Памятка для родителей Артикуляционная гимнастика язычка
МАОУ «Зиновская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение детский сад «КОЛОСОК»
Воспитатель ПАНИЧЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА
«ЛЯГУШКА»
Улыбаюсь, как лягушка,
Губы тянутся до ушка!
(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4 раза.)
«БЕГЕМОТ»
Бегемот разинул рот –
Булки просит бегемот
(Открыть рот как можно шире и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем рот закрыть. Повторить упражнение 3-4 раза.)
«СЛОНИК»
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну!
(Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет. Повторить упражнение 3-4 раза.)
«РУПОР»
Громко крикнуть я могу:
Губы рупором тяну!
(Зубы закрыты, губы округлить и удержать в форме бублика под счет 1-5. Упражнение повторить 3-5 раз.)
«РЫБКА»
Рыбка ротик открывает:
Пузырьки она пускает.
(С напряжением открывать губы: П-П-П,
словно они «склеились»)
«АУ»
Заблудились мы в лесу
И теперь кричим: - АУ!
(Попеременно растягивать губы, выполняя упр. «Бегемот» – «Слоник». Повторить 8-10 раз.)
«ОСЛИК»
Ослик серенький идет,
Тихо песенку поет: - ИА-ИА-ИА.
(Попеременно растягивать губы, выполняя упражнение. Повторить 8-10 раз.)
«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Отдыхает язычок.
Вот так, - вот!
(Раскрыть рот, язычок положить на нижнюю губу и пошлепать его губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ.)
«БЛИНЧИК»
Угощения напекли -
Приходите на блины!
(Улыбнуться, раскрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать 1-10)
«ЧАСИКИ»
Тик-так, тик-так, -
Часы тикают вот так!
(Рот раскрыт. Тянуться языком то к
правому, то к левому уголку рта.)
«КАЧЕЛИ»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели!
Вверх-вниз, вверх-вниз, -
Только крепко ты держись!
(Рот раскрыт. Поднимать язычок к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Повторить 8-10 раз.)
«ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Язычок, как щетка:
Чистит зубки ловко!
Раз, два, три, четыре, пять, -
Будем чистить мы опять!
1. Губы в улыбке, рот открыт, кончиком языка «чистить» за нижними зубами 7-8 раз.
2. Губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка «чистить» за верхними зубами. Повторить 7-8 раз.)
«ИГОЛОЧКА»
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка – тоже.
Есть иголки – не играть!
А пуговицы пришивать
(Губы в улыбке, рот открыт, язык тянуть вперед, собрав его в «иголочку» под счет 1 – 10.)
«КОШЕЧКА ПЬЕТ МОЛОКО»
- Киска, киска, киска, брысь!
На дорожке не садись.
- Попей, киска, молочка.
Молочка из блюдечка!
(Рот открыт, кончиком языка «лакать
молочко» с ладошки (7-8 раз).
«ЖЕЛОБОК»
Ветер тучи нагоняет
Не боимся мы дождя!
Вода по желобу стекает.
В доме сухо у меня!
(Рот открыт, язык вытянуть вперед, подняв края. Удержать под счет 1-10.)
«ТРУБОЧКА»
Ту-ру-ру, ту-ру-ру,-
Заиграли по утру
Журавли, что на болоте,
В очень длинную трубу
(Рот открыт, язык вытянуть вперед, подняв края, соединить их. Удержать под счет 1-10.)
«ГУДИТ ПАРОХОД»
По волнам, по волнам
Плывет пароход
К родным берегам.
(Губы в улыбке, зубы «прикусили» язык. Произносить звук «Ы». Должно слышаться «Ы-Л-Л-» Повторить 3-6 раз.)
«ТОЧЕЧКИ»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла! -
Развеселая игра!
Через море, океаны
К нам приходят телеграммы.
(Губы в улыбке, зубы «прикусили» язык. Произносить слог «АЛ-АЛ» (ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ). Повторить 3-6 раз.)
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Блин мы ели с наслажденьем, -
Перепачкались вареньем.
Ягод я еще хочу
Еще ложечку возьму!
(Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх в форме «ложечки», задев верхнюю губу, спрятать в рот. Повторить 3-6 раз.)
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ»
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик надо облизать!
(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева -направо и справа - налево. Выполнить 5-7 раз.)
«ЧАШЕЧКА»
Вкусных мы блинов поели.
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем
(Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх в форме «чашечки», высунув язык изо рта. Удержать под счет 3-7.)
«ПАРУС»
Ветер парус надувает
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх в форме «чашечки», удерживая язык у верхних альвеол, как можно шире раскрыть рот. Удержать под счет 3-10.)
«ГРИБОК»
Под березой, у дорожки,
Гриб растет на толстой ножке
(Присосать язык к небу, постепенно широко раскрывая рот. Язык не отпускать. Повторить 5-7 раз.)
«Фокус»
Взлетает шарик к потолку
Лишь только по его кивку!
Из шапки кролика достанет, -
Без фокусов нас не оставит
(Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх в форме «чашечки», высунув язык изо рта. Сильно выдохнув воздух, сдуть кусочек ватки с кончика носа. Повторить 5-10 раз. Важно: ватка летит строго вверх.)
«Барабан»
Рано утром два барана
Барабанят в барабаны!
(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и «стучать» за верхними зубами: «Д-Д-Д». Важно: нижняя челюсть не двигается!)
«ДЯТЕЛ»
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит
(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и
«стучать» в быстром темпе за верхними
зубами: «Д-Д-Д». Можно добавить гласный звук: «ДЫ-ДЫ-ДЫ»
«ЗАВЕДИ МОТОРЧИК»
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер:
- «Дж-дж-дж»,- гудит мотор!
(Рот широко открыт. Язык поднять вверх в форме «чашечки», произнося за верхними зубами: «ДЖ-ДЖ-ДЖ»)
«БАЛАЛАЙКА»
Тренди-бренди, балалайка! -
Под кустом играет зайка.
Тренди-бренди, тренди-брень! –
Целый день играть не лень!
(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и «стучать» за верхними зубами в быстром темпе: «Д-Д-Д». В это время пальчиком (или зондом) быстро двигать под языком. Должно получаться: «ДРЫ-ДРЫ-ДРЫ»)
«ЛОШАДКА»
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий!
(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и, присосав его к небу, отпустить,«цокая» за верхними зубами.)
«БОЛТУШКИ»
Две подружки-хохотушки
Целый день трещат – болтушки!..
Обсуждают все подряд:
И девчонок, и ребят!
(Рот широко открыт. Язык поднять вверх и, расслабив кончик , «стучать» о верхнюю губу: «БЛА-БЛА-БЛА»).
«ИНДЮКИ»
Из избушки, не спеша,
Вышла стайка индюшат.
Вел индюк их по дорожке,
Чтоб они размяли ножки.
(Рот широко открыт. Расслабив кончик языка, «болтать» о верхнюю губу: «БЛ-БЛ-БЛ»).
«Верблюд»
А верблюд нам целый воз
В огород воды привез.
Потому, что все плоды
Погибают без воды!
(Язык положить на нижнюю губу и с силой подуть на него. Важно: перед выполнением упражнения сглотнуть слюну).
Раз, два, три, четыре, пять,-
Мы закончили играть!
Ротик потрудился славно,
Занимался он на “пять”
Ротик мы закроем плавно, -
Мышцам надо отдыхать...
Воспитатель: ПАНИЧЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА