Открытый урок Организм как единое целое. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов 9 класс


Дата. _____________ Урок. 21 Класс. 9.
Предмет. БИОЛОГИЯ
Тема. Организм как единое целое. Влияние внешних условий на раннеее развитие организмов.
Цель.
Сформировать знания об организме, как едином целом, изучить факторы влияющие на развитие зародыша.
Формировать умение отбирать информацию.
Воспитывать самостоятельность, положительное отношение к предмету, дисциплинированность.
Здоровьесберегающие смена видов деятельности во время урока; соблюдение правильности осанки во время урока.
Тип. Комбинированный, с использованием ИКТ.
Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.
Методы. Беседа, Рассказ, Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний.
Оборудование. Учебники, презентация.

Ход урока.
1. Оргмомент.
проверка готовности учащихся к уроку;
психологический настрой детей.
2. Активизация мыслительной деятельности.
Составить цепочку эмбриогенеза (приложение)
,Работа по карточке
Тема «Онтогенез»
Вставь пропущенное слово
Дайте ответ:
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)
Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)
Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)
Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)
Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)
Третий зародышевый листок (мезодерма)
3. Подготовка к усвоению нового материала.
«Мозговая атака»
Помните ли вы, какие факторы действуют отрицательно на организм во время беременности?
4. Усвоение нового материала.
Работа над терминами: эмбриология, онтогенез.
Что изучает эмбриология?
Работа с книгой. Найти определение термина: эмбриология
Запись в тетрадь:
Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов ( онтогенезе).
Объяснение преподавателя: Название эмбриология происходит от латинских слов em brio – “из оболочек”. К предмету эмбриологии относится развитие гамет, механизмы оплодотворения, развитие многоклеточного организма от образования зиготы до смерти.
Факторы влияющие на развитие зародыша
Внешние Внутренние
Составление схемы «рыбья кость»
Работа с информационными картами: краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии. Учащиеся работают с информационными листами, отмечают основные этапы развития эмбриологии. (приложение)
Работа с проблемными вопросами.
Ф и з м и н у т к а
5. Закрепление нового материала.
1.Что такое эмбриология?
2. Назовите факторы, влияющие на развитие зародыша?
6. Объяснение домашнего задания.
§20, Вопросы.
7. Подведение итогов урока.
Рефлексия (конвертик)
Оценки за урок.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
краткие исторические сведения ученых об этапах развития эмбриологии
Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания.
Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
Существенный вклад в эмбриологию внесли следующие ученые.
Антонии ван Левенгук (1632-1723) обнаружил в 1677 г. сперматозоиды, им впервые был изучен партеногенез у тлей.
Ян Сваммердам (1637-1680) впервые провел изучение метаморфоза насекомых.
Марчелло Мальпиги (1628-1694) принадлежат первые исследования по микроскопической анатомии развития органов зародыша курицы.
Каспар Вольф (1734-1794) считается основателем современной эмбриологии; точнее и подробнее всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.
Подлинным создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876), уроженец Эстляндской губернии. Он первым доказал, что при развитии всех позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных слоев, или пластов. Бэр увидел, описал, а затем и продемонстрировал на съезде естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он открыл способ развития осевого скелета у позвоночных (из, так называемой, спинной струны-хорды). Бэр первым установил, что развитие всякого животного представляет собой процесс развертывания чего-нибудь предшествующего, или, как теперь бы сказали, постепенной дифференцировки все более сложных образований из более простых зачатков (закон дифференцировки). Наконец, Бэр первым оценил важность значения эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации животного царства.
А.О. Ковалевский (1840-1901) известен своей знаменитой работой “История развития ланцетника”. Особый интерес представляют его работы по развитию асцидий, гребневиков и голотурий, по постэмбриональному развитию насекомых и др. Изучая развитие ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных, Ковалевский еще раз подтвердил правильность идеи об единстве развития во всем животном царстве.
И.И.Мечников(1845-1916) особую известность приобрел исследованиями губок и медуз, т. е. низших многоклеточных. Видной идеей Мечникова явилась его теория происхождения многоклеточных организмов
А. Н. Северцов (1866-1936) является крупнейшим, из современных эмбриологов и сравнительных анатомов, создателем теории филэмбриогенеза.
Вопрос:
1. Каков научный вклад И.И.Мечникова и А.О. Ковалевского в создание эволюционной эмбриологии?
2.В чем заслуга трудов К.Бэра?
Биологические часы – способность живых организмов ориентироваться во времени.
Как бы придерживаясь внутреннего расписания, каждая птица в строго определенное время просыпается и начинает петь(соловей – в 2 часа ночи, жаворонки, кукушки, иволги – в 3 часа, скворцы и трясогузки – в 4 часа, воробьи – в 6часов), цветки разных растений также распускаются в определенное время (в 4 часа – цикорий, 5 часов – мак, 6 часов – одуванчик, 7 часов – колокольчики, 8 часов – ноготки и бархатцы и т.д.). Эту особенность в свое время заметил Карл Линней. Именно ему принадлежит идея создания цветочных часов.Изучая биологические ритмы, следует упомянуть о работах Л.А.Чижевского, который показал, что внутренний механизм отсчета времени постоянно корректируется сигналами из Космоса. Л.А.Чижевский доказал влияние солнечной активности на частоту заболеваний и физиологическое состояние человека. Примерно через каждые 11 лет происходят «солнечные бури». Их появление вызывает значительные сдвиги множества процессов на нашей планете. Изменения деятельности Солнца влияют на частоту рождаемости, распространение эпидемий, физическое и психическое самочувствие человека, на продуктивность его деятельности. Индивидуальные биоритмы людей накладывают отпечаток на жизнь общества в целом. Неудивительно поэтому, что Чижевский связывал и социальные потрясения с космическими ритмами и циклами. Изучению биоритмов человека уделяется большое внимание. Установлено, что разные люди отличаются разной периодичностью своей работоспособности в течение суток.
