Организм как единое целое 6 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29
Тема урока: Организм как единое целое.
Предмет: биология
6 класс
Конспект урока в 6-А классе
разработала учитель биологии:
Хоменко Наталья Михайловна
Севастополь
2015-2016
Предмет: биология, урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Тема: "Организм как единое целое"
Продолжительность:1 урок – 45 минут.
Класс: 6-А
Цель: сформировать представления о живых организмах как целостных биологических системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов; выявить уровень знаний о строении живых организмов.
Задачи:
-обучающие: показать целостность живых организмов как биологических систем;
-развивающие: обобщить знания о взаимосвязях строения и функций клеток, тканей, органов и систем;
-воспитательные: создать условия для развития у учащихся самостоятельности, социальных и коммуникативных компетенций. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения:
частично – поисковый;
проблемный;
эвристический.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование:
компьютер учителя;
проектор;
учебник, рабочая тетрадь;
таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка»;
комнатные растения.
карточки-задания
Структура урока
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация опорных знаний – 7 мин.
Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
Изучение нового материала – 20 мин.
Закрепление изученного материала – 10 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Подведение итогов – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие)
Актуализация опорных знаний.
Биологический диктант (работа с терминами)
1) ответная реакция организма на раздражение… (рефлекс)
2) структурная единица нервной ткани … (нейрон)
3) биологически активные вещества … (гормоны)
4) соотношение продолжительности светлого и темного времени суток .. (фотопериодизм)
5) воспроизведение себе подобных организмов … (размножение)
6) увеличение массы и размеров тела … (рост)
7) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика … (опыление)
8) зеленые пластиды называются … (хлоропласты)
9) главные части цветка … (тычинки и пестик)
10) органы растения делятся на … (вегетативные и генеративные)
III.Мотивация
Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.
Приветствие
«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».
Приветствие
В тетради запись числа
IV. Новая тема: (вступительное слово учителя)
-Итак, учебный год подошел к концу. Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых мы говорили в течение этого учебного года. Сегодня нам нужно выполнить еще одно важное задание. Посмотрите на экран и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (слайд 2)
Живой организм. Вот с этого мы и начнем.
Загадка:
На Земле есть четыре царства –
То великие государства.
Друг на друга совсем не похожие,
Только признаки общие, схожие.
О каких царствах идет речь? (слайд 3)
Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.
Вопросы:
- Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?
- Вспомните и назовите свойства живых организмов. (слайд 4-5)
Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют на разных уровнях организации.
- Что такое уровни организации живой материи?
- Давайте их назовем. А для этого выполним следующее задание:
Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня (работа с учебником)
- Наименьшая часть любого живого организма – это ...
Открыть учебник стр. 154 п. 41. Прочитать определение «клетка» и записать в тетради.
Клетка - самый низкий уровень организации живой материи. (слайд 6)
Итак, 1 уровень – клеточный.
Учитель: Во что клетки объединяются по выполняемым функциям?
Ученик: В ткани.
В учебнике стр. 154 п. 41. Прочитать определение «ткань» и записать в тетради.
2 уровень – тканевый
- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...
Учитель: А что образуется разными типами тканей? какая часть организма?
Ученик: Органы.
3 уровень - органный
Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...
4 уровень – систему органов
- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...
5 уровень – организменный
Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.
- Посмотрите еще раз на название параграфа на странице 154 учебника и уровни организации живой материи. Какой вывод можно сделать из этого? (живой организм – единое целое)
Записать в тетради тему урока: «Живой организм – единое целое».
- Наша задача сегодня на уроке доказать, что живой организм – единое целое. Итак начнем..Загадка:
С неё начинается развитие и размножение.
В науке она – основной объект изучения.
Сама мала, но имеет большое значение.
Вопрос:
Что лежит в основе строения всех организмов?
3. Сейчас мы погостим немного у клетки.
Вопросы:
- Что такое клетка?
- Почему клетку называют структурно-функциональной единицей любого живого организма? (слайд 7)
Внимание на таблицы.
- Назовите главные части клетки?
- Чем растительная клетка отличается от животной? (ответ у доски по таблицам)
Обобщение учителя о клетке.
4. - Во что объединяются клетки?
- Следующий уровень организации материи тканевый.
- Что такое ткань? На какие 2 группы делятся ткани? (слайды 5-6)
-Задание классу. Вспомните и назовите, какие ткани относятся к растительным, а какие к животным. Давайте проверим (проверяют по слайду презентации)(слайд 10-11)
- Какие вы знаете ткани?
