Рабочая программа по ДО Музыкальный театр 5 класс и 10 класс


Тема: Музыкальный театр. 5 класс
Форма: кружковые занятия
Вид деятельности: художественное творчество
Направление: художественно-эстетическое
Пояснительная записка
Программа «Музыкальный театр. 5 класс» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования», установленных ФГОС и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ лицей № 4 г. Россоши.
Программа способствует формированию техники и логики речи, развитию артикуляции, практическому овладению словесным действием, развитию музыкальных и артистических способностей, развитию чувственного восприятия, фантазии, эмоций, воспитанию средствами театра полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики, воспитанию любви и уважения к духовному наследию, культуре и традициям своей страны.
Программа ориентирована на организацию внеурочной деятельности с учащимися 5 класса.
Цель: формирование творческого потенциала и общекультурного кругозора, способности активно воспринимать искусство.
Задачи:
Развивать навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства.
Формировать исполнительскую, сценическую, слушательскую культуру, умение вести себя в коллективе, творческую активность.
Учебно – тематический план
№ тема часы форма
1. Средства музыкальной выразительности. Распределение ролей. Разучивание музыкальных партий. 5 часов Практическое занятие
2. Развитие сценической речи. 4 часа Практическое занятие
3. Пение с движением. Сценическая хореография. 6 часов Практическое занятие
4. Репетиция отдельных сцен. 7 часов Практическое занятие
5. Пластическое интонирование. 5 часов Практическое занятие
6. Сводная репетиция. 8 часов Практическое занятие
Содержание тем
Средства музыкальной выразительности. Распределение ролей. Разучивание музыкальных партий.
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музыкальном театре.
Игровой тренинг, позволяющий раскрыть творческий потенциал. Прочтение текста.
Отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением.
Упражнения на развитие сценической речи, дикцию. Вокальная работа.
Работа над характерами героев.
Развитие сценической речи.
Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для губ, языка, челюстей. Работа со скороговорками.
Упражнения на внимание, на развитие чувства ритма.
Работа в паре, взаимодействие.
Осмысленный вариант поведения на сцене. Обыгрывание ролей.
Пение с движением. Сценическая хореография.
Мимика. Жест. Развитие двигательной культуры.
Мимика. Жест. Развитие двигательной культуры.
Пение с движением. Упражнения на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.
Пение с движением. Упражнения на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.
Отработка фрагментов вокальных партий в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Ритмические упражнения.
Отработка фрагментов вокальных партий в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Ритмические упражнения.
Репетиция отдельных сцен.
Разучивание музыкальных партий. Вокальная работа.
Разучивание музыкальных партий. Вокальная работа.
Разучивание музыкальных партий. Вокальная работа.
Упражнения на пластическое интонирование и музыкальные импровизации.
Обыгрывание ролей.
Развитие навыков перевоплощения.
Моделирование образа.
Пластическое интонирование.
Отработка хореографических сцен.
Отработка хореографических сцен.
Работа с кордебалетом.
Работа с кордебалетом.
Понятие мизансцены. Работа в паре, взаимодействие.
Сводная репетиция.
Соединение отдельных сцен в единый спектакль.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Этапы педагогического контроля
уровень: Осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий. (Приложение 1)
2 уровень: Праздники, конкурсы, проводимые в лицее. Концертные выступления в лицее на тематических внешкольных мероприятиях. (Приложение 2)
3 уровень: Участие в городских и районных театральных конкурсах, фестивалях.
Список литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский музыкальный театр. Программы
разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998
В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1992
Л. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987
А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
Тема: Музыкальный театр. 10 класс
Форма: кружковые занятия
Вид деятельности: художественное творчество
Направление: художественно-эстетическое
Пояснительная записка
Программа «Музыкальный театр. 10 класс» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования» и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ лицей № 4 г. Россоши.
Программа способствует формированию техники и логики речи, развитию артикуляции, практическому овладению словесным действием, развитию музыкальных и артистических способностей, развитию чувственного восприятия, фантазии, эмоций, воспитанию средствами театра полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики, воспитанию любви и уважения к духовному наследию, культуре и традициям своей страны.
Программа ориентирована на организацию внеурочной деятельности с учащимися 10 класса.
Цель: формирование творческого потенциала и общекультурного кругозора, способности активно воспринимать искусство.
Задачи:
Развивать навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства.
Формировать исполнительскую, сценическую, слушательскую культуру, умение вести себя в коллективе, творческую активность.