Хронобиология – наука, изучающая вопросы, связанные с регуляцией ритмов человека внешними условиями.
Работа в группах
Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Выскажите свое мнение.
В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?
Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?
Начальные стадии развития почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно сделать из этого факта?
Онтогенез каждого организма включает обязательные этапы, назовите их. В какой среде осуществляется эмбриональная стадия у ящерицы, карася, воробья, лягушки, кенгуру, ежа, крокодила? Какие особенности обеспечивают зародышам этих животных защиту от негативных воздействий среды?
До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?
Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.
Выполните задание. Подберите к названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается.
Название органов: лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет.
Название зародышевого листка: энтодерма, эктодерма, мезодерма.
Дайте ответ:
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)
Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)
Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)
Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)
Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)
Третий зародышевый листок (мезодерма)
Приложение 1.
Сообщение
Взаимное влияние частей развивающегося зародыша.
Для развития зародыша важен не только состав цитоплазмы различных его клеток, но и характер клеточных взаимодействий.Уже при возникновении двух первых бластомеров каждый из них «знает» о существовании другого. У лягушки, например, бластомеры после первого  дробления равноценны друг другу, и если их разделить, то из каждого бластомера разовьется нормальный головастик, который затем превратится в лягушку. Но если один из первых двух бластомеров убить, но не изолировать от другого, то из оставшегося живым бластомера начнет развиваться только половина тела зародыша.Установлено, что некоторые части зародыша на определенной стадии развития выделяют вещества, которые заставляют окружающие их клетки развиваться в определенном направлении. Так, немецким эмбриологом Гансом Шпеманом и его последователями было выяснено, что если у зародыша на стадии гаструлы взять участок эктодермы, который должен развиваться в нервную трубку, и пересадить его в эктодерму брюшной стороны другого зародыша, находящегося примерно на той же стадии развития, то в месте трансплантации начинает развиваться сначала нервная трубка, затем другие компоненты осевых органов. Поэтому этот участок называют осевым комплексом. В результате в зародыше-хозяине возникает вторичный зародыш, который отличается от первичного лишь величиной.Шпеман назвал это явление эмбриональной индукцией, во время которой трансплантат выступает в роли организатора, направляющего развитие окружающих клеток.Клеточная специализация усиливается по мере роста и развития зародыша. Зигота представляет собой недифференцированную, или тотипотентную клетку − из нее возникают все типы клеток организма. Уже во время дробления  по мере увеличения числа бластомеров появляется и постепенно нарастает асинхронность деления. По мере развития зародыша многие клетки перестают делиться и специализируются на выполнении тех или иных функций. Чем сильнее специализированны клетки, тем в большей степени они зависят друг от друга. В таком организме невозможно удалить какую-либо часть без ущерба для всего организма.
Приложение 2.
Сообщение
Влияние внешней среды на развитие зародыша.
Наиболее опасными для развития зародыша являются первые три месяца беременности. В этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плаценты еще нет. Она формируется к концу третьего месяца беременности. Например, такое почти безопасное для взрослых и детей заболевание, как краснуха, может привести к рождению ребенка с пороком сердца, глухотой, умственной отсталостью, если мать заболеет этой болезнью в начале беременности. Вредное влияние на развитие эмбриона оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курение табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. В легких случаях наблюдается расторможенность ребенка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.Эмбрион очень чувствителен к лекарственным препаратам. Поэтому беременные женщины должны их применять строго по назначению врача. Пример, в Германии, в годы войны беременным женщинам давали снотворный препарат «талидамид». Впоследствии у женщин, принимавших этот препарат, находившихся на ранних этапах беременности, дети рождались с физическими дефектами (вместо нормальных конечностей у них были конечности, похожие на ласты).Не меньшую опасность для развития зародыша представляет загрязнение среды обитания различными химическими веществами или облучение ионизирующей радиацией.
Тест.
1 вариант
Период дробления завершается образованием:
а) гаструлы;
б) нейрулы;
в) бластулы.
2. Печень и желудок развиваются из:
а) эктодермы;
б) мезодермы;
в) энтодермы.
3. Процесс индивидуального развития организмов:
а) филогенез;
б) овогенез;
в) онтогенез.
4. Стадия однослойного зародыша называется:
а) гаструлой;
б) бластулой;
в) морулой.
5. Органы чувств и нервная система развиваются из:
а) мезодермы;
б) энтодермы;
в) эктодермы.
вариант
1. Клетки бластулы:
а) гаплоидны;
б) диплоидны;
в) полиплоидны.
2. При образовании бластулы её клетки:
а) делятся и растут;
б) не делятся, но растут;
в) делятся и не растут.
3. Из перечисленных типов животных гаструла не формируется у:
а) млекопитающих;
б) кольчатых червей;
в) кишечнополостных.
4. Какой из факторов в большей мере говорит о генетическом контроле за дифференциацией клеток в эмбриогенезе:
а) во всех соматических клетках организма содержится одинаковая генетическая информация;
б) в каждой отдельной клетке используется только часть генетической информации;
в) между клетками существует механическая и гормональная связь.
5. Двуслойная стадия зародыша называется :
а) бластула;
б) гаструла;
в) нейрула.
Проверьте тест по ключу, результаты сдайте лидеру группы.
Слайд 2
Ключ к тесту:
1 вариант
в
в
в
б
в
2 вариант
б
в
в
б
б
Слайд 3
Критерии оценки:
0 ошибок - оценка 5
1 ошибка - оценка 4
2 ошибки - оценка 3
Больше 2 ошибок - оценка 2