Программа Детский музыкальный театр


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 25 с. Бада
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Детский музыкальный театр»
Направление: общекультурное
Срок реализации: 1 год
Класс: 1 – 4 кл.
Разработчик программы: Полячкина Л.М.,
учитель музыки, I квалификационная
категория

Бада, 2014г
I.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное. 
Новые образовательные стандарты предъявляют  к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Т.е. для познания искусства недостаточно овладения определенным набором ЗУНов, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, филологией; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.    Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.    Программа составлена на основе методического пособия для педагога дополнительного образования Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева. Детский музыкальный театр/ Волгоград: Учитель, 2008
Цель программы:
Воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие ее творческого  потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.
Обучающие задачи:
формировать целостное представление об искусстве;
формировать навыки творческой деятельности;
формировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;
формировать навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства;
работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания
Воспитательные задачи:
способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
развивать способность активного восприятия искусства
Развивающие задачи:
создать условия реализации творческих способностей;
развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
Особенности программы
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности.
Построение данного курса опирается на такие принципы:
единство эмоционального и сознательного;
комплексное воспитание и развитие обучающихся.
Ведущий методический прием на занятиях – метод художественнойимпровизации.
Срок реализации программы составляет 1 год. Курс обучения рассчитан на детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Особенности возрастной группы детей
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а так же рефлексия.
В коллектив принимаются дети независимо от их музыкальных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят
прослушивание, где определяется и фиксируется:
музыкальный слух;
вокальные данные;
креативность.
Это является первоначальной диагностикой уровня развития
способностей ребенка. В дальнейшем диагностика проводится два раза в год. Это позволяет скорректировать работу педагога таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом. Количество обучающихся в группах 15 – 18 человек.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знания умения и навыки в конце обучения:
Учащиеся должны иметь представление о театре как виде искусства,     особенностях театра; уметь разбираться в театральных терминах. 
Учащиеся должны знать понятия: сцена, ансамбль, кулисы, артист, актер, режиссер, репетиция, сценическая площадка.Иметь представление о сценической культуре, навыки выступления на концертах и мини-спектаклях.
Учащиеся должны уметь:
действовать в коллектив
управлять интонацией своего голоса;
действовать в вымышленных обстоятельствах;
отзываться на знаки дирижера;
петь хором в унисон;
импровизировать на заданную тему;    
уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства,  участие их в постановке спектаклей.
II.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\пСодержание темы
  Кол-во часов Из них
теория, чпрактика, ч1. Вводное занятие 2 1 1
2. Азбука театра 10 2 8
3. Мир музыки 4 3 1
4. Театральный грим4 2 2
5. Музыкальный театр 4 3 1
6. Элемент музыкальной грамоты 12 4 8
7. Сценическая грамота 6 2 4
8. Работа над репертуаром 20 - 20
9. Диагностика 2 - 2
10. Индивидуальные занятия 8   8
  Всего: 68 16 52
 
 
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  
Кол-во занятий Тема занятий Цели и задачи Практическая часть занятий
1 Вводное занятие Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения  
1 Диагностика. Прослушивание. Провести диагностику развития общих и музыкальных способностей учащихся. Анкетирование, выполнение тестовых заданий.
10 Азбука театра.
Почему театр называется театром? волшебный свет рампы. «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Звук. рожденный зрителями, Путешествие за кулисы. Расширять общекультурный кругозор учащихся. Формировать представления о понятиях: театр, сцена, кулисы, рампа, роль, афиша, просцениум, арьерсцена, трюм, колосники, софит, аншлаг, овация, «бис», «браво», Дать представление об истории возникновения афиши. Формировать представления о театральных профессиях. Развивать навыки действия в коллективе. Экскурсия в Дом культуры поселка. Тематические беседы. Сюжетно-ролевые игры. Составление афиши. Игровой тренинг на развитие внимания, памяти, воображения.
14 Сценическая грамота.
Сценический ансамбль. Язык жестов. Мимика. Как изменить голос.
 
 
«Сочиняю на ходу» (импровизация) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, фантазию, мышление, воображение. Развивать умение самостоятельного создания сценического этюда; развивать пластическую выразительность. Формировать умения и навыки действия в вымышленных обстоятельствах, распределяться на сценической площадке с учетом присутствия партнеров «Красноречивое молчание» - игра-упражнение. Сочинение и выполнение этюдов.
«Верю – не верю»: игра-тренинг. Инсценирование.
 
 
Игра на мнимых музыкальных инструментах, мнимое пение. Музыкально-ритмические упражнения. Голосо-речевой тренинг.
8 Волшебной музыки страна.
Звук и музыка. Краски музыки. Музыкальная палитра. Интонация и образы звука. Что такое петь чисто? Формировать представления о понятиях: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, унисон. Развивать музыкальное восприятие. Развивать умения различать звучание и тембр музыкальных инструментов оркестра. Развивать вокально-хоровые умения и навыки. Воспитывать навык правильного воспроизведения певческого звука, певческого дыхания. Тематические беседы. Слушание музыки. Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа  с музыкальной палитрой. Вокально-хоровая работа.
8 Элементы музыкальной грамоты.
Ритм в музыке и движении. В мире ритма: ритм в мире. Музыка. Образ. Движение. Музыкально-ритмическое воспитание учащихся. Формировать представления о понятии «ритм», его значение в жизни и искусстве. Развивать музыкальную восприимчивость, чувство ритма, выразительность движения. Развивать способность управлять своим ритмическим поведением на сцене. Музыкально-ритмические упражнения. Хореографическая импровизация.
14 Музыкальный театр.
До поднятия занавеса (увертюра). Музыкальная сказка.
Грим. Театральный костюм.
 
Работа над репертуаром. Знать особенности музыкального театра. Расширять общекультурный кругозор учащихся. Дать представление об увертюре, опере и ее структуре. Развивать музыкальный слух, умение различать тембры и голоса инструментов оркестра. Работать над вокально-хоровыми навыками.
Дать представление о понятии «театральный грим», его значении. Познакомить с историей театрального костюма.
 
Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Просмотр видеоматериалов. Слушание фрагментов оперы. Сольное и хоровое пение.
 
 
 
Инсценирование, подготовка концертных номеров. Участие в постановке спектакля.
2 Диагностика Провести итоговую диагностику развития творческих и музыкальных способностей учащихся. Выполнение субтестов.
10 Индивидуальные занятия   Работа над отдельными партиями, сольными номерами
1 Заключительное занятие Подвести итоги года обучения Концертная программа

IV.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся  2 раза в неделю: коллективные, малыми группами. индивидуальные. Продолжительность занятия 1 академический час (40 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.    Все занятия первой четверти коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.    Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы:
солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития;
актерская группа: основные действующие лица на сцене;
детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой.
Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.
Основные виды деятельности:
беседа;
экскурсии;уроки сценической и музыкальной грамоты;
игровые виды деятельности;
вокально-хоровая работа;
слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;- выразительное чтение;
игра на детских шумовых инструмента;
создание масок, костюмов, декораций;
участие в постановке спектакля.
Основные методы и технологии
Основным методом развития творческих способностей является импровизация:
хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация,      импровизация на заданную тему;
импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.
Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке.     Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.
Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.
Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.Средства, необходимые для реализации программы
Материальные средства:
учебный кабинет;
магнитофон;
компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
синтезатор;
фонотека;
использование сети Интернет;
наглядные демонстрационные пособия;
материальная база для создания костюмов и декораций;
школьная библиотека. 
Педагогические кадры:
педагоги дополнительного образования;
учитель музыки, ИЗО;
музыкальный работник.