Артикуляционная гимнастика для язычка
Артикуляционная гимнастика
Уважаемые родители, предлагаю Вам комплекс упражнений для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
1. «Месим тесто». Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2. «Лопатка» Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3. «Качели». Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
4. «Язык перешагивает через зубы». Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.5. «Почистим зубы» Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.7. «Горка» «Киска сердится». Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
10. «Загнать мяч в ворота». Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в <ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.
Обращаю Ваше внимание:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, сидя перед зеркалом. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Сначала взрослый показывает упражнение, потом упражнение выполняет ребенок, а взрослый контролирует. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Удачи !