Растительный организм как единое целое
Растительный организм как единое целое
Биология (6 класс)
Учебник: Биология М.В.Пасечник
Страницы: Страницы: 173-176
Наглядно-демонстрационные материалы:
Электронный образовательный комплекс по курсу биологии 6 класса; комнатные растения (герань, бегония и др.); таблицы по теме, карточки
Вводная часть:
1. Организационный момент. Приветствие. Тема и цель урока. Тема нашего урока - «Растительный организм как единое целое». Нам предстоит обобщить знания, полученные на уроках по темам «Строение покрытосеменных растений», «Жизнь растений», усвоить, как развивается растение, начиная от зародыша до зрелого возраста, выделить особенности растительного организма в отличие от всех других живых организмов.
Основная часть:
2. Проверка знаний учащихся. Слушая следующее четверостишие определите, какие условия необходимы для прорастания семян? О чем мечтают зерна Пшеничные в земле? О дождичках проворных, О солнце и тепле? Чем является солнце для семян: источником света или тепла? О каких условиях, необходимых для прорастания семян не упоминается в этом четверостишии? (ответ: живой зародыш, воздух) Сейчас мы порешаем задачи. Послушайте отрывок из рассказа Паустовского “Черное море”. “Пароход был разломан Нос отделился от кормы, и обе части покачивались на якорях. Трюмы были нагружены горохом. “Ты гляди, какую силу в себе имеет – океанские пароходы рвет пополам!” Почему горох разорвал пароход? (ответ: по-видимому в трюмы попала вода и горох набух.) Сила набухших семян может достигать до 30 кг на 1см2. Неудивительно, что такой груз разорвал теплоход. Юннаты собрали семена фасоли. Семена нужны для посева на следующий год. Саша предложил рассыпать семена в полиэтиленовые пакеты и поплотнее завязать их. Можно ли так хранить семена? (ответ: нельзя, т.к. в пакетах нет воздуха, семена задохнутся). В зернохранилище протекла крыша. Во время хранения часть семян промокла. Через два дня, просушивая зерно, заметили, что оно горячее. Почему? Можно ли просушив зерно, оставлять его на семена? (ответ: нельзя, т.к. зародыши семян погибнут) Мы повторили условия хранения семян. Сейчас проведем небольшую проверочную работу “Агротехнические особенности семян” Будем работать в группах. На столах стоят по три коробочки с семенами. Необходимо ответить на вопросы: Каким растениям принадлежат эти семена? Являются данные растения холодостойкими или теплолюбивыми? Необходимо указать глубину заделки этих семян. (Ученики заполняют карточки.) “Агротехнические особенности семян” Название растения теплолюбивое холодостойкое Глубина заделки 1 – 2 см 2 – 4 см 4 – 5 см Вот мы и закончили проверку знаний. Большое количество русских и башкирских пословиц и поговорок посвящено семенам и посеву, я предлагаю вспомнить их. Каждой группе выдаются карточки с пословицами, разрезанные пополам. Из этих половинок нужно собрать три пословицы. Лучше голодай но добрым семенем засевай От дурного семени не жди доброго племени Днем раньше посеешь неделей раньше пожнешь 3. Новая тема. Вопросы для актуализации знаний: Перед вами - два комнатных растения (герань, бегония) Вопрос 1: По каким признакам эти 2 живых организма вы относите к царству растений? Ответ: Они дышат, питаются, растут, цветут, могут погибнуть при неправильном уходе Вопрос 2: Что отличает растения от других живых организмов, например, человека? Ведь он тоже растет, дышит, питается... Ответ: Растения способны на свету создавать самостоятельно органические вещества. Животные и грибы питаются готовыми органическими веществами. Вопрос 3: Что лежит в основе строения всех живых организмов? Ответ: Единицей строения растений и животных является клетка. Вопрос 4: Какие части растительной клетки отвечают за производство органических веществ? Ответ: Это хлоропласты – пластиды зеленого цвета. Вопрос 5: Какую часть клетки называют главным центром её жизнедеятельности? Почему? Ответ: Это ядро. Оно несет наследственную информацию. Без ядра клетка не сможет правильно разделиться. Вопрос 6: Справедливо ли утверждение, что все клетки растительного организма одинаковы по строению и функциям? Ответ: Нет. Наоборот, в зависимости от выполняемых функций, клетки растений объединяются в ткани, и они очень сильно отличаются по своему строению. У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу» Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». «А мы, - говорит корень , - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я А я ..» Словом тоже стал утверждать свое превосходство. А как вы, ребята думаете: кто из них для растений самый главный? Объяснение темы Растение целостный организм. Все органы растения взаимосвязаны. Растения целостные организмы. Обмен веществ основной признак живой клетки, живого организма. В живых клетках растения постоянно происходит обмен веществ и энергии. (рис.138) Одни вещества поглощаются и используются растением, другие выделяются в окружающую среду. Из простых веществ образуются сложные. Сложные органические вещества расщепляются на простые. Растение накапливает энергию в процессе фотосинтеза и освобождает ее при дыхании, используя эту энергию для осуществления различных процессов жизнедеятельности. Обобщение: Растительный организм состоит из клеток. Клетки объединяются в ткани, ткани – в органы. Между всеми частями растения постоянно происходит обмен веществ и энергии, что и приводит к росту и развитию растения. Рост растения. Растение - живой организм, и ему, как всему живому, свойственно питание и дыхание, что обусловливает его дальнейший рост и развитие. Если все органы растения функционируют нормально, то растение растет. (Увеличивается размер растения в результате деления и роста клеток). Развитие растения. Растение не только растет, увеличивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. Количественные изменения переходят в качественные. У него появляются новые органы и признаки. Выделяют 5 этапов развития покрытосеменных растений: 1. Зародыш – от образования зародыша до его прорастания. 2. Молодое растение – от прорастания семени до его развития. 3. Взрослое растение – от момента закладки цветочных органов до образования семян. 4. Размножение – плодоношение и созревание семян. 5. Старение – растение перестает цвести, плодоносить и погибает. Физминутка. 1. Ветер дует мне в лицо, 2. Мы становимся все выше Закачалось деревцо. Достаем руками крыши. Ветер тише, тише, тише; На два счета поднялись, Деревцо все ниже, ниже. Три- четыре руки вниз. Вопрос: В жизни растения можно выделить фазы. Учитель: - Что такое фазы развития растений? ( Работа с текстом учебника, стр.174) Рис. 139 Читаем 2 абзаца, беседуем по рисунку.
Завершающая часть:
Завершение урока. Все растения проходят цикл развития по-разному: Одни успевают пройти путь от прорастания семени до образования новых семян за одно лето. Это однолетние растения. Какие растения называют двулетними? Многолетними? (Работа с тестом учебника, 2 последние абзаца) Закрепление изученного материала: (работа по карточкам). Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание:
Первого уровня:
читать статью учебника, отвечать на вопросы.
Второго уровня:
Третьего уровня:
15