Урок «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»


Матвеево-Курганский отдел образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анастасиевская средняя общеобразовательная школаим. ПРО РФ В.А. Гретченко
.
Разработка урока музыки в 5 классе по теме «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл».
Кравченко Е.Н.,учитель музыки,первая квалификационная категория
с. Анастасиевка
Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл».
Цель:Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
Развитие творческих способностей.
Развитие вокально- хоровых навыков (кантиленное пение, пение на легато, дыхание).
Развитие слушательской культуры.
Развитие умения анализировать музыкальные произведения, развитие образного мышления;
Расширение музыкального кругозора;
Воспитание любви к музыке, театру, литературе, чувства состраданияк ближнему, любовь, милосердие.
Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал:
Фрагменты мюзиклов: «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс».
Фрагменты мюзикла «Кошки»: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память».
Фрагмент видеозаписи мюзикла «Кошки».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядный материал:
Переносная ширма, старые ненужные вещи, автомобильная шина.
Маски кошек.
Мультимедийная презентация.
Около доски стоит переносная ширма, представляющая театральный занавес. На переднем плане, в центре импровизированной сцены, лежит автомобильная шина, вокруг разбросаны ненужные вещи, пакеты, бумага. Все говорит о том, что это свалка.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент. (Слайд №2)
-Здравствуйте, ребята! Сегодня Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою фантазию. Мы совершим третье путешествие в музыкальный театр. На предыдущих уроках нам уже приходилось «посещать» музыкальный театр, где мы говорили о двух крупных музыкально-сценических жанрах в музыке. Назовите их.
< Опера и балет> (Слайд №3)
- Внимание на экран. Какие отличительные черты оперы и балета Выможете назвать?
-Что объединяет эти два жанра? (ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайда)
- Для того, чтобы вы сами могли назвать жанр, с которым мы сегодня будем знакомиться, послушайте музыкальный фрагмент.
2. Слушание.
Фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят»
-Как называется прослушанный фрагмент? <…> (Слайд №4)

К какому жанру относится этот фрагмент?<Мюзикл>
- Совершенно верно. Этот мюзикл мы слушали во 2 классе. А подробнее с жанром МЮЗИКЛ мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
Этот жанр появился сравнительно недавно, в середине прошлого века, в Америке. Слово мюзикл английского происхождения, сокращённоmusicalcomedy-музыкальная комедия. Отдельные мелодии мюзикла становятся очень популярными.
3.Слушание.
Фрагмент «Bell» ( из мюзикла «Нотр дам де Пари»)
Фрагмент «33 коровы» ( из музыкального фильма «Мери Поппинс»)
-Узнали? (Слайд №4)

-Какие вы ещё знаете мюзиклы, музыкальные мультфильмы и фильмы?
-Скажите, пожалуйста, какая манера исполнения в мюзикле? Отличается ли от оперы?
- Всопровождении каких музыкальных инструментовзвучит эстрадный вокал? (Электронные.) В опере и балете мы это слышим? (Нет.)
-Вспомните, пожалуйста, постановки мюзиклов, что во время пения делают актеры в музыкальном спектакле?(…)
-Верно. Ярким сопровождением пения является танец.
-Итак Мюзикл – это… (Слайд №5)

-В настоящее время создано достаточно много интересных спектаклей. И сегодня мы будем знакомиться с увлекательным английским мюзиклом, который, я надеюсь, вам понравится. Оглянитесь вокруг. Как бы Вы назвали спектакль, декорации которого у нас в классе?<…>
-Все верно, мюзикл называется «Кошки», «Cats». (Слайд №6)

-Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках, для своих племянников. (Слайд №7)

Эта книга и стала литературной основой мюзикла. Скажите, как называется литературная основа к опере, балету? < Либретто>.
-Совершенно верно. Литературная основа мюзикла тоже называется либретто.
- Английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку к либретто. Так и получился мюзикл «Кошки».
-В мае 1981 года состоялась премьера мюзикла «Кошки». Этот спектакль был поставлен более чем 30-ти странах, переведен на 14 языков, его посмотрело 50 млн. человек.
(Слайд №8)

Символом и эмблемой мюзикла стал черный кот, которого выдают сверкающие глаза.
В2006 году этот мюзикл ставили у нас в Москве.
-Визитной карточкой стал высококачественный грим (кошачий). (Слайд №9)

-Я предлагаю Вам одеть маски и представить себя героями мюзикла.
-И так, представьте себе, полночь, гигантская помойка и в свете луны начинают с разных щелей выползать коты. Это собирается на ежегодное собрание племя «Джелликл».(Слайд №10)

