Урок литературного чтения по теме «Развитие исследовательских способностей младших школьников в процессе изучения художественного произведения Н.А. Некрасова «В зимние сумерки»», 3 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ХОРОЛЬ
УРОК ЧТЕНИЯ
Развитие исследовательских способностей младших школьников в процессе изучения художественного произведения
Н.А. Некрасова «В зимние сумерки»
Провела: учитель начальных классов
МОУ школа с. Хороль
Хакимулина О.Б.
ХОРОЛЬ
2009
Тема: Развитие исследовательских способностей младших школьников в процессе изучения художественного произведения Н.А. Некрасова «В зимние сумерки».
Цель: развивать исследовательские способности учащихся в процессе изучения стихотворения Н.А. Некрасова.
Задачи:
- развивать навык выразительного чтения, умение наблюдать и сравнивать;
- формировать представления у учащихся о себе как читателе-исследователе;
- воспитывать познавательную, творческую исследовательскую активность детей, любовь к природе;
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки – этапы исследования,
Ход урока:
I. Организационный момент
Сегодня особенный, творческий час.
В мир классики я приглашаю всех вас
Кто автор? Что пишет? Узнаем мы на уроке
Кому посвящаются автора строки?
Читать и исследовать наша задача
Надеюсь, что ждёт вас конечно удача!
II. Вводная беседа
В разделе «Поэтическая тетрадь – Страна детства» помещены стихотворения поэтов – классиков. Мир русской поэзии богат и разнообразен. Поэты XVIII – XIX в. в своих произведениях описывали красоту русской природы, события и жизнь людей, выражали своё отношение к происходящему.
На уроках чтения мы знакомились с произведениями многих поэтов. Назовите их.
СЛАЙД 1. Перед вами портреты трёх авторов. Из них нужно выбрать того, произведение которого будем читать на уроке.
- Он жил в XIX в. (Пушкин 1799-1837, Лермонтов 1814-1841, Некрасов 1821 – 1878);
- Тема его произведений «Родина»;
- Он писал о крестьянской Руси;
СЛАЙД 2. Ребята, сегодня на уроке чтения мы познакомимся с отрывком из поэмы «Саша» Н. А. Некрасова, будем учиться выразительно читать, наблюдать, сравнивать, развивать творческую исследовательскую активность.
Работа на уроке будет проходить в группах: ЛИТЕРАТОРЫ, ИССЛЕДОВАТЕЛИ, МЕТЕОРОЛОГИ, ЭКОЛОГИ.
Дадим слово литераторам.
III.Работа по теме урока:
1. Биография Н.А. Некрасова.
ЛИТЕРАТОРЫ
Детство и юность великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге; «Благословенная река, кормилица народа!» - говорил он о ней. Здесь же, еще ребенком увидел Некрасов и бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный, безрадостный труд волновал впечатлительного мальчика до слез.
Очень рано он испытал сочувствие к людским страданиям и посвятил всю жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.
В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал в Петербург поступать в дворянский полк (так называлось одно из офицерских училищ). Но, по совету матери он начал готовиться к поступлению в университет. Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане.
Чего только не пришлось пережить Некрасову! «Ровно три года я чувствовал себя постоянно голодным». Он брался за любую работу; писал прошения неграмотным, переписывал пьесы для актеров, давал уроки
В 1838 г. начал печатать свои стихи.
В его поэзии живет все богатство русского языка. Многие стихи Некрасова еще при жизни стали народными песнями. Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным – одна из самых главных в поэзии Некрасова.
- Итак, мы выяснили, что автор произведения, которое будем читать Н. Некрасов.
- Произведения какого литературного жанра писал Некрасов?
- Что такое стихотворение?
ПОЭМА -
МЕТЕОРОЛОГИ
1. Объясни причину событий
СЛАЙД 3.
- Дети лепят снеговика.
- Всё стало белым-бело.
- Саша посыпала дорожку вокруг дома песком.
2. Продолжи рассказ
СЛАЙД 4.
Наступила зима. Ударили морозы. Вся земля покрылась пушистым снежным одеялом.
Iв. – все ребята – школьники на каникулах. Что они делают днём?
IIв. – Что они делают вечером?
- В какое время года будут происходить события? Кто герой?
2. Чтение стихотворения. (Учебник с.250)
СЛАЙД 5.
Прочитайте стихотворение самостоятельно, выясните, верно ли было наше предположение.
3. Словарная работа
СЛАЙД 6.
Сумерки - полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.
СЛАЙД 7.
Салазки – санки для катания с горы.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? 4. Чтение стихотворения учителем. Беседа по содержанию
Как описывает поэт забавы Саши? (Вечерами Саша любила слушать нянинысказки, а с утра каталась на санках с ледяной горки).
