Методика работы с историческими источниками

Методика работы с историческими источниками.

В последние годы появилась тенденция учить студентов истории прежде всего на документальных материалах. Такая методика преподавания истории позволяет приблизить студентов к непосредственным участникам событий, показать обыкновенных средних людей и выдающиеся личности на фоне социальных, духовных и нравственных проблем, свойственных каждому историческому периоду.
В этом докладе я кратко остановлюсь на методике организации работы с историческими источниками различного плана.
Разнообразные методические пособия ориентирует преподавателя истории на работу с различными источниками: официальными документами, статистическими данными, свидетельствами современников очевидцев событий, политиков, журналистов, оценками ученых и т. д. Образ отечественной истории предстает через описания зарубежных деятелей, путешественников, литераторов, а события за рубежом показаны через восприятие советского историка или журналиста. Это один из способов изучения истории России в контексте всеобщей истории.
Особое место занимают источники, отражающие различные взгляды на одни и те же события и явления, показывающие возможные пути развития стран на переломных этапах истории XX века.
Набор источников может быть не ограничен предлагаемыми учебными книгами. В отобранных преподавателем документах желательно представить всю палитру исторических источников (по жанру, по характеру) и объемно преподнести различные стороны общественной жизни, обыденного существования человека, включая быт, нравы и традиции.
Активные формы работы на уроке и организация самостоятельной работы студентов с документами различного характера позволят усилить интерес студентов к исследованию и творческому поиску.

Я считаю, что можно выделить как бы три ступени в работе с документом:

простейший уровень работы с документом (I) предполагает извлечение из него сведений об исторических событиях и их участниках;

более сложный, преобразующий уровень (II) связан с глубоким анализом групп источников и формированием оценочных суждений;

творческий уровень работы с документами (III) означает свободное оперирование ими в ходе полемики, в игровых, дискуссионных и исследовательских формах деятельности учащихся.
Теперь подробнее рассмотрим каждую ступень:




Получение и обработка информации из источника.

Типы познавательных заданий:

1. Извлечение из текста источника первичной информации о событиях.
2. Комментирование и толкование отдельных частей источника.
3. Разделение информации в источнике на факты и версии событий.
4. Выявление элементарных причинно-следственных связей в источнике (причин событий, сути явления, мотивов поступков людей, значения событий).
5. Определение по тексту источника эмоционально-ценностных суждений автора и его позиции.
6. Нахождение в тексте логики рассуждения автора.
7. Установление типа источника и извлечение информации из нескольких различных типов источников.
8. Идентификация документа по отраженным в нем идеалам и ценностям эпохи (определение примерного времени его создания).
9. Подготовка рассказа о событиях с использованием источника.
10. Составление развернутых характеристик явлений, процессов, исторических деятелей по документам.
11. Отбор в источнике необходимой информации для доказательства определенной позиции.
12. Получение необходимой косвенной информации из источников, вызывающих сомнение.
13. Отбор достоверных источников по проблеме.

Виды самостоятельной работы студентов:

1. Самостоятельное чтение документа и участие в беседе по нему.
2. Ответы студентов «по цепочке»: каждый выделяет одну причину, черту, мотив и т. д.
3. Отбор источников по принципу «утверждениеисточник»: нужно подобрать цитату для подтверждения мысли, положения, тезиса и т. д.
4. Заполнение на доске схемы, куда вписываются разноплановые источники
(официальные документы – закон, указ, программа, газетная статья;
личностные документы – мемуары, художественные произведения, письмо).
5. Постановка вопросов к источникам в парах (вопрос-ответ).
6. Интервьюирование соседа (один автор другой историк).
7. Выделение «ключевых рядов» (ключевые слова) по проблеме в тексте источника.
8. Защита позиции автора источника.
9. Составление планов, тезисов, резюме по содержанию документа.
10. Составление конкретизирующих таблиц типа:
Основные идеи - факты в источнике
11. Составление «толкового словаря» по теме.
12. Составление календаря событий.


Осмысление, сравнение, оценка исторических источников.

Типы заданий различной степени сложности:

1. Сравнение описаний одного события в разных источниках.
2. Выделение различных версий исторического события.
3. Сравнение различных типов документов по одной проблеме.
4. Сопоставление различных противоречивых оценок по источникам.
5. Объяснение и понимание природы различных трактовок событий и явлений.
6. Выявление характера исторического явления (процесса) при анализе документа.
7. Анализ серии исторических источников с целью выявления характерных черт исторического процесса.
8. Установление содержательных и оценочных связей между несколькими документами.
9. Сопоставление данных документа и иных источников (статистика, материальные источники, изобразительный ряд).
10. Аналитическое истолкование и собственная оценка одного или нескольких одноплановых источников.
11. Оценка серии разноплановых источников с выводом по содержанию, форме и степени достоверности.
12. Анализ авторской интерпретации событий (первичность версии, трактовки, бесспорные и искаженные факты).
13. Оценка достоверности источника в целом (надежность, важность, ценность, тип, пригодность).

Виды самостоятельной работы студентов:

1. Составление «листа авторских аргументов».
2. Участие в мини-дискуссии в группах с противоположными мнениями по проблеме (две пары).
3. «Спор-диалог» различных источников (вещь, картинка, документ и цифры «спорят» между собой), каждый студент представляет один источник.
4. Новый заголовок (урока, темы, параграфа) цитата из источника.
5. Дискуссии в парах (сторонник и противник авторского текста).
6. Обмен мнениями в парах (свидетель потомок).
7. Составление сравнительных таблиц типа:

Проблема Официальный Документ Личностный
документ иностранного документ
страны происхождения

8. Составление схем, диаграмм и графиков по содержанию источников.
9. Составление «карточки доверия» автору документа (информация об авторе, его профессии, компетентности, участии в событиях, характере документа, степени субъективности).
10. Подготовка реферата по материалам серии источников.


Использование документов в исследовательской, дискуссионной, игровой деятельности.

Типы творческих заданий студентам:
1. Свободная классификация любых источников и быстрое выявление их полезности в познании истории.
2. Использование метода сопоставительного анализа источников для решения проблем.
3. Выявление возможных альтернативных ситуаций исторического развития по источникам.
4. Прогнозирование тенденций и динамики развития явления, процесса, вероятностных последствий исторического события.
5. Сопоставительная оценка разноплановых источников для построения и проверки версий исторического процесса.
6. Построение системы своей аргументации на основе источников.
7. Защита своего мнения с помощью источников и участие в полемике с привлечением документов.
8. Реконструкция исторической ситуации с помощью источников.
9. Выбор наиболее значимых и убедительных интерпретаций исторических событий и явлений и его аргументация.
10. Выработка собственных критериев оценки комплекса источников с целью анализа исторического процесса.

Виды самостоятельной работы студентов:

1. Оценивание источников, представляемых участниками дискуссии.
Составление рассказа, раскрывающего появление документа.
3. Прогнозирование последствий появления официального документа.
Выступление в роли «участника событий» в игровой ситуации.
Участие в дискуссии и построение аргументации на основе серии документов.