Внеурочная деятельность как ресурс развития одарённости учащихся в образовательном пространстве современной школы
З. В. Слобожанина,
МАОШ «Школа-интернат № 53», г. Новоуральск
Внеурочная деятельность как ресурс развития одарённости учащихся в образовательном пространстве современной школы
Перед тем, как начать работу на первом классе я долго размышляла, как её построить, что положить в основу. Мои сомнения разрешила книга Г.В. Луниной из серии «воспитание человека» - «Воспитание детей на традициях русской культуры». Зародившись в дописьменный период, народная педагогика наибольшее своё воплощение получила в устном народном творчестве (сказка, пословицах, загадках), обычаях и обрядах.
Дети в семье считались предметом общего поклонения, нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное сиротство» стало возможным для определённо категории современных родителей. Особенно актуальна эта проблема в нашей школе-интернат.
Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций существуют способы и приёмы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности. Эти качества личности, которые помогут человеку выживать в самых трудных условиях, не потерять веры в себя, надеяться на лучшее и стремиться к лучшему.
Приобщаться к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует нормы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познаёт мир и людей.
Работая с учениками младшего школьного возраста, я столкнулась с рядом проблем:
- асоциальный образ жизни большинства семей;
- отсутствие интереса к воспитанию многих родителей;
- бродяжничество воспитанников;
- неправильная модель поведения учеников относительно друг к другу и окружающим людям.
Вследствие этого была поставлена следующая результативная цель воспитательной системы: формирование и развитие физически, психически, нравственно здоровой личности, осознающей своё место и предназначение в жизни.
Системообразующими видами деятельности в классе являлось: формирование правильной модели поведения, согласно общечеловеческим нормам
Ставились следующие задачи:
- профилактика нарушений психического здоровья;
- поддержка эмоционального комфорта учащихся в коллективе;
- установка дружеской доверительной атмосферы;
- раскрытие индивидуальных творческих способностей;
- формирование осознанного выбора социально-ответственного поведения.
Народная игрушка это основа национальной культуры, поэтому логично начать знакомство с ребёнка с достижениями общественной культуры именно с этих основ. Мир народной игрушки открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Доступными являются и формы работы: игры, песни, сказки, загадки, народные промыслы.
Мир народной игрушки красивый и выразительный, поэтому он интересен для детей. Особенно привлекает то, что предмет изучения позволяет стать активным участником процесса изготовления куклы-оберега, куклы-сувенира и т.д. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Рисовать, мастерить, участвовать в роли «мастера игрушки». Это способствует всестороннему развитию личности ребёнка, формирует навыки межличностного общения, помогает педагогу вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России.
Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитьё, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребёнка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, творческая деятельность отвечает задачам художественного воспитания, развивает вкус.
Для этого я разрабатываю и осуществляю следующую программу работы с детьми.
Программа
«В мире народной игрушки»
Данная программа рассчитана на 4 года (рассчитана на детей младших классов). Она направлена на решение проблем социальной реабилитации детей в обществе, активное включение их социальные и межличностные отношения. Программа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребёнка в целом. Этот вид деятельности является большим потенциалом развития для наших воспитанников.
На начальном этапе данной программы ребёнок выполняет коллективную работу подетальным способом, подражая педагогу, т.е. находиться в позиции ведомого. Это наиболее эффективная форма организации труда на начальном этапе, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. В первый год обучения необходимо давать различные упражнения, способствующие приобретению определённых навыков, развитию сенсомоторики в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Воспитанник, работая на начальном этапе только под руководством педагога – воспитателя, в ходе реализации данной программы приходит к самостоятельной деятельности на более поздних этапах е выполнения, выступает инициатором деятельности. Ребёнок приобретает навыки самостоятельной творческой работы, у него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности.
Деятельность ребёнка происходит в тесном контакте с взрослым, что отражается на развитии речи. Сочетание занятий с экскурсиями и выставками помогает расширить кругозор ребёнка, способствует социальной адаптации его в процессе общения с учениками класса и педагога-воспитателя.
Цели и задачи обучения
Цели:
- воспитание ребёнка-носителя и хранителя национальной культуры средствами декоративно-прикладного искусства;
- личностное развитие ребёнка;
- развитие творческого потенциала;
- адаптация личности ребёнка к жизни в обществе;
- развитие речи в процессе деятельности;
- организация содержательного досуга;
- профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
- обучение навыками и умению работать с различными инструментами, соблюдать правила техники безопасности;
- обучение умению различать и выполнять различные виды декоративной работы;
- обучение умению подбора и создания эскиза будущей работы и оформления выполненных работ;
- осуществление развитие речи путём систематического расширение словаря ребёнка в процессе деятельности.