Что можно сказать о характере девочки? (Она веселая, озорная). Кажется, чтослышно смех.
Что делала Саша, когда санки переворачивались и она «кубарем» летела с горы? (Она неплакала, не унывала, смеялась и снова бежала в гору).
- Кому из героев принадлежат слова «Не убейся...»
Найдите в тексте слова, которые подсказывают, какое чувство при чтении надопередать (Полная счастья, весело, смеется, любит).
Прочитайте строки, в которых говорится о том, что:
Саша была жизнерадостной девочкой;
Няня беспокоилась о ней;
Как автор относится к героине?
5. Выразительное чтение стихотворения.
- Найдите глаголы в 1 и последнем двустишии. (Любила, любит).
- Какие взаимоотношения между няней и Сашей? (Они любят друг друга, заботятся).
- Чему научило вас это произведение?Любить друг друга, значит прощать, принимать друг друга такими, какие есть, заботиться.
СЛАЙД 8.
Зима - замечательное время года, много забав для детворы. Давайте, вспомним, за что мы любим зиму и отдохнём!
ФИЗМИНУТКА
Исполнение песни о зимних забавах детей, выполнение движений.
IV. Исследовательская работа
1. ЛИТЕРАТОРЫ – анализ стихотворения по плану.
- Название, автор произведения.
- Определение жанра (повествование)
- Тема, основная мысль.
- Образы, герои.
- Рифма: (Сказки-салазки, стрелой - ледяной, и т.д.)
- Средства выразительности. (Сравнение: летела стрелой; эпитет: родная; метафора: голубка).
- Личное отношение к произведению.
2. ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Тема: ««Почему катятся салазки?»
Цель: выяснить, от чего зависит скорость движения салазок?»
Гипотеза: салазки катятся потому, что много снега.
Для достижения цели провели опыт:
СЛАЙД 9.
Вспомнили свойства воды: она бывает жидкой, твёрдой – это лёд, газообразной – это пар. Зимой на улице вода в виде кристаллов снега. Спустили санки со склона. Выяснили, что по талому снегу санки едут быстрее, чем по сухому. Однако движение санок не настолько быстрое, как пишет автор «Саша летела стрелой». Под действием низких температур талый снег превратился в лёд. Автор пишет «полная счастья с горы ледяной». Стали спускать со склона разные по весу санки. Заметили, что чем санки легче, тем скорость скольжения быстрее. Один человек в санях движется быстрее, чем 2-3 человека в одних санках. Учли, что на скорость движения салазок влияет угол наклона склона: чем склон круче, тем движение санок быстрее.
На основе проведённого опыта сделали вывод: санки – салазки будут двигаться по склону быстрее, если склон будет крутой и ледяной, а салазки будут лёгкие. Выдвинутая нами гипотеза - салазки катятся потому, что много снега, не подтвердилась. Мы воспользуемся этими выводами, когда сами будем кататься с горки. Спасибо за внимание!
3.МЕТЕОРОЛОГИ
Сочинить стихотворение – конкурс «Буриме»
СЛАЙД 10.
ЗИМА – СНЕГА
С ГОРЫ – ДЕТВОРЫ
Пришла красавица – зима.
Повсюду выпали снега.
Скатиться хочется с горы
Как много нынче детворы!
4. ЭКОЛОГИ
Наша группа прочитала поэму Н.Некрасова «Саша». В ней нас взволновали такие строки:
Плакала Саша, как лес вырубали,Ей и теперь его жалко до слез.Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,Там поднимался дубок молодой,Птицы царили в вершине лесной,Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.Заяц послушал - и в лес убежал.
- Речь идёт о вырубке леса. Мы знаем, что в природе всё взаимосвязано. Вырубив деревья, можно потерять птиц, которые поедают насекомых-вредителей, может обмелеть река, не будет пищи животным. Вырубка леса приводит к экологическим проблемам.
- А мы знаем, что лес для человека имеет большое значение:
СЛАЙД 11.
Схема «Значение леса в жизни человека»:
- Мы выяснили, что раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы
СЛАЙД 12. а сейчас после работы лесорубов, остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала, и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
- Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила:
СЛАЙД 13.
- Не вырубай деревья!
- Не оставляй мусор!
- Не разводи костры!
V. Подведение итогов.
- Произведение какого автора читали?
- Что узнали о главном герое произведения? ( Девочка Саша весёлая, подвижная,
жизнерадостная, она любит свою бабушку, бережно относится к природе)
- Чему научило вас это произведение?
- Научило не только работать с литературным текстом, но видеть проблему и решать её, находить информацию, исследовать, делать выводы.
Старайтесь многое узнать, старайтесь многое понять.
Стремитесь смело к цели
Ну, а на будущих уроках мы,
Исследовательские умения продолжим развивать!
Рисунок 1