«Организация самостоятельной работы на уроках информатики и ИКТ в 8 классе» Профессиональная переподготовка по программе «Математика и Информатика и ИКТ»

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
(г. Казань)
Бугульминский филиал
Факультет дополнительного и бизнес-образования




Выпускная квалификационная работа на тему:
«Организация самостоятельной работы на уроках
информатики и ИКТ в 8 классе»
Профессиональная переподготовка по программе
«Математика и Информатика и ИКТ»







Выполнил:
слушатель группы профессиональной переподготовки
Ахметзянов Ильгиз Агмалович





Бугульма
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc414473904" 14Введение 13 PAGEREF _Toc414473904 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc414473905" 14Глава 1. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема 13 PAGEREF _Toc414473905 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc414473906" 14Сущность самостоятельной работы 13 PAGEREF _Toc414473906 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc414473907" 14Классификация видов самостоятельной работы 13 PAGEREF _Toc414473907 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc414473908" 14Организация самостоятельной работы в процессе обучения информатики и ИКТ 13 PAGEREF _Toc414473908 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc414473909" 14Глава 2. Методические аспекты организации самостоятельной работы в процессе изучения темы «Мультимедиа технологии» на уроках информатики и ИКТ 13 PAGEREF _Toc414473909 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc414473910" 14Место темы «Мультимедиа технологии» в школьном курсе информатики и ИКТ 13 PAGEREF _Toc414473910 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc414473911" 14Организация самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Мультимедиа технологии» 13 PAGEREF _Toc414473911 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc414473912" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc414473912 \h 14321515
13 LINK \l "_Toc414473913" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc414473913 \h 14341515
13 LINK \l "_Toc414473914" 14Приложения 13 PAGEREF _Toc414473914 \h 14371515
15

