Доклад заместителя директора по УВР на семинаре ФГОС. Первые шаги. (отчет о работе школы по организации экспериментальной площадки ФГОС. Преемственность


Доклад
заместителя директора по УВР на семинаре «ФГОС. Первые шаги»
(муниципальный уровень на базе нашей школы)
Добрый день, уважаемые коллеги.
«Время есть величайший из новаторов» - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Поэтому введения новых образовательных стандартов - это веяние времени.
Новые стандарты предполагают развитие школьников, и их социализацию. Это значит, что ученик начальной школы должен легко адаптироваться, переходя в пятый класс, выпускник основной школы не должен испытывать проблем, начав обучение в десятом классе, ну а выпускник старшей школы - успешно поступить и адаптироваться к новым условиям при поступлении в ВУЗ.
Сегодня ФГОС касается каждого – не только потому, что вопрос успешности ученика в жизни, это естественно и очень важно, но это ещё и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие её процветания и мирного развития.
На сегодняшний момент средняя школа в рамках новых федеральных стандартов - это неопознанный объект.
В начальной школе учителя уже достаточно хорошо понимают цель работы, что такое работать по-новому, и знают, каким должен быть выпускник начального общего образования, чтобы перейти на следующую ступень - основное общее образование.
Поэтому, организацию перехода на ФГОС ООО мы провели по алгоритму перехода на стандарты начального образования.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО начался еще в прошлом учебном году.
Первое, с чего мы начали, – это постарались избежать риски, связанные с введением ФГОС:
негативное отношение к Стандарту педагогов (через организацию эффективной внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров с ориентацией на проблемы введения стандарта, диагностики готовности педагогов к введению ФГОС); негативное отношение к Стандарту родителей (информирование родителей о процессе и результатах перехода начальной школы на новый стандарт. Мотивация общественности к участию в процессе введения стандарта);неготовность обучающихся к получению образования в новых условиях (Изучение запросов обучающихся на организацию внеурочной деятельности. Заключение соглашений на предоставление образовательных услуг с учреждениями дополнительного образования); неэффективное управление, администрирование процессом введения Стандарта (организация аналитико-диагностического обеспечения оценки изменений условий подготовки к введению нового стандарта);
Был составлен план мероприятий («дорожная карта») по подготовке и внедрению ФГОС ООО:
- изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО,
- изучение опыта работы образовательных учреждений и отдельных педагогов, реализующих программы по ФГОС,
- участие в работе проблемных семинаров по вопросам ФГОС,
- поэтапная подготовка педагогических кадров по ФГОС,
- работа родительского лектория.
Как нам работать в новых условиях?
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Учителя согласные с этими утверждениями теоретически, но  на практике испытывают трудности.
И в течение прошлого года мы начали с изучения отличия ФГОС от ГОС, различие моделей выпускника начальной школы и средней, что собой представляют УУД и т.д.
В период введения ФГОС ООО учителям была оказана следующая методическая помощь методическим советом школы:
- групповые и индивидуальные консультации по вопросам введения и реализации ФГОС ООО;
- индивидуальные консультации по вопросам разработки рабочих программ по учебным предметам и программ внеурочной деятельности;
- участие в муниципальных, региональных конференциях, семинарах, совещаниях по проблемам введения ФГОС ООО;
- участие в дистанционных вебинарах;
- повышение квалификации через курсовую подготовку;
- взаимопосещение уроков, их анализ, обмен опытом;
- проведение тематических методических семинаров:
«Управление введения ФГОС»
«Отличие стандартов нового поколения»
«Основная образовательная программа основного общего образования»
«Проектирование урока и технологическая карта».
Разработали положение о предметных образовательных программах учебного плана.
В школе созданы организационные структуры, обеспечивающие внедрение ФГОС ООО, их перечень определен педагогическим советом и утвержден приказом директора школы. Деятельность организационных структур регламентирована локальными актами, утверждена приказом директора и согласована с Советом школы.
Общее руководство введением ФГОС в среднее звено осуществляет Совет. В него вошли директор школы, педагоги, члены Управляющего совета.
Работа проводилась по направлениям:
Нормативное. Коллективом изучаются нормативные документы. Создано положение о Совете, составлен план-график введения ФГОС. Нормативные документы по реализации ФГОС ООО подготовлены на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. А так же на школьном уровне:
Образовательная программа основного общего образования;
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС;
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
Программа развития школы на 2014-2018г.
Кадровое. Значительная часть педагогов прошли курсы повышения квалификации, своевременно проходят аттестацию.
Организационное. В план методической работы включены темы рассмотрения вопросов: «ФГОС ООО как условие и возможность перехода на новый уровень качества знаний».
