Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ 9 за 2012-2013 учебный год

Анализ  работы школьного методического объединения
учителей начальных классов МБОУ СОШ 9
за 2012-2013 учебный год
Анализ работы ШМО проводится с целью  оценки деятельности учителей начальных классов, разработки целей и задач для плана на 2013-2014 учебный год, определения путей совершенствования работы методического объединения учителей начальной школы.
ШМО учителей начальных классов в 2012-2013 учебном году  работало над темой: «Подготовка учителей начальных классов к  введению ФГОС  НОО второго поколения». Основной целью  в рамках методического объединения учителей начальной школы было организовать целенаправленную деятельность по подготовке к введению нового ФГОС НОО. Были определены задачи, которые решали члены методического объединения:
Составить план методической работы по подготовке к введению ФГОС начального общего образования.
Изучить нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней по введению ФГОС НОО.
Создать рабочую группу по внедрению ФГОС НОО.
Изучить фундаментальное ядро содержания начального общего образования, примерные программы по отдельным учебным предметам.
Изучить и создать комплекс условий (материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение,  информационные и иные  ресурсы) для перехода к обучению по требованию ФГОС.
Разработать программу формирования универсальных учебных действий (УУД), программу духовно-нравственного воспитания, систему оценки учебных достижений обучающихся начальной школы.
Организовать процесс повышения квалификаций педагогов в рамках требований ФГОС.
Исходя из поставленной цели работы методического объединения учителей начальных классов, была запланирована методическая работа, работа по преемственности, открытые уроки.
Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов ШМО и их заинтересованности.


Состав методического объединения.
  ШМО учителей начальных классов в своей деятельности объединяет 8 педагогов. В истекшем учебном году начальное звено насчитывало 8 классов. Кадровый потенциал ШМО  характеризуется достаточным профессиональным уровнем.

п/п
ФИО учителя:
Образование (указать, какой Вуз окончила, когда, специальность, квалификацию):
Педагогичес
кий стаж (указать общий и в данном ОУ):
Разряд, квалификацион
ная категория:
Время прохожде
ния аттестации:

1.
Петухова И.Н.
Высшее, АГПИ, 1991, педагогика и методика начального обучения
Общий – 20 лет, СОШ №9 – 18 лет.
Высшая.
2010г.

2.
Дубенко Т.А.
Высшее, АПИ, 1977г. педагогика и методика начального обучения
Общий – 43 год,
СОШ №9 – 7 лет.
Первая категория
2011г.

3.
Била Л.Н.
Высшее, АГУ, 2002г, педагогика и методика начального обучения, учитель начальных классов.
Общий – 21 лет, СОШ №9 – 18 лет.
Высшая.
2010г.

4.
Федотенко
Л.А.
Высшее, АГУ, 1997г. педагогика и методика начального обучения, учитель начальных классов.
Общий – 23года, СОШ №9 – 6 лет.
Первая категория
2009г.

5.
Быкова И.А.
Высшее, 2002г, педагогика и методика начального обучения, учитель начальных классов.
Общий -14 лет, СОШ 9 – 14лет
11 разряд
2002г.

6.
Санжаровская
И.Ф.
Высшее, АГПИ, 1992, учитель русского языка и литературы
Общий – 26года СОШ9-3 года
8 разряд
2007г.

7.
Чичкан О.С.
Высшее, АГУ, 2005, педагогика и методика начального обучения, учитель начальных классов.
Общий – 6 лет СОШ9-3 года
8 разряд


8.
Лужковская В.Н.
Высшее, АГУ, 2006, педагогика и методика начального обучения, учитель начальных классов.
Общий – 2 года
СОШ9-с 1.09.11г
12 разряд