Для выполнения этих задач необходимо выделять основные этапы их реализации.
Задачи первого этапа - в ознакомлении ребят с материалами, инструментами, в обучении приемами работы с ними, соблюдение техники безопасности. На этом этапе ребёнок учиться работать с ножницами, приобретает навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности выполнении действий. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют (развитие речи) все моменты её выполнения и материалы которые они использовали. Важно уже на первом этапе воспитать умение работать аккуратно и красиво.
На втором этапе продолжается формирование навыков изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов деятельности, правил и приёмов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности. На этом этапе идёт дальнейшее обогащение словаря детей. Процесс выполнения работы постоянно усложняется. К освоенному подетально способу работы на первом этапе, добавляется более сложный способ работы. Особое внимание уделяется отчёту о проделанной работе в устной форме.
На третьем этапе углубляются знания с народными традициями различных народов России, приобщения к народной культуре. Ведущее место среди приёмов работы отводится беседе с детьми. Вопрос, обращенный к ребятам, активизирует их речевую и мыслительную деятельность. На этом этапе решаются воспитательные задачи. Работы, выполненные ребятами, должны иметь общественную значимость. Они украшают школу, их показывают на выставках. Их дарят друзьям, близким, учителям и родителям.
Четвертый этап закрепляет и расширяет практические и теоретические знания программного материала. Большое внимание уделяется самостоятельной работе детей, когда последовательность и рациональность выполнения всех операций обдумывается и выполняется без помощи педагога, самостоятельно формируются готовые работы. На этом этапе ребята осваивают самые сложные виды работ, требующие особой точности и аккуратности. Ребята должны уметь самостоятельно составлять эскизы будущей работы, точно подобрать необходимые материалы для её осуществления.
Для расширения кругозора детей большое значение имеют экскурсии в краеведческий музей, на выставки. Эти мероприятия имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционно-развивающее значение.
На последнем этапе большое внимание уделяется профессиональной ориентации детей. Проводятся беседы с детьми, с их родителями о возможности использования полученных знаний в будущей профессии.
Перечисленные этапы обучения на занятиях не ограничены временными рамками, они плавно переходят один в другой и зависят от возраста детей данного класса и степени их подготовки.
Организация образовательного процесса
В соответствии с особенностями каждой возрастной группы детей педагог-воспитатель может использовать различные формы и методы на занятиях.
На занятиях с детьми 7-10 лет используется фронтальная работа под руководством педагога, групповая, индивидуальная работа. Эти формы требуют от учащихся общения с друг другом и с учителем. Сам процесс общения становиться мотивированным, обусловленный необходимостью.
Мотивированность общения возрастает, если содержание и ход работы известы лишь учителю. В этих условиях организатор работы должен в доступной форме сказать, что и как надо делать, а исполнители должны выполнять то или иное задание.
Роль педагога может передаваться старшему по группе, на разных занятиях получается разным членам группы. Ведущий до занятий подготавливаются педагогом, обговаривается словарь, фразы. При этом активизируется речь детей, уточняются значения слов. Эта форма обучения знакома ребятам с других уроков. Таким образом, осуществляется межпредметная связь.
На занятиях дети учатся работать по «технологическим картам». Выполнив работу, ученик отчитывается о проделанном, чтобы получить оценку своего труда.
Основной формой организации на первом этапе является коллективное выполнение отдельных моментов занятия. Итог проделанной работы может проходить в форме игры. Трудоёмкий и утомительный процесс выполнения какого-нибудь элемента работы может проходить в форме соревнования между парами или группами детей. В конце соревнования подводятся итоги.
Организация игровых ситуаций помогает приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность.
Беседы, проводимые на занятиях должны соответствовать возрасту и степени речевого развития детей. На начальном этапе беседы краткие. Они проходят в устной форме в сочетании с демонстрацией образцов изделий, рисунков, таблиц, фильмов. При проведении бесед необходимо использовать таблички со словами для лучшего усвоения подаваемого теоретического материала.
На втором этапе можно проводить беседы, диалоги, обсуждения, которые помогают развить способности логически мыслить. На таких занятиях ребята также получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, о народных традициях и обрядах крестьян.