Созданы:
Рабочая группа по внедрению ФГОС (непосредственное внедрение)
Творческие группы по различным аспектам внедрения ФГОС (ситуативные действия).
Материально-техническое. Соблюдаются санитарные нормы и правила к учебным кабинетам (плановый ремонт), поэтапное оснащение кабинетов (перспективный план укрепления МТБ). Обновлены учебно-методические комплекты, ЭОР. Учителями-предметниками формируются банки программ и дидактических материалов.
Информационное обеспечение. В школе прошли родительские собрания, на которых рассматривался вопрос о переходе на новые стандарты учащимися 5 классов. На сайте школы в отдельной рубрике представлена информация о введении стандартов в среднее звено.
В течение 4 лет мы все с вами реализуем новый Федеральный стандарт и не заметили, что наши "первопроходцы" уже перешли в 5-й класс.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки:
изменением роли учащегося:
увеличением учебной нагрузки:
изменением режима дня:
разностью систем и форм обучения:
нестыковкой программ начальной и основной школы:
различием требований со стороны учителей-предметников:
изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения.
На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. И, самое главное – снижается качество знаний.
В учебном процессе выявлены проблемы:
- формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;
- имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями к учащимся 4-5 классов;
- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;
- отсутствует единство в программах обучения и воспитания.
Это проблема преемственности.
Проблема преемственности возникает по нескольким причинам.
Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся.
Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Первостепенная задача школы при переходе к новым стандартам - мы должны работать, чтобы переход из начального к основному общему образованию не был болезненным для учащихся.
Как нам работать в новых условиях? С чего начать? Как организовать общую образовательную среду?
В соответствии с приказом Отдела образования «Об организации научно-методической работы в 2015-2016 учебном году» с 01.09.2015 года наша школа переведена в режим экспериментальной площадки.
Для осуществления нашей затеи была разработана программа «ФГОС: преемственность и инновационность», рассчитанная на 2015-2018 годы.
Сформирована рабочая группа по обеспечению деятельности ЭП, разработано положение о рабочей группе по осуществлению экспериментальной работы.
Выработать единую линию развития ребенка на этапах начального образования и общего школьного образования, выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка в школе – основная цель программы.
Задачи эксперимента:
Изучить состояние проблемы преемственности в современной школе, на этой основе конкретизировать понятие «преемственность».
Разработать экспериментальную модель преемственности начального и общего школьного образования в условиях ФГОС и осуществить практическую апробацию этой модели.
Изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у обучающихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;
Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГОС.
Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.
Разработать программы формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Разработать систему оценки достижений планируемых результатов (для ступени общего школьного образования).
Диагностика сформированности основных учебных умений, предметные диагностики.
Разработать систему психолого-педагогической помощи по преемственности учебной и внеурочной деятельности на ступенях начального и общего школьного образования. 
Реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
формировать коллектив педагогов и обучающихся - единомышленников, способных решать поставленные задачи.

Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
-совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
-работа с учащимися;
-работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
-образовательные программы;
-организация учебного процесса;
-единые требования к учащимся;
-структура уроков.

Практическая значимость
Взаимосвязь начальной и средней школы, совместная деятельность в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Учащиеся проявляют интерес к обучению, верят в свои силы и возможности, чувствует психологическую комфортность при переходе в среднее звено. Социальная адаптация детей в новых условиях.
Форма внедрения результатов эксперимента в практику работы:
- открытые мероприятия (мастер-классы, семинары, конференции по проблемам преемственности образования, открытые уроки);
- диагностика, промежуточные и итоговые отчеты, методические рекомендации для учителей, учеников, родителей.
- внеклассные мероприятия, участие учащихся в различных конкурсах, дистанционных олимпиадах, Всероссийских конкурсах, творческих, исследовательских работ.
Чтобы решить проблему преемственности нужно практиковать такую форму,  как сотрудничество учителей начального и среднего звена, администрации учреждения. В рамках этого сотрудничества проводить уроки, на которых в начальной школе присутствуют или проводят учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего года, в 5 классе,  эту практику  продолжать, только теперь уроки посещать будут  бывшие учителя начальных классов. Данная форма сотрудничества позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.
Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.
Для планомерной работы разработан перспективный план реализации эксперимента:
 1. Организационный 2015-2016 учебный год.
Задачи:
-подготовка плана деятельности на учебный год. Разработка документации.
-организация взаимодействия в рамках экспериментальной работы с администрацией, педагогами, учащимися школы и их родителями;
-организация системы семинаров, консультаций для экспериментаторов, обеспечивающих реализацию первого этапа эксперимента;
-разработка методических рекомендаций по планированию исследований (таблицы, дневники);
2. практический этап (апробация) 2016-2017 учебный год.
