование3 Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения 1 Составление алгоритма написания изложения
4 Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением 1 Упражнения, групповая работа информационная переработка письменного текста
5 Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста. 1 Анализ текста.
6 Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста 1 Составление плана текста,
абзацное членение текста
7 Составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению 1 Составление плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения
8 Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана. 1 Выделение микротем в тексте, составление плана
9 Подготовка рабочих материалов к изложению текста Словарная работа. Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов. 1 Словарная работа, изложение, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения
10 Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением. 1 Конспектирование словарная работа
11 Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. 1 Практикум
12 Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) 1 Упражнения
13 Свёртывание исходной информации за счёт замены 1 Упражнения
14 Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов 1 Упражнения
15 Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии
1 Практикум, групповая работа
16 Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения 1 Практическая работа.
17 Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения 1 Самостоятельная работа.
18 Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом 1 Работа над ошибками. редактирование текста.
19 Обучающее изложение «Книга». 1 Обучающее изложение
20 Обучающее изложение «Книга». 1 Обучающее изложение
21 Обучающее изложение «Книга». 1 Обучающее изложение
22 Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. 1 Работа с памяткой для анализа изложения
23 Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки 1 Классификация речевых ошибок
24 Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки 1 Классификация грамматических ошибок
25 Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. 1 Написание сжатого изложения
26 Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения 1 Работа над ошибками
27 Проверка и оценка изложения 1 Анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения
28 Психологический тренинг « Боремся со стрессом» 1 Тренинг
29 Контрольное изложение. 1 Контроль знаний и умений
30 Контрольное изложение. 1 Контроль знаний и умений
31 Контрольное изложение. 1 Контроль знаний и умений
32 Контрольное изложение. 1 Контроль знаний и умений
33 Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками 1 Анализ изложений по критериям оценивания сжатого
34 Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения. 1
Дискуссия, подведение итогов деятельности
Итого 34ч. Литература для учителя:
1. ОГЭ.Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под редакцией И.П.Цыбулько – 2-е изд., исправл. и доп.-М.:Издательство «Национальное образование»,2015.
2.Русский язык. 9-й класс.Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие// Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2014
4.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – М.: Просвещение, 2015.
5.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».- М.: «Просвещение», -1984)6.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2015.
7. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010 
Литература для учащихся:
1. ОГЭ.Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под редакцией И.П.Цыбулько – 2-е изд., исправл. и доп.-М.:Издательство «Национальное образование»,2015.
2.Русский язык. 9-й класс.Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие// Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
3. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, - 2015
4. Учебное пособие "Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен 2015. Русский язык" Драбкиной С.В.- М.: «Интеллект-Центр», 2014.
5. Учебное пособие для подготовки к ОГЭ 2015 по русскому языку "40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе" Е.С. Симаковой.