Организация работы ШМО учителей начальных классов была связана с методической работой школы, учителя принимали активное участие в реализации этой темы. Вся работа учителей начальных классов  имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма учителей. В этом учебном году было проведено 4 заседания школьного методического объединения. На заседаниях рассматривались и решались следующие задачи:
        составляли план-график работы по введению ФГОС
        определяли перечень локальных актов и распределяли, кто какое положение будет разрабатывать
        рассматривали разделы образовательной программы
        требования к составлению предметных программ (каждому учителю пришлось разрабатывать программу по тому или иному предмету)
        разрабатывали:
-        программу духовно-нравственного воспитания
-        планируемые результаты начального общего образования
-        систему оценки достижений планируемых результатов в начальной школе.
-        программу формирования УУД в начальной школе
-        программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
        определяли перечень необходимых материально-технических средств для успешной реализации ФГОС.
Кроме вопросов по ФГОС, на заседаниях ШМО было уделено особое внимание мониторингу знаний и умений обучающихся.
Организация учебной деятельности и  результативность.
Обучение в начальном звене осуществляется по программе «Школа 2100».
Начальная школа работает в режиме 5-тидневной рабочей недели.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на четырехлетний срок освоения образовательных программ.        
      В ходе формирования учебного плана руководствовались следующими нормативными актами:
приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС  (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010 г. выставлен на сайте: 
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
   В 2012-2013 учебном году в МБОУ СОШ 9 учебный план для 1-2 классов разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с максимально допустимой недельной нагрузкой – 20 учебных часов.
Учителя, работавшие в 1,2-х классах, адаптировали программу для организации внеурочной деятельности во второй половине дня.
Учебный план для 3,4-х классов разработан  в соответствии со следующими нормативными актами:
- приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения:
система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные  коммуникативные);
познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся;
приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
     Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода.
     Учебный предмет «Физическая культура»  изучается в объеме  3-х часов в неделю. 
Основными задачами введения третьего часа физической культуры на ступени начального общего образования являются:
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;
приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
расширенное освоение обучающимися отдельных тем и разделов рабочих программ: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической   гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.
      Во  3,4-х классах федеральный компонент реализуется в количестве 23 часов согласно Федеральному базисному плану, обучение осуществляется на основе примерных программ, разработанных в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
     В связи с переходом начальной школы на пятидневную рабочую неделю реализуется только федеральный компонент.
Мониторинг образовательного процесса прослеживал качество и обученность учащихся в течение года. Составлялись графические схемы успеваемости учащихся по предметам.
Повышение педагогического мастерства учителей.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появления новых стратегий обучения в начальных классах, внедрения школьных технологий  требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации.
Повышение педагогического мастерства учителей осуществлялось через:
Курсовую подготовку

п/п
ФИО учителя:
Преподаваемый предмет
Повышение квалификации (указать год прохождения последних курсов, название):

1.
Петухова И.Н.
Учитель начальных классов
2010г.«Введение ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края»

2.
Дубенко Т.А.
Учитель начальных классов
2012г.«Введение ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края»

3.
Била Л.Н.
Учитель начальных классов
2010г.«Введение ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края»

4.
Федотенко
Л.А.
Учитель начальных классов
2010г.«Введение ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края»

5.
Быкова И.А.
Учитель начальных классов
2013г. «Актуальные вопросы изучения религиозных культур и этики человеческих отношений в условиях освоения ФГОС НОО»

6.
Санжаров
ская
И.Ф.
Учитель начальных классов


7.
Чичкан О.С.
Учитель начальных классов


8.
Лужков
ская В.Н.
Учитель начальных классов




Учителями начальных классов были прослушаны курсы  повышения квалификации  и семинары по различной тематике. Анализ прохождения курсов за 5 лет показал – в начальной школе 2 учителя, которые в течение 5 лет не посетили курсы повышения квалификации.
Работу по темам самообразования
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов  и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. В 2012-2013 учебном году учителя работали по следующим темам:
№ п/п
Ф.И.О. учителей
Должность
специальность
Тема самообразования
Форма реализации
Сроки реализации


Петухова Ирина Николаевна
Зам. директора по УВР,
учитель нач. классов
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Доклад
октябрь

4444
Дубенко Татьяна Александровна
Учитель нач. классов
Применение природоведческого материала на уроках математики.
Урок
реферат
октябрь