Выполните задание: исправь ошибку (Приложение 1)
-Но ведь ткань играет для организма какую-то роль?
Давайте выполним задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2)
ФИЗКУЛЬТМИНУКА.
Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная.
Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.
1. Встали.
2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я касаюсь пальцем правого уха)
3. Присели. (Я касаюсь кончика носа)
4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)
5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.
6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)
7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)
8. Опустили руки.
9. Сели на места.
5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный.
- Что такое орган?
Орган —это часть тела организма со свойственной ему определенной формой, строением и функцией.(слайд12)
Загадка:
Один в земле копается,
Другой в свету купается.
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя.
- О каких органах идет речь? К какой группе они относятся?
- На какие 2 группы делятся органы по их назначению? (слайд13)
Уч. Какие органы относятся к генеративным или репродуктивным?
Загадка:
Не рыли, не бурили, а воду добыли
- О каком органе идет речь? (корень)
Загадка:
По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.
(стебель)
Загадка:
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью - летят.
( листья)
Работа по группам:
Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий – лист,
- виды
- функции
- особенности строения
Проверка работы.
-Назовите теперь органы животных. Давайте поработаем с учебником (стр. 154).
Дальше класс работает по группам.
1 ряд - готовит ответ опорно-двигательная система. (Строение и функции)
2 ряд – пищеварительная и выделительная системы. .(Строение и функции) (слайд15) (слайд17)
3 ряд – кровеносная и половая системы. .(Строение и функции) (слайд16)
Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет (Приложение 3)
- И последний уровень, из тех, что мы пока знаем, это организм.
- Какое определение можно дать организму?
Организм -это живое тело человека, животного или живое растение как единое
целое, в котором согласованно функционируют различные органы и работают системы
поддержания жизни.
-Так почему живой органим – единое целое? Докажите мне.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, мы выяснили, что в любом живом организме есть органы, клетки, ткани.
-А какой можно сделать вывод о строении организма используя все данные части?
Давайте еще раз посмотрим на схему:
клетка ткань орган организм. (слайд20)
- Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.
- А что отрицательно влияет на работу организма?
- Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме? (слайд27)
Вывод:
VI. Подведение итогов, домашнее задание. (слайд28)
1.Прочитать п. 41.
2.Подготовить индивидуальные сообщения (темы на выбор).
VII. Выставление оценок. Рефлексия: (слайд29)
Закончите устно предложения:
1. А вы знаете, что сегодня на уроке я___________________________
2. Самым сложным для меня сегодня было________________________
3. Сегодня я задумался_________
4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)
Фамилия_______________ класс______
Приложение 1: Исправь ошибку
ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
ПОКРОВНЫЕ
ОСНОВНЫЕ
МЫШЕЧНЫЕ
МЕХАНИЧЕСКИЕ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
НЕРВНАЯ
ПОКРОВНЫЕ
МЫШЕЧНЫЕ
МЕХАНИЧЕСКИЕ
ПРОВОДЯЩИЕ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Фамилия_______________ класс______
Приложение 1: Исправь ошибку
ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
ПОКРОВНЫЕ
ОСНОВНЫЕ
МЫШЕЧНЫЕ
МЕХАНИЧЕСКИЕ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
НЕРВНАЯ
ПОКРОВНЫЕ
МЫШЕЧНЫЕ
МЕХАНИЧЕСКИЕ
ПРОВОДЯЩИЕ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Приложение 2
Ткани растительного организма
Тип ткани растений Особенности строения Функции
1 Образовательная 1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки. 1. О 1. Придаёт опору растению.
2
Покровная 2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует 2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.
3
Механическая 3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты. 3. Обеспечивает рост растения
4
Проводящая 4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. 4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.
5
Основная 5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные. 5. Защищает растение
от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).
Приложение 3
Системы органов животных
Система органов Органы Функции
1.Пищеварительная 1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал 1.Воспроизведение себе подобных
2.Кровеносная 2.Головной мозг, спинной мозг, нервы 2.Регуляция деятельности организма
3.Дыхание 3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы 3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой
4.Выделительная 4.Сердце, сосуды 4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы
5.Опорно-двигательная 5. Железы эндокринной системы 5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности
6.Нервная 6. Легкие, жабры, трахеи 6. Переваривание и всасывание питательных веществ
7.Эндокринная 7.Семенники,яичники 7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ
8.Половая 8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие 8.Обмен газов в организме