«Путешествие в музыкальный театр. Урок музыки в 3 классе.
Догадова Алла Николаевна, учитель музыки I категории МОБУ СОШ №7 п.Весёлый Иркутской области, Чунского района
Урок музыки в 5 классе (с применением интерактивной доски)«Путешествие в музыкальный театр".
Цели урока:
Сформировать представление учащихся о музыкальном театре.
Задачи урока:
Образовательные задачи: Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний. Развивающие задачи: Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся. Развитие чувства ритма, творческих способностей. Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий. Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской.^ Воспитательные задачи: Воспитание интереса, любви к искусству. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся. Создание ситуации успеха для каждого ученика. ^
Форма урока:
Урок-путешествие.
Оборудование урока:
1. Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор. 2. Презентация. 3. Синтезатор. 4. Буклет-подарок «Музыкальный театр». 5. Видео и музыкальные фрагменты: - Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки;-отрывок из балета «Сказка о царе Солтане» на музыку Н. А. Римского-Корсакова ;-Первая часть оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.6. Аудиозаписи: - Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;- Фонограмма песни «Чудо-театр» муз. И.Пономарёвой, сл. К. Кряжевой;- «Русский танец» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.^
Межпредметные связи:
Музыка, литература, изобразительное искусство.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися:
Учащиеся будут иметь представление о крупнейших театральных центрах мирового значения, познакомятся с театральными профессиями, выявят особенности взаимодействия музыкального искусства с различными видами искусств, сходные и отличные черты оперного и балетного спектакля.
^ Ход урока:I.Музыкальное приветствие.(Учитель в сопровождении инструмента (синтезатора) исполняет музыкальное приветствие на мотив произведения Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»): Здравствуйте, дети, вам всем рада я!Музыка вас вновь позвала.Будем с вами петь и танцевать,На инструментах играть.Волшебных звуков мир к себе влечет.В спектакль нас зовет!^ II. Активизация имеющихся знаний.У. – Ребята, узнали вы это произведение?(Учащиеся отвечают, что это фрагмент из оперы «Кармен» Ж. Бизе).У. – Правильно. А кто-нибудь из вас бывал в театре? (Ответы учащихся).У. - Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр. Слайд № 1. У. – Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если побываем в театре?Слайд № 2.У. – Какими бывают театры?Д. – Кукольный спектакль, Драматический спектакль, Теневой спектакль, опера и балет.У. – В зависимости от того, какой вид спектакля вам покажут, театры разделяют на несколько видов. Слайд № 3.(Учитель вызывает к доске ученика, чтобы выполнить Задание № 1: Соотнести название спектакля с названием театра).У. –В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. А сейчас я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами.Слайд № 4.У. - Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой. Ла Скала в Милане в Италии, Гранд-Опера в Париже во Франции, Венская государственная опера в Австрии, Сиднейский театр стоит прямо на берегу океана, и в Нью-Йорке очень интересное современное здание Метрополитен-оперы.^ У. - А какие русские театры вам знакомы?Слайд № 5.Д. - Мариинский императорский театр в Санкт-Петербурге. И самый главный театр нашей страны - Большой театр в Москве.У. – А теперь мы отправимся в музыкальный театр.^ III. Работа по теме урока.У. – А теперь давайте зайдём в помещение театра. У. – Сначала мы попадаем в фойе. Это - просторный зал, где обычно зрители ожидают начало представления. В фойе можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра.У. – Затем мы услышим звонок, который даст сигнал, что можно занять свои места в зрительном зале. Всего в театре подается 3 звонка перед началом спектакля.Слайд № 6.У. – Посмотрите, какой большой зал в театре, огромная люстра освещает зал, но во время представления она погаснет. Зачем выключают свет в зале?^ Д. – Свет горит только на сцене, чтобы зрители смогли всё хорошо рассмотреть.У. – В зрительном зале театра много мест для зрителей и внизу и на несколько этажей вверх располагаются зрительские кресла. Весь зал разделяется на зоны.(Учитель с помощью инструмента «Перо» показывает основные составные зрительного зала театра, а затенение используется для того, чтобы проверить правильность ответов).Слайд №7.^ У. - В театре существуют какие-либо правила поведения? Как в театре надо себя вести?(Ответы учащихся).У. – Да, вы правы. В любом театре соблюдается театральный этикет. Посмотрите на доску, все ли правила нам знакомы? Ничего не хотите дополнить? (Ответы учащихся).Слайд № 8.У. - В фойе театра можно купить театральную программу. В ней, как и на афише, указаны название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении и даже имя художника.^ У. – Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа? Д. - Рисует декорации, эскизы костюмов, изготавливает бутафорские изделия.^ У. – Можно ли без него обойтись? Д. - Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным.У. - А теперь внимательно посмотрите на изображения на доске. Попытайтесь распределить их на три группы: эскизы, костюмы, бутафория.(К доске выходят 3 ученика и с помощью инструмента «Линии» соединяют изображения с ключевым словом).У. - Чтоб состоялась в театре премьера:Долго готовят её костюмерыИ осветители, и декораторы, И драматурги, и звукооператоры, Главный художник, кассир, бутафор,Плотник, рабочие, токарь, гримёр, А отвечает за всё^ Д. – (хором) Режиссёр!У. - В программе есть ещё литературный текст. Как называется этот литературный текст? Д. - Либретто.
