Конспект логопедического занятия по теме Состав слова
Конспект открытого урока логопеда СОШ № 11
Тема: состав слова
Цели и задачи: закрепить знания детей о частях слова, тренировать в морфологическом разборе слов; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок; тренировать в подборе слов к схемам; развивать навыки построения схем слова.
Оборудование: схемы слов, индивидуальные карточки, магнитофон, кассета с муз. релаксации.
Ход занятия
Закрепление знания о частях слов.
Игра: «Что это такое?»(карточки с написанными частями слов. Раздать карточки учащимся)
- Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?
Карточка №1
Груз-, -ушк-, изб-, -чик, -а, пере-, -лёт, вагон-, -чик, изб-, -а, бел-, -ый.
Составьте и назовите слова из названных частей.(белый, изба, грузчик, перелёт, вагончик, избушка).
Основная часть.
Закрепление знания о приставках.
-Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, т.к. без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов и названий профессий. Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: «Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит та и важнее!» На том и порешили.
Карточка № 2
Итак первое задание от приставок.
Расположите слова под надписями «крепко» и «насквозь».
Слова: приколол, примерз, прибил, пролил, прошил, прогрыз, пролез.
Закрепление знания о корне слова.
-Приставки рады. Вы быстро справились с их заданием. Теперь очередь за корнем.
Карточка № 3
Прочитайте на карточках слова и отыщите корни.
под.овик по.ка
ка под.ка
пока под..
пока под..ник
Корни для справок: буд-, -сказ-, -окон-, -берез-, -ход-, -сад-, -дел-,
-вал.
3. Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов.
-От словосочетаний образуйте слова-предметы, добавив -к- .
Образец: посадить деревья – посадка деревьев;
Рубить лес , побелить стены, сушить сено, засолить огурцы.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Части слов очень довольны. Они убедились, что все важны и все знакомы детям. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое совместное задание.
Разберите по составу слова.
Переезд, сено, девочка, старушка, кремовый, посадка, полочка, звонок.
4.Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов.
Составьте слова из отгадок головоломок:
А) приставка в слове подметать,
корень как у слова ковать,
окончание в слове сова,
Что это такое? (подкова)
Б) Я имею два корня, друзья.
Как кольцо соединительная гласная моя.
Первый корень возьму у пара.
А второй у слова ходить.
Угадайте, что я за слово? (пароход)
В) Корень попрошу слова манить,
Окончание у слова лиса,
Суффикс у слова книжка,
Приставку возьму взаймы у слова привезти,
Что получится? (приманка)
- Что общего между всеми словами?(начинается с буквы п, обозначают предметы.) Какое из этих слов лишнее? Почему? (пароход, т. к. мужского рода, не имеет приставки, состоит из двух корней).
5. Работа на уровне текста.
- Спишите текст:
Славин папа – моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Пап бывал во многих заморских странах.
Слава живет в Приморском крае. Его называют еще Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.
Какие слова подчеркнуты? Как называются эти слова?
Разберите слова по составу.
III. Итог занятия.
Как называется часть слова, стоящая перед корнем?
Как называется часть слова, стоящая после корня, перед окончанием?
Для чего служат?
Молодцы! Все работали хорошо. За урок всем «5».
До свидания!
Заголовок 115