Введение
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. В свете изменившейся парадигмы образования возникает проблема формирования у учащихся общеучебных умений, которые позволят им самостоятельно приобретать знания и умения, вооружать их в соответствии с требованиями современного информационного общества при обучении любому предмету, в том числе информатике и ИКТ. Современный учитель информатики должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся в условиях формирующегося информационного образовательного пространства на основе информационно-коммуникационных технологий, использовать приемы, методы и средства обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельному обучению с использованием ИКТ.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Умение учиться – это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.
Самостоятельная работа учащихся на уроках - познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Учитель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока. Именно поэтому важно определить пути формирования у учащихся учебных универсальных действий. Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала: формирования новых знаний, закрепления изученного материала и обобщения и систематизации знаний.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение организации самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и ИКТ.
Объект исследования - процесс обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования - самостоятельная работа учащихся в процессе обучения информатике и ИКТ.
Задачи исследования:
проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
раскрыть сущность самостоятельной работы;
рассмотреть классификацию видов самостоятельной работы;
рассмотреть организацию самостоятельной работы в процессе обучения информатике и ИКТ;
рассмотреть организацию самостоятельной работы учащихся в процессе изучения конкретных тем.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы для подготовки будущих учителей информатики и ИКТ, а также для совершенствования процесса обучения информатике и ИКТ.
Глава 1. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Сущность самостоятельной работы ученик
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. В своих суждениях древнегреческие ученые исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной работы, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая работа доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Мысли об обучении ребенка самостоятельности, воспитания в нем вдумчивого, критически мыслящего человека развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения - познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов в 60-е годы обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения[8, С.163].
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную работу. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная работа избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной работы как дидактической категории, ее элементов - предмета и цели деятельности. Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив - план (действие) - результат.
Многообразие используемых значений обусловлено тем, в термин «самостоятельный» вкладывается разный смысл. В основном данное понятие рассматривают в следующих значениях:
ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;
от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале;
выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.
Чаще всего понятие самостоятельной работы используется в первом значении. Для второго толкования «самостоятельности» важным является то, чтобы учащиеся самостоятельно думали и решали проблемы, при этом не имеет значения, проводится учебная работа во фронтальной или в индивидуальной форме. В третьем смысле выделяют два вида деятельности учащихся: самостоятельную и исполнительную.
В.М. Рогозинский характеризует самостоятельную работу как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую работу учащихся, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата [4, С. 45].
Т.А. Ильина определяет самостоятельную работу как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний [15, С. 28].
Самостоятельная работа наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [9, С.335]. Подчёркивается, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной работой учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную работу, средство ее логической и психологической организации [5, С. 51].
Таким образом, самостоятельная работа - обязательный компонент учебно-воспитательного процесса, значимость которого увеличивается. Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Содержание, направленность, длительность самостоятельной работы определяются целью обучения, уровнем подготовки школьников, возможностями школы. Для организации самостоятельной работы учителю важно знать ее формы и виды.
Классификация видов самостоятельной работы
Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция первой - контролирующая, второй - познавательная, закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая. Правильно организованная классная самостоятельная работа решает, прежде всего, задачи мотивации, тестирования достижений, развития произвольного внимания детей, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации, проведет проверочные, подготовительные, учебные, тестовые и другие самостоятельные упражнения.
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся
Первое направление в классификации самостоятельных работ, в основу которого положен принцип дидактического назначения самостоятельной работы в обучении, наиболее полно представлено в работах Б.П. Есипова [8, с. 120]. Он выделяет самостоятельные работы по звеньям учебного процесса в соответствии с преобладанием в них основной дидактической цели. Движение обучающегося от самого простого вида самостоятельной работы до самого сложного. А.В.Усовой выделяется 5 групп: 1) овладение умением самостоятельно приобретать новые знания; 2) закрепление и уточнение знаний; 3) выработка умения применять знания в решении задач; 4) формирование умений и навыков практического характера; 5) формирование творческих умений [15, С.67].
Второе направление классификация самостоятельной работы берет своё начало в работах В.В. Голубкова, В.А. Добромыслова и других методистов и дидактов, которые пытались разработать систему самостоятельных работ с учётом мыслительных операций ученика при работе над различными объектами познания и использовании различных источников знания [7, С. 12]. Р.М. Микельсон разработал методику организации таких видов самостоятельных работ, как работа с учебной литературой, выполнение упражнений, лабораторных работ, сочинений, докладов, решение задач, составление коллекций. Основной недостаток классификации самостоятельных работ по источникам знаний в том, что она не ориентирует педагога на поиск адекватных средств, видов самостоятельной работы, которые приводили бы к необходимой связи уровня образования с возможностями обучаемого.
Б.П. Есипов, В.П. Стрезикозин обобщили передовой опыт применения самостоятельных работ в обучении в структуре традиционного урока середины 50-х годов ХХ в., назначение которого в основном заключалось в том, чтобы создать необходимые условия и атмосферу успешности усвоения учащимися знаний, умений и навыков [8, С. 223].
И.И. Малкин, опираясь на гибкую и более разнообразную структуру урока на основе слитности звеньев учебного процесса, вычленяет 4 вида самостоятельных работ: 1) репродуктивные; 2) познавательно-поисковые; 3) познавательно-практические; 4) творческие.
Наиболее полная классификация видов самостоятельных работ, на мой взгляд, представлена в трудах П.И. Пидкасистого, которая отвечает основным требованиям развивающего обучения: а) однозначности в определении каждого типа самостоятельной работы; б) расположенности типов и видов самостоятельных работ по степени возрастания их сложности, в соответствии с закономерностями познания в обучении. В учебном процессе выделяются два вида самостоятельных работ: 1) работы, направленные на выявление актуального уровня развития обучаемого и выполняющие в основном контролирующие функции; 2) работы, направленные на расширение зоны ближайшего развития обучаемых и выполняющие обучающие и развивающие функции. Наряду с разделением самостоятельных работ по форме организации на индивидуальные, фронтальные и групповые, П.И. Пидкасистый выделяет типы самостоятельных работ в соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие [12, С. 140].
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления.
Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.
С точки зрения организации, по классификации Виноградовой М.Д., и Первина И.В., самостоятельная работа может быть:
фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание;
групповой - для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на небольшие группы (3-6 человек);
парной - 2 человека;
индивидуальной - каждый человек выполняет отдельное задание.
Самым распространенным видом самостоятельных логическо-поисковых работ является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.
После изучения темы «Системная среда Windows» учащимся предлагаются такие логические задания: «В чём заключается различие понятий папка и файл», «В чём состоит различие между именем папки и именем файла», «Можно ли, не указывая путь к файлу, просмотреть его содержимое или запустить на выполнение (ответ обосновать)». К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам. Примеры вопросов-заданий: «Можно ли на одном уровне иметь папки или файлы с одним именем», «Сколько и какие символы используются при написании имени файла или папки» и т.д. При завершении изучения темы «Освоение среды графического редактора» в 8 классе дается учащимся задание: провести обзор графических редакторов, выявить достоинства и недостатки. Здесь отслеживается глубина понимания материала, способность анализировать и делать выводы. Подобные работы учат отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения.
Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. Так, при работе с текстовым редактором, учащимся предлагается написать собственную сказку, рассказ о посещении зоопарка, используя элементы форматирования и рисунки. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда является верным помощником учителя.
К научно-творческим самостоятельным работам относятся учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности - проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д.
Конструктивно-технические, познавательно-практические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ, изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). Учащиеся, при работе с графическим редактором, могут создавать эмблемы для своей команды, обрабатывать фотографии, добавляя к ним новые эффекты и т.д.
Организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой, и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного. Подводя итоги, можно отметить, что в дидактической и методической литературе при классификации самостоятельных работ учитывается характер познавательной деятельности учащегося и её структура, степень самостоятельности и творчества обучающегося, уровни самостоятельной продуктивной деятельности, слитность звеньев (этапов) учебного процесса, а также единство процессуальной и логико-содержательной сторон деятельности. Виды самостоятельных работ принято располагать по степени возрастания их сложности: от выполнения простейших видов работ к более сложным, носящим поисковый, творческий характер.