Задачи:
-разработка и реализация модели преемственности в процессе непрерывного образования;
-проведение рефлексивных заседаний с учителями-участниками эксперимента по выявлению проблемных моментов в экспериментальной деятельности и поиску способов коррекции;
- анализ результативности и корректировка модели.
3. обобщающе-аналитический 2017 - 2018 учебный год.
Задачи:
- трансляция наработанного опыта.
-обобщение опыта работы по организации учебного процесса на основе преемственности форм, методов обучения и воспитания для успешной адаптации ребенка к школе.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Препятствием  созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды. Учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.
Необходимо создать единое методическое пространство в образовательном учреждении; развивать методические компетентности педагогов, а именно: владение различными технологиями и методами обучения, уметь применять их в процессе обучения для формирования и развития УУД как на уроке, так и во внеурочное время;- Совершенствовать систему работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности;
- Создание мониторинго-диагностической системы отслеживания сформированности метапредметных результатов учащихся.
   Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к среднему звену обучения  является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.Для реализации преемственности в рамках преподавания предметов (а это и есть единство технологий и методов обучения начальной и средней ступеней обучения) была выбрана единая методическая тема школы «Преемственность в преподавании основных предметов в условиях введения ФГОС в 5-х классах», основанной на решении проблемы: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса начальной и средней школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Задачи:
Выявить основные затруднения учителей по данной проблеме.
Направить работу методической службы на удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей. Овладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
Подготовить педагогический коллектив к освоению новых норм и образцов педагогической деятельности, направленных на разработку системы дифференциации обучения по уровню развития учащихся, создание ситуации успеха каждого ученика в образовательном пространстве, развитие самостоятельно приобретать и усваивать новые знания; Обеспечить плановый переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Разработать систему оценивания: перейти к критериально-ориентированному подходу, комплексному подходу к оценке результатов образования.
Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
Оказание методической помощи молодым специалистам;
Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации.
Основные этапы реализации программы
I-й этап – Аналитическо-коррекционный (срок: сентябрь 2015-2016 год)
«Повышение профессиональной компетентности учителя»
Задачи:
-изучение методической литературы по преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено-определение состава проблемных и творческих групп учителей
-определение тематики педсоветов;
-разработка индивидуальных тем самообразования;
-организация работы семинаров - практикумов.
II-й этап – внедрение новых форм работы над методической темой
(срок: 2016-2017 год) «Этап реализации программы»
Задачи:
- разработка и реализация модели преемственности в процессе непрерывного образования.
-апробация новых методов и приемов (членами творческих, проблемных групп);
-взаимопосещение уроков с целью просматривания данной проблемы на уроке;
-проведение мониторинга воздействия всех инноваций на участников образовательного процесса.
III-й этап – оценка результатов, обобщение (срок: 2017-2018 год)
«Этап подведения итогов работы»
Задачи:
-реализация плана-графика контрольных мероприятий (открытое мероприятие, подготовленное членами проблемных творческих групп, мероприятия в рамках предметных декад, творческие отчеты педагогов, собеседование с учащимися).
-оценка результативности работы каждого педагога по методической теме;
- выпуск методических бюллетеней, методических сборников, методических рекомендаций и т.д.).
Основные виды деятельности:
1.Проведение семинаров:
«Организация работы по преемственности перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
«Методологические, психологические основы реализации ФГОС в условиях современной школы»
«Возрастные особенности познавательного компонента УУД в начальной и основной школе».
2.Разработка планирования открытых уроков, мастер-классов.
3.Посещение уроков в 4-5-х классах учителями – предметниками.
Цели посещения:
-применение педагогических технологий и технологий сотрудничества;
-диагностическая деятельность учителя.
4.Административные контрольные работы по русскому языку, математике в 4-5-х классах. ВПР.
Из всего сказанного можно сделать вывод: в школе созданы условия для внедрения и реализации ФГОС ООО.
Созданная система работы направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования выпускников, что является первоочередной задачей современной школы.
Но, это только первый шаг. Нам предстоит решить много проблем и преодолеть трудности:
-сложности перехода на новые требования и подходы к аттестации учителей,
- трудоемкая процедура диагностики обучающихся 5 классов,
- недостаточный уровень мотивационно-психологической готовности педагогов (устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий),
- не все педагоги применяют технологии системно –деятельностного подхода на уроках.
- Большие затруднения в реализации системы оценивания.
В части материально-технического обеспечения: в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности.
В диагностике: отсутствие диагностических материалов для оценки метапредметных действий.
Работа с портфолио должна совершенствоваться только в тесном взаимодействии с родителями.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные материалы наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.
Даже сформированные коммуникативная, профессиональная информационная компетентности еще не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков стандартов нового времени, начавшихся реформах в образовании «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который, в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратиться в тормоз».