Они пришли сюда, чтобы повеселиться и продемонстрировать друг другу свои уникальные умения петь и танцевать, а затем выбрать самого достойного для путешествия в кошачий рай. В центре свалки лежит автомобильная шина, именно на ней лучшая кошка отправляется на небо. Все кошки в сборе и звучит первая песня, в которой все коты поют о своем племени «Джелликл». (Слайд №11)

-Каков характер кошек? Это Вы услышите сейчас.
4.Слушание.
«Песня Джелликл кошек».
-Каков характер кошек?
-Что Вы себе представили, слушая фрагмент?
-Как двигались кошки? Попробуйте передать их характер с помощью движения.
Они двигались по-разному: кто-то изящно, кокетливо, кто-то хвастливо, а кто-то очень злился.
-Попробуем изобразить их в танце, добавляя хлопки руками.
Дети, импровизируя, исполняют танец кошек.
-Здорово! У Вас замечательно все получилось. У всех по-своему, ведь у каждой кошки в этом мюзикле свой образ, характер, своя жизнь.
-Вот, например, главная героиня мюзикла кошка Гризабелла (Grizabella – (Griz – франц.-серая, bella – исп.-красивая)
-Послушайте главную тему Гризабеллы (учитель наигрывает главную тему).
-Какой характер музыки? Какой нам музыка нарисовала героиню?
-Пофантазируем,какаяГризабелла, судя по мелодии? <Печальная, ласковая…>
(Слайд №12)

-Действительно Гризабелла-старая кошка, которая когда-то в молодости,когда была красива и очаровательна, покинула племя, а теперь, постаревшая и одинокая пытается уговорить кошек принять её назад.
5. Слушание
-Теперь послушайте арию «Память». (Слайд №13)

Перед Вами текст, вчитайтесь, вслушайтесь, проникнитесь этими словами (слушание).
-Что вы почувствовали, слушая арию Гризабеллы? (Дети высказывают свои версии)
6.Разучивание.
-Я предлагаю вам разучить ариюГризабеллы.
-Дети разучивают мелодию арии Гризабеллы «Память» на слог «на».
Вокально-хоровая работа (кантиленное пение (певучее, связное исполнение мелодии), работа над дыханием).
-Разучивание песни со словами. Вокально-хоровая работа (дыхание, дикция)
7. Исполнение.
-Как мы будем исполнять арию Гризабеллы? (Учащиеся высказывают свои версии).
Дети исполняют песню
-Гризабелла после этой песни падает без сил. Как бы Вы отнеслись к Гризабелле после этой арии? <Дети высказывают свое мнение>
-Верно, ведь кошки очень похожи на людей. А одно из главных достоинств человека - уметь прощать, сострадать. И кошки простили Гризабеллу, и дали право возродиться для новой жизни в кошачьем раю.
Просмотр видеофрагмента финала мюзикла «Кошки».
- Вам понравился Мюзикл «Кошки»? (…) Чем? Что вас привлекло в нем? (…)
8.Обобщение темы урока.
–А теперь давайте вернемся к таблице (Слайд №14) и определим черты и особенности прослушанной музыки, и сравним ее с характерными чертами оперы и балета.
Работа с таблицей.

9.Итог урока. Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Всем спасибо. Надеюсь, что этот урок оставил след в вашей душе. И в память о сегодняшнем представлении я дарю вам эти маски. До свидания.
Анализ урока.
Урок музыки в 5 классе (“Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева).
Тема урока «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»
Задачи урока: Образовательная- сформировать представление о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.Развивающая – развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки (дикция, правильное дыхании, пение в унисон), умение анализировать музыкальные произведения, общетрудовые навыки.Воспитывающая– воспитывать любовь к музыке, литературе, театральному искусству, чувство сострадания к ближнему, любовь, милосердие.
Тип урока – изучение нового материала.
На уроке были реализованы следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, информационная, игровая.
Все этапы урока логически взаимосвязаны.
На уроке применялись следующие методы и методические приемы: монолог, диалог, наглядно-практический, метод эмоциональной драматургии, метод перспективы и ретроспективы, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.
В течение урока использовались следующие формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Содержание и структура урока отвечают всем принципам развивающего обучения и психологической комфортности учащихся.
На уроке царила атмосфера творчества, искренности, делового контакта, доброжелательности и взаимной заинтересованности.
На данном уроке оценочный аспект отсутствовал, но в качестве поощрения каждый ребенок получил подарок (маску) и аплодисменты.
Поставленные задачи были выполнены.