Учебно – тематический план
№ тема часы форма
1. Средства музыкальной выразительности. Распределение ролей. Разучивание музыкальных партий. 5 часов Практическое занятие
2. Развитие сценической речи. 4 часа Практическое занятие
3. Пение с движением. Сценическая хореография. 6 часов Практическое занятие
4. Репетиция отдельных сцен. 7 часов Практическое занятие
5. Пластическое интонирование. 5 часов Практическое занятие
6. Сводная репетиция. 8 часов Практическое занятие
Содержание тем
Средства музыкальной выразительности. Распределение ролей. Разучивание музыкальных партий.
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музыкальном театре.
Игровой тренинг, позволяющий раскрыть творческий потенциал. Прочтение текста.
Отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением.
Упражнения на развитие сценической речи, дикцию. Вокальная работа.
Работа над характерами героев.
Развитие сценической речи.
Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для губ, языка, челюстей. Работа со скороговорками.
Упражнения на внимание, на развитие чувства ритма.
Работа в паре, взаимодействие.
Осмысленный вариант поведения на сцене. Обыгрывание ролей.
Пение с движением. Сценическая хореография.
Мимика. Жест. Развитие двигательной культуры.
Мимика. Жест. Развитие двигательной культуры.
Пение с движением. Упражнения на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.
Пение с движением. Упражнения на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.
Отработка фрагментов вокальных партий в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Ритмические упражнения.
Отработка фрагментов вокальных партий в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Ритмические упражнения.
Репетиция отдельных сцен.
Разучивание музыкальных партий. Вокальная работа.
Разучивание музыкальных партий. Вокальная работа.
Разучивание музыкальных партий. Вокальная работа.
Упражнения на пластическое интонирование и музыкальные импровизации.
Обыгрывание ролей.
Развитие навыков перевоплощения.
Моделирование образа.
Пластическое интонирование.
Отработка хореографических сцен.
Отработка хореографических сцен.
Работа с кордебалетом.
Работа с кордебалетом.
Работа в паре, взаимодействие.
Сводная репетиция.
Соединение отдельных сцен в единый спектакль.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Целостная отработка спектакля.
Этапы педагогического контроля
уровень: Осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий. (Приложение 1)
2 уровень: Праздники, конкурсы, проводимые в лицее. Концертные выступления в лицее на тематических внешкольных мероприятиях. (Приложение 2)
3 уровень: Участие в городских и районных театральных конкурсах, фестивалях.
Список литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых// Искусство в школе.-1994.-№2.-С.40.
Кузнецова А. Кукольный театр: от простого к сложному//Искусство в школе.-1922.-№2.-С.37-41.
Основы театральной культуры в школе. -М., 1988.
Режиссер работает в школе. - М., 1991.
Современные проблемы театрально-творчского развития школьников. - М., 1989
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
Гройсма А.Л. Психология. Личность. Творчество.: Регуляция состояний. М.,1992.Ч. 3.
Петрушин В.И. Артистизм - это тренировка//Сов.музыка.1971.№12.
Ершова А.П. Театральные упражнения для работы с детьми // Режиссер работает в школе. М., 1991.
Ерщова А.П. О всеобшей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников.//Режиссер работает в школе. М., 1991.

Приложение 1
Упражнение 1:
Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:- навык работы над монологической речью (сверх-задача монолога,главные предложения, распределение силы голоса и дыхания, конфликт);- мизансцены монолога.
Упражнение 2:
Работа над четкой артикуляцией.
Гимнастика для губ, языка, челюсти: "Точилка","Ходики", "Кружочки", "Волейбольная сетка", "Покусывание", " и, э, а, о, у, ы"
звучание простых и йотированных
гласных: " э-у, а-я, о-е, у-ю, ы-й";
двойные согласные: "пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы",
твердые и мягкие: " пе-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи;
согласные в различных сочетаниях: "фи-вви, фа-вва"
Упражнение 3:
Развитие навыков импровизации:- музыкально-игровые импровизации, муз.материал: А. Рюкашас "Солнечные узоры..."- этюды-импроизации типа: "Выдергивание зуба", " Бритье";
Упражнение 4:
Моделирование образа на основе заданного метафорического пространства:- этюды-импровизации по произведениям О. Роден " Руки Бога",
Упражнение 5:
Работа над рассказом:
- личная причастность к материалу;
- овладение характером, логикой мышления, темпераментом героя;- умение говорить и мыслить от имени человека другой эпохи.
Приложение 2
Сценарий музыкального спектакля
«Дракон »
По мотивам пьесы Ев. Шварца.