\
Била Людмила Николаевна
Учитель нач. классов
Развитие устной речи учащихся на уроках русского языка.
Урок
март


Федотенко Лариса Александровна
Учитель нач. классов
Работа над орфограммой на уроках русского языка.
Доклад
октябрь


Санжаровская Ирина Федоровна
Учитель нач. классов
Устные вычисления на уроках математики.
Доклад
декабрь


Быкова Ирина Алексеевна
Учитель нач. классов
Развитие фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка.
Внеклассное мероприятие
апрель


Лужковская Валентина Николаевна
Учитель нач. классов
Работа над устойчивыми оборотами русского языка в начальных классах
Урок
апрель


Чичкан Ольга Сергеевна
Учитель нач. классов
Устный счёт на уроках математики.
Доклад
Апрель


Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень. Работая по теме самообразования, учителя изучали литературу, собирали материал и оформляли его в папки, апробировали различные приемы в обучении учащихся, выступали на методических объединениях, конференциях, разрабатывали дидактический материал, уроки, занятия, отслеживали динамику развития учащихся, анализировали свою деятельность.
Обобщение опыта работы
Учителя начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы. Учителями   для представления   своего опыта работы использовались:
а)        участие в городских мероприятиях (педагогический форум: «Инновационная д-сть-условие развития образования»)
б)        заседания ГМО,
в)        заседания ШМО, школьные педагогические советы ( Била Л.Н., Федотенко Л.А., Санжаровская И.Ф.)
Уровень профессионализма учителей отражается в их активности, участии в городских мероприятиях.
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал, ПК, проекторы, интерактивные доски. Так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение, способствует гуманизации образовательного процесса. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми раздаточными материалами.
Аттестация учителей
В 2012-2013 учебном году в соответствии с перспективным планом аттестации педагогических кадров никто из учителей начальных классов не аттестован  и не переаттестован.
Проведение открытых уроков
Следует отметить, что количество  проведенных открытых уроков значительно снизилось. Необходимо  проанализировать затруднения, опыт учителей и спланировать систему открытых уроков.
КДР / форма 1
Дата
Предмет
Класс
Кол-во
по
списку
Кол-во
выполнявших
работу
%
качества
%
обученности
ФИО учителя

11 декабря 2012г
Русский язык

27
26
80
96
Лужковская В.Н.

11 декабря 2012г
Русский язык

29
27
78
96
Санжаровская И.Ф.

16 мая 2013
Русский язык

27
25
58
88
Лужковская В.Н.

16 мая 2013
Русский язык

29
28
54
86
Санжаровская И.Ф.

6 декабря 2012
математика

27
26
76
100
Лужковская В.Н.

6 декабря 2012
математика
4 Б
29
27
70
100
Санжаровская И.Ф

17 апреля 2013г
Математика

29
28
79
100
Санжаровская И.Ф

17 апреля 2013г
математика

27
25
92
100
Лужковская В.Н.

22 мая 2013г
Комплексная работа

29
26
65
89
Била Л.Н.

22 мая 2013г
Комплексная работа

29
28
32
72
Федотенко Л.А.




Работа с одаренными и способными детьми
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана  система организации работы по участию  обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся  школы принимают участие в городских конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся  в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

В этом учебном году участвовали в городских олимпиадах по математике, окружаещему миру, кубановедению.
С целью выявления участников будущих городских олимпиад и интеллектуального марафона  в школе были проведены предметные олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру в 4-х классах, интеллектуальный марафон для обучающихся 2-3 классов.
Из  участников  городской олимпиады, к сожалению, никто не занял призового места.
Список одарённых школьников для дистанционного обучения по направлению «Олимпиады» в МБОУ СОШ 9.
№ п/п
Фамилия
Имя Отчество учащегося
ФИО
учителя, подготовившего учащегося
Дата
рождения
Класс обучения
Предмет
Полное название олимпиады Наименование показателя
/Школьный,
Муниципальный,
Зональный/
Кол-во баллов
Статус
Диплома
Призер/
победитель

