«Применение здоровьесберегающих технологий в клубе по месту жительства «Юность» как средство профилактики вредных для здоровья привычек у детей и подростков»
Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в клубе по месту жительства «Юность» как средство профилактики вредных для здоровья привычек у детей и подростков».
О.В. Барсукова, педагог- организатор клуба по месту жительства «Юность» МБУДО «ЦДТ «Радуга».
Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.
А.С.Макаренко
Понятие «ЗСТ» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья воспитанников.
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.Одним из направлений развития образования являются здоровьесберегающие технологии, фундаментальной основой которых является системное проектирование деятельности по сохранению здоровья с гарантированным достижением цели, состоящей, как минимум из трех задач:
1.Единства состояния здоровья и успешности обучения.2.Соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований.3.Ценностного отношения к здоровью.
Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Создание условий для здорового развития детей предусматривает:
- соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима (учет времени трудоспособности, утомляемости, физкультурные минутки, учебная нагрузка);- гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, питания; санитарно-противоэпидемический режим);
- формирование здорового образа жизни;
- внедрение медицинских, физиотерапевтических, психолого-педагогических методов коррекции;
- разработка оздоровительных программ.
Режим работы общеобразовательного учреждения составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха. Сбалансированное регулирование отдельных элементов режима, дозировка времени на каждый из них, их разумная расстановка и смена в рамках суток, недели и года улучшает возможности образовательного процесса, делают педагогическое воздействие более устойчивым. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе.
Существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся вносит дополнительное образование, которое реализуется во второй половине дня. Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи всестороннего и гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительно-коррекционной программы. А это значит, что речь идет о формировании личности не только интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной, но и конечно же, здоровой. Цель дополнительного образования – содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, содействие в понимании человеком самого себя. Культуру здоровья человека можно рассматривать как критерий личностного роста, условие и фактор его полноценной жизнедеятельности, коммуникабельности, показатель творческого потенциала. Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе дополнительного образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно – организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.
В различных формах дополнительного образования заняты все учащиеся, многие посещают несколько объединений. Работа объединений строится в соответствии с разработанными образовательными программами. Их реализация идет через организацию занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, музейная педагогика, игровые технологии). На занятиях в кружках, секциях, студиях большое внимание уделяется постановке осанки ребенка, отработке координации движений, развитию мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления. На занятиях в спортивных успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств и нравственно-волевых черт личности. Занятия в спортивных группах, в кружках по интересам служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Задачи профилактики заболеваемости и систематического укрепления здоровья активно решается в период организации летнего отдыха детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. В течение всего первого летнего месяца со всеми детьми проводились оздоровительные процедуры, лечебная гимнастика, посещение бассейна, витаминизация.
Клуб по месту жительства сегодня – это прежде всего то место, в котором каждый ребенок может найти себе занятие по душе, по интересу, где их ждут новые друзья, опытные педагоги, где каждый день для них открыты двери в мир творчества, спорта, искусства, красоты.
Самое главное в работе педагога-организатора заинтересовать детей различными мероприятиями, тематическими беседами, общественными делами. В летнее время большое внимание уделяется разнообразным экскурсиям, прогулкам и играм на свежем воздухе, выездам за город.
Клуб по месту жительства «Юность» осуществляет реализацию образовательных программ по следующим направлениям:
- художественно-эстетическое;
- физкультурно-спортивное;
- социально-педагогическое;
- оздоровительное (лагеря дневного пребывания в каникулярное время). Клуб посещают дети из неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семей, семей группы социального риска. Из 100 воспитанников, 2% относится к группе социального риска, о чем свидетельствует построенная диаграмма:
Социальный паспорт:
Сирота - 1
Опекаемые - 1
Из малообеспеченных семей - 40
Из многодетных семей - 3
Из неполных семей - 37
Полные семьи - 67
Группа соц. риска - 2
В клубе по месту жительства «Юность» были проведены следующие мероприятия, направленные на профилактику вредных для здоровья привычек у детей и подростков:
- «Суд над курением», где дети сами были защитниками, обвиняемыми, судьями.
- «Скажи наркотикам – нет!», дети самостоятельно готовили лозунги «за» и «против» наркотикам. Решений «против» стало намного больше, значит мы достигли поставленной цели. Дети понимают весь вред наркотиков. Такие мероприятия целесообразно проводить со специалистами по решению данной проблемы. В каникулярное время мы посещаем Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, межрайонный отдел, где ребятам проводится экскурсия по зданию наркоконтроля, встреча с инспекторами по борьбе с наркотиками, кинологом с собакой, специалистом по отпечаткам (дактилоскопия). Дети остались в восторге от экскурсии.
Обновление стендов о вредных привычках, вреде алкоголя, совместно с воспитанниками.
Ежемесячно проводятся конкурсы рисунков на тему: «Вредные привычки», где дети самостоятельно выбирают что им нарисовать на предложенную тему. Оцениваются лучшие рисунки, воспитанники получают утешительные призы.
На весенних каникулах совместно с клубом «Романтик» прошла встреча с инспектором по делам с несовершеннолетними Абрамовой Галиной Владимировной. Галина Владимировна доходчиво объяснила ребятам о всех правонарушениях в их возрасте, о вреде алкоголя, воровства и др. Дети задавали интересующие их вопросы и получали достаточно подробные ответы. Беседа прошла не только интересно, но и очень познавательно для воспитанников.
В 2012-2013 уч. году на базе клуба открылось новое объединение «Настольный теннис». Его посещают в основном мальчики – подростки. Это является огромным плюсом в работе клуба. У воспитанников есть уже успехи в данном виде спорта, они активно посещают разнообразные соревнования и получают призовые места.
На занятиях по бисероплетению я часто применяю гимнастику для глаз и рук. Это необходимо для сохранения здоровья воспитанников.
Гимнастика для глаз.
В стороны
Упражнение для укрепления мышц глаза горизонтального действия и улучшения их координации. Стоя отведите правую руку в сторону, а затем медленно двигайте ее налево и обратно — направо. За указательным пальцем руки проследите глазами, не поворачивая голову. Так же проследите и за левой рукой.
Повторить упражнение 10–12 раз.
Зажмуриваемся
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. Сядьте на стул, крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем откройте их на это же время. Повторите 6–8 раз.
Массаж
Снова сядьте на стул, закройте глаза и помассируйте веки, несильно нажимая пальцем. Это расслабит мышцы и улучшит кровообращение.
Гимнастика для рук.
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.Утром весенним раскрыл лепестки.Развести пальцы рук.Всем лепесткам красоту и питаньеРитмично двигать пальцами вместе-врозь.Дружно дают под землей корешки.Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Метод «Бабочка».
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо – влево; отвести руки назад – «вырастают крылья»)
Солнце утром лишь проснется –
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки).
Также обязательна и физминутка, проводимая в перерывах между занятиями. Занятия проводятся продолжительностью 45 минут, перерыв 5-10 минут.
В каникулярное время день начинается с подвижной зарядки на свежем воздухе. Мы часто посещаем ВСК «Нефтяник», стадион «Труд», стадион «Гимназии №1», это способствует укреплению здоровья воспитанников.
Таким образом, в клубе по месту жительства «Юность» применяются здоровьесберегающие технологии как средство профилактики вредных привычек у детей и подростков.