Со всеми возрастными группами детей необходимо планировать экскурсии в краеведческий музей, этнографические центры, в мастерские народных умельцев и в кружки прикладного творчества.
Различные смотры и выставки помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других. Ребята должны активно включаться в организацию выставок: оформлять свои работы, развешивать и расставлять выставочный материал. Целесообразно проводить праздники творчества, например «Город мастеров», в котором принимают участие все дети творческих кружков. На таких праздниках ребята не только демонстрируют готовые работы, но и показывают сам процесс выполнения изделий, рассказывают гостям о работе. На таких праздниках ребята знакомятся с работами других учеников. Сами ученики могут выступать в роли экскурсоводов на выставках.
На следующем этапе работы учебный год можно начать с посвящения в «ремесленников» по народной игрушке.
Дети, у которых лучше будут получаться работы, могут проводить занятия в роли руководителя. Такая практика позволит ребятам подготовиться к возможной для них профессии.
Педагог должен активно включать детей в творческий процесс, активизировать и поощрять индивидуальные работы. Самостоятельное выполнение работ становится основным на последнем этапе развития детей. Педагог выступает в роли консультанта.
Программа предусматривает ведение тетрадей-словарей, в которые ребята записывают сложную терминологию, названия материалов, видов работ и т.д. Подобные записи помогут ребятам при самостоятельной профессиональной работе в кружках или индивидуально-трудовой деятельности.
Набираясь опыта по изготовлению игрушек-сувениров, народной игрушки занятия должны носить общественно-полезный характер. Дети смогут выполнять задания по оформлению интерьеров своих классов или спальных комнат.
Первый этап занятий
Примерный тематический план
Тема количество часов
теорет. занятий практ. занятий
1 Вводное занятие 1 2 Декоративное рисование "Дымковская игрушка" 1
(барышня с младенцем) 3 Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами 1 4 Кукла "Куватка" (оберег) 1
5 Новогодний сувенир "Ангел" 1
6 "Куклы-скатки" 2
7 Изучение народного костюма 2 8 Экскурсия в краеведческий музей 1 9 Подготовка к выставке 2 10 Заключительное занятие 1 1
Ожидаемые результаты
Должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами
- исторические сведения о народной игрушке
- виды ручных швов
- технику изготовления народных кукол
- сведения о сувенирных изделиях
Должны уметь:
- выполнять простые ручные швы
- правильно раскроить материал по шаблону
- работать индивидуально с "технологическими картами"
- эстетично оформлять игрушку
- ориентироваться на качество изделий
- изготовить народную игрушку своими руками из доступных материалов
Учебно-методическое обеспечение:
- технологические карты
- наглядные пособия
- образцы изделия
- раздаточные материалы
- шаблоны
- фотоархив, книги
Оборудование:
- одноместные столы
- стулья
- доска школьная
- письменный стол
- стеллажи
- мольберт
Материалы, инструменты, приспособления:
- хлопчатобумажные материалы
- синтепон, вата, поролон
- отделочные материалы: лента, тесьма, кружева, нитки, нитки мулине и др.
- инструменты: ножницы, иглы, утюг
- дополнительные материалы: деревянные палочки, клей
Литература:
1. Агапова И.А. "Мягкая игрушка своими руками" [Текст] И.А. Агапова, М.А.Давыдова - М.:Айрис-пресс, 2004-240с.
2. Андрианова О. "Скульптурный текстиль" [Текст]/О. Андрианова - М.: Дизайн Кора 2005.
3. Бывальцева М.В. "Мягкая игрушка своими руками" / Тест/ М.В.Бывальцева - М.:Книги "Искателя" 2004. 29 с.
4. Ванханен Н.А. "Фантазии из колготок" / Текст/ М.: Профиздат 2003г.
5. Горичева В.С. "Куклы" /Текст/ - Ярославль 1999
6. Ефимова А.В. "Работа с мягкой игрушкой в начальных классах" М.: Просвещение 1978г.
7. Конышева Н.Н. "Наш рукотворный мир" /Текст/ - Смоленск: Ассоциация XXI век 2003.
8. Молотобарова О.С. "Кружок изготовления игрушек сувениров", М.: Просвещение 1990.
9. Нагибина М.И. "Чудеса для детей из ненужных вещей" - Ярославль: Академия развития 1997 - 189с.
10. Нагибина М.И. "Чудеса из ткани своими руками" - Ярославль: Академия развития 2000.