Урок литературного чтения Тема: Анализ художественного текста Цакариас Топелиус “Солнечный луч в ноябре”

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Урок чтения 3 класс
“Начальная школа XXI века”
Тема: Анализ художественного текста
Цакариас Топелиус “Солнечный луч в ноябре”

Цели: - учить анализировать художественный текст, находить главное
( “тайну” автора), - посредством содержания текста воздействовать на чувства детей, пробуждать мысли, учить выражать свои суждения, пользуясь опорными словами, схемами,
- способствовать возникновению чувства благодарности, бескорыстия, верности, умения сопереживать, показать, что служение другим – одна из задач жизни человека.
- работать над сознательным, правильным и выразительным чтением.

Оборудование:
- магнитофон, кассета с записью,
- словарный материал на карточках,
- текст перепечатка на каждого ученика,
- план суждений.

Методы и приемы, используемые на уроке:
эвристическая беседа,
частично- поисковый
репродуктивный
использование ТСО
выразительное чтение текста учителем, детьми
самостоятельная работа в группах
творческая работа с использованием предложений – опор
работа с пословицами
составление плана
сравнение и соотнесение названий частей и названия текста.

Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами в гостях у его Величества Художественного слова.
У каждого автора – своя тайна. Научится открывать её – наша задача.

Подготовка к восприятию текста.
- Послушайте текст и поделитесь своими чувствами, впечатлениями. (включается запись классической музыки).
- Какие чувства вы испытали, почему?
- Какие герои отрицательные? (Филин, муравьи). –
- Какие герои положительные? (Солнечный луч) +
- Ребята, определите жанр произведения. (сказка).
- Почему это сказка? (Потому, что животные, солнечный луч, тучи разговаривают, ждут, надеются).
- А в жизни как бывает? Кто-то себя отдает без остатка, а кто-то все берет, как должное, не отдавая ничего взамен. (да, бывает, например, мать и сын).
- Значит, пред нами не просто сказка, а правдивый горький рассказ о действительности. Поэтому это произведение – рассказ–сказка.
Мы с вами знаем, что тексты делятся на три вида: описание, повествование, рассуждение.
- К какому типу относится наше произведение? (повествование-рассуждение, т.к. сообщается и о последовательных событиях героев сказки, и о причинах этих действий: что произошло, почему произошло)

Работа над композицией текста.
- “Пробегите” глазами текст, найдите предложения, которое повторяется несколько раз.(Не могу ли я чем-нибудь помочь тебе?)
- Как вы думаете, чем является это предложение? (оно ключевое, потому что точно описывает характер Солнечного луча.)
- Поделим рассказ на части.
- В какой форме построено произведение? (в форме диалога – разговора двух или нескольких лиц).
- Сделаем вывод, как нужно читать это произведение. (значит, при чтении нужно “играть” интонацией).
- А как читается первая часть? Ведь в ней нет диалога. (медленно, повествующе, подготавливая к главной части сказки).
- Итак, читаем I часть. Как её назовем? И т.д.

подготовка

встреча Солнечного

Солнечный

к

Луча с филином

Луч и осиновый

зиме

и муравьями

лист


возвращение

Солнечный Луч

Солнечный Луч

Солнечный Луч

домой

и старушка

и девочка

и ребята

- А теперь посмотрите на название частей и название текста и попробуйте сформулировать основную идею текста. (Если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело).
- Ребята, вам даны пословицы. Прочитайте их.
Жизнь дана на добрые дела.
Дружбу водить – себя не щадить.
- Когда так говорят?
- Какая пословица подходит для заголовка к сказке? Обоснуйте свой ответ.

Словарная работа.
- Сейчас взгляните на конверты, которые лежат у вас на партах. Вы должны объединиться в группы, прочитать все слова и в уголочке рамки поставить + или –
в зависимости от того, к какому герою они относятся.
А теперь поиграем в слова – магниты. Вы знаете о том, что магниты притягивают к себе некоторые предметы. Представьте себе, что Солнечный Луч – магнит.
- Какие слова он притягивает?
- А какие слова притягивает филин, муравьи?
- Есть ли слова, которые притягиваются к ним обоим?
щедрость

дать

эгоизм

желание

бескорыстие

взять

эгоист

 









память

счастье

прощение

доброта









верность

помощь

любовь
 
дружба

надежность

забота

 

 









ничего в замен

характер

утешение

чувствовать

не давая

душа

сочувствие

ощущать


- Какие слова притянул Солнечный Луч?
- Какие слова притянули филин и муравьи?
- А какие слова в одинаковой степени тянутся и к Солнечному Лучу, и к филину, и к муравьям?
- Объясните, пожалуйста, значение слов: характер, душа, чувствовать, ощущать.
- Почему слова любовь слова любовь и дружба относятся и к Солнечному Лучу, и к филину, к муравьям.

Самостоятельная работа по составлению рассуждения по данной схеме.
- Ребятам в каждой группе дана схема рассуждения. Вы должны дописать предложение и выстроить ход рассуждения. Можно использовать слова – “магниты”, можно добавить свои. Желаю успеха!

1. Слушая и читая , я испытывал чувство
2. Меня особенно удивило, что
3. Я недоумевал (поражался) тому
4. Испытываю особые симпатии к
5. Выражу свое мнение, сказав, что
- Послушаем ваши рассуждения. Самые лучшие высказывания из каждой группы мы соберем в один текст. (работа по составлению текста)

Домашнее задание: ( на выбор ученика)
Ещё раз прочитать текст, подчеркнуть повторы и подумать, что этим хотел передать автор.
Придумать свою историю о путешествии Солнечного Луча, записать в книжку-малышку.
Нарисовать иллюстрацию к любому отрывку сказки.
Выразительное чтение текста, пересказ.

Итог урока.

- Понравился ли тебе урок?
- Захотелось ли тебе стать лучше?
- О чем труднее было рассуждать?

Спасибо за то, что думали.











13PAGE 15


13PAGE 14115