1
Кононенко Татьяна
Лужковская В.Н.
16.06. 2000г.
4
Окружающий мир
Школьная
олимпиада
36
победитель

2
Кононенко Татьяна
Лужковская В.Н.
16.06. 2000г.
4
Окружающий мир
Муниципальная олимпиада по окружающему миру

призёр

3
Астафьев Владимир
Лужковская В.Н.
5.03. 2000г.
4
Математика
Школьная олимпиада по математике
30
победитель

4
Астафьев Владимир
Лужковская В.Н.
5.03. 2000г.
4
Математика
Муниципальная
олимпиада по математике

участник

5
Дурнева Валерия
Федотенко Л.А.
14.04. 2000г.
1
Кубановедение
Школьная олимпиада по кубановедению
32
победитель

6
Дурнева Валерия
Федотенко Л.А.
14.04. 2000г.
1
Кубановедение
Муниципальная
олимпиада по кубановедению

участник

7
Быкова Диана
Санжаровская И.Ф.
23.03. 2002г.
4
Кубановедение
Школьная олимпиада по кубановедению
45
победитель

8
Быкова Диана
Санжаровская И.Ф.
23.03. 2002г.
4
Кубановедение
Муниципальная
олимпиада по кубановедению

призёр

9
Гончарова Тамара
Дубенко Т.А.
14.07. 2005
2
Кубановедение
Школьная олимпиада по кубановедению
43
победитель

10
Гончарова Тамара
Дубенко Т.А.
14.07. 2005
2
Кубановедение
Муниципальная
олимпиада по кубановедению

призёр


Выводы: работа с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися проводится через кружки, факультативы, научно – практические информации, олимпиады, конкурсы. В школе созданы благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.
Рекомендации: Учителям 3-4 классов совершенствовать работу с одарёнными детьми. Проводить олимпиады по основным предметам и качественно готовить сборные команды для участия в городских олимпиадах и конкурсах. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации. Расширять возможности для участия одарённых и способных детей в творческих конкурсах, выставках, олимпиадах. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
В течение этого года обучающиеся участвовали в различных творческих и спортивных конкурсах:
конкурс  открыток ко Дню Матери
городской конкурс «Новогодняя игрушка»          
городской конкурс «Пасха в кубанской семье»
городской конкурс «Покорми птиц зимой»        
конкурс тематических  рисунков и др.
Освоение современных технологий.
В начальном звене учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса.  В течение года проводили уроки с использованием мультимедиа, готовились к урокам и мероприятиям используя возможности компьютера.
Учителя в течение года работали в творческих группах по освоению различных технологий обучения. В своей работе учителя используют элементы технологий проблемного, дифференцированного,  здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, наибольшее внимание уделяется технологии развивающего обучения.
Организация внеклассной работы
      Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа  по предметам. Внеклассная работа  способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-практические конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, праздники, конкурсы,  предметные декады. Предметные недели должны были проходить в рамках реализации программы по воспитательной работе с младшими школьниками. Но данная программа в этом году не работала.
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что  запланированный план работы ШМО  практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что учителя удовлетворены условиями работы ШМО, работа ШМО способствует совершенствованию и профессиональному росту.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
- слабая организация внеклассной работы;
-недостаточное количество открытых мероприятий и уроков, отсутствие взаимопосещаемости педагогов начальной школы;
РЕШЕНИЕ:
Итоги работы в 2012 – 2013 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей  начальных классов «удовлетворительной». Учитывая вышесказанное, на 2013-2014 учебный год определены следующие задачи:
- продолжать изучение материалов по внедрению стандартов второго поколения на первой ступени обучения;
- продолжить работу по внедрению в практику педагогических технологий, направленных на повышение качества образования;
- продумать организацию внеклассной работы по предметам для повышения уровня мотивации учащихся;
- организовать работу по обмену опытом работы среди учителей начальных классов.