Слайд №9(видиофрагмент. )
У. – Что такое либретто? Д. - Краткое литературное изложение сюжета.^ У. – Какие музыкальные жанры создаются на основе либретто? Д. - Опера, мюзиклы, оперетты.У. – Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто? (Ответы учащихся).У. – Может композитор сочинить музыку без либретто? Почему?^ Д. - Только после создания либретто композитор пишет музыку, т.к. там прописано содержание спектакля, главные герои и текст.У. – В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета? ^ Д. - В исполнении симфонического оркестра.У. - Мы привыкли на концертах видеть музыкантов на сцене, но в музыкальном театре они занимают особое место. Как называется место, где располагается оркестр?Д. - Оркестровая яма.Слайд № 10.^ У. – Как называют руководителя оркестра? Д. – Дирижер.У. – Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль.У. - Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, сейчас зазвучит только музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля.^ У. – Кто вспомнит, как оно называется? Д. – Увертюра.Слайд № 11.У. – Давайте вспомним, где мы можем услышать увертюру? Д. - Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением.^ У. –О чём нам рассказывает музыка увертюры? Д. - В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте.^ У. - А теперь тишина. Занавес открывается(Видеопоказ Увертюры из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки).Слайд № 12.^ У. – Что вы испытывали, когда слушали фрагмент из оперы? Д. -Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказкиУ. – Какое настроение возникает у вас? Д. - Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.У. – Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Напомните мне еще раз, какой оркестр исполнял увертюру? Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра.(Ответы учащихся).У. - Молодцы! А теперь прошу вас внимательно посмотреть эти два видеофрагмента. Слайд № 12.
(Просмотр видеофрагментов: «Русский танец» из балета «Шелкунчик» на музыку П.И.Чайковского и Песня Садко из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова).
^ У. - Какие театральные жанры здесь присутствуют?Д. – Опера и балет.У. - Назовите общие признаки оперы и балета.(Ответы учащихся).Слайд №13.(К доске вызываются два ученика).У. – Прочитайте определение оперы и балета. Выполните задание: красным цветом нужно подчеркнуть отличительные признаки оперы, а синим цветом – отличительные признаки балета.(Учащиеся у доски читают определения на слайде и выполняют задания с помощью инструментов «Перо»).^ VI. Подведение итогов
Игра «Лови мяч» (Учитель задаёт вопрос и при этом кидает мяч ученику, который должен дать ответ, затем ученик отдаёт мяч учителю)У.– Ребята, где мы сегодня побывали? (Ответы учащихся).У. - Что нового о театрах вы сегодня узнали? Какие виды театров бывают?(Ответы учащихся).У. - Назовите главные музыкальные театры нашей страны. (Ответы учащихся).У. - Какие помещения музыкальных театров открыты для посетителей? (Ответы учащихся).У. - На какие места в зрительном зале вам могут продать билет, а куда нет?(Ответы учащихся).У. - С какими театральными профессиями мы познакомились?(Ответы учащихся).У. - Какой оркестр, как правило, принимает участие в постановке музыкального спектакля?^ Д. – Симфонический оркестр.У. - Какие жанры спектаклей представляют в музыкальных театрах?Д. – Опера и балет.У. – Как правильно сказать: «Я слушаю или смотрю оперу, я слушаю или смотрю балет»?^ Д. – Слушают оперу, а балет смотрят.У. – Какие виды искусства объединяют оперу и балет? Д. - Музыка, литература, живопись, хореография,У. – Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью.(Исполнение песни «Чудо - театр» муз. Ирины Пономарёвой, сл. Ксении Кряжевой).Слайд № 14.Чудо-театр. И.Пономарёва
1.Много в городе театров, много в городе артистов
И растем мы им на смену, подрастаем очень быстро.
А у нас сегодня праздник. Тихо занавес раскрылся
И на сцене вдруг проказник Буратино появился.
Припев: Чудо есть на белом свете.
В сказку верится недаром.
Это чудо знают дети
Называется – театр.
2. Парики наденем сами, будем плакать и смеяться.
А в костюмах мы в героев начинаем превращаться.
Много музыки на сцене, много плясок, много песен.
Дети любят свой театр, он всегда им интересен.
У. – К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.V. Домашнее заданиеНарисовать свои впечатления от путешествия в мир музыкального театра.У. - На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями театров, записью отдельных музыкальных терминов и правилами театрального этикета. Слушайте музыку и будьте здоровы!VI. Выход.Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И Чайковского.
Заголовок 2Заголовок 315