Организация самостоятельной работы в процессе обучения информатике и ИКТ
В дидактике установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения информатике и ИКТ происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности.
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по информатике и ИКТ целесообразно выделить несколько уровней самостоятельности.
Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение используя компьютер.
Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и использовать его в процессе решения новой задачи.
Третий уровень самостоятельности - поисковая самостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела информатики формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти «собственное правило», прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного.
На занятиях самостоятельность некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения; в постановке гипотез и их проверке; в проведении собственных исследований и т. п. Поэтому целесообразно выделить высший, четвертый уровень самостоятельности - творческую самостоятельность.
Говоря о технологической стороне, организация самостоятельной работы может включать в себя следующие компоненты:
Целевой компонент самостоятельной работы. Основаниями для отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по разделам дисциплины.
Содержательный компонент самостоятельной роботы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ). Индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). Содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей.
Необходимо отметить тот факт, что содержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию её целей. Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективного применения самостоятельной работы учеников как при изучении информатики и ИКТ в школе, так и при обучении всем другим дисциплинам. Рассмотрим различные аспекты данного вопроса.
При отборе содержания для самостоятельной работы необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности ее применения:
включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность учителей и школьников;
усиление роли контрольно-диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной работы;
формирование активно-поискового уровня самостоятельности школьников через использование дидактических средств образовательного процесса;
учет индивидуальных стилей учебной деятельности[17, С. 89].
Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Система должна удовлетворять принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
Таким образом, организация самостоятельной работы проходит в несколько этапов. На первом этапе учитель организует элементарную работу учащихся по самообучению. На втором этапе учитель дает рекомендации по самообучению всем учащимся, но выполнение их не обязательно для всех. На третьем этапе учитель организует на занятиях обобщающие беседы по самостоятельно изученному материалу. На четвертом этапе основной формой является индивидуальная работа с учащимися дифференцируемая с учетом познавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентации каждого. Конкретные примеры организации самостоятельной работы на уроках информатики на примере темы 8 класса «Мультимедиа технологии» будут рассмотрены во второй главе.
Глава 2. Методические аспекты организации самостоятельной работы в процессе изучения темы «Мультимедиа технологии» на уроках информатики и ИКТ
Место темы «Мультимедиа технологии» в школьном курсе информатики и ИКТ
Одной из наиболее заметных тенденций в развитии школьной информатики и ИКТ является увеличение места информационных технологий в ее содержании. В первых школьных учебниках информатики сведения о прикладных средствах современных информационных технологий в основном носили краткий описательный характер. В значительной степени это было связано с тем, что на большинстве доступных школам компьютеров отсутствовало соответствующее программное обеспечение. В учебной литературе третьего поколения компьютерные информационные технологии находят гораздо большее отражение.
В обязательном минимуме содержания школьной информатики и ИКТ в числе изучаемых прикладных средств компьютерных информационных технологий перечислены технологии мультимедиа (звуки и видео изображения; композиция и монтаж; использование простых анимационных объектов; использование мультимедийных технологий на различных предметах).
Технологии мультимедиа относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения, являются наиболее распространенными и широко используемыми на практике.
При изучении мультимедиа технологий учащиеся 8 класса знакомятся с программой создания презентаций «MS PowerPoint», которая изучается в средней школе согласно учебному плану после тем: «Информация», «Устройство ПК», «обработка текстовой и графической информации». На изучение темы отводится 6-9 учебных часов, где ученики знакомятся со всеми возможностями программы MS PowerPoint, назначением и видами слайдов, областью применения презентаций, их функциональными особенностями, основными характеристиками, основными операциями.
По новому Федеральному Государственному стандарту ученики, начиная с начальной школы должны уметь работать с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохраннее, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint. Ученики основного среднего (полного) общего образования должны владеть компьютерными средствами представления и анализа данных (электронные таблицы, средства построения графиков и диаграмм, гипертекст, мультимедиа).
Тема «Мультимедиа технологии» может изучаться в 3-11 классах и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике и ИКТ, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора обучающихся.
Целью темы является ознакомление учащихся с технологией создания различного рода анимации в презентациях.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
развитие воображения, художественного вкуса, нестандартного видения предмета;
получение теоретических знаний и практических умений в области мультимедиа;
формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.
До изучения темы «Мультимедиа технологии» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знают структуру файловой системы компьютера;
умеют работать со сложными объектами, такими как графические объекты, звук;
умеют организовать коллективную работу над документом;
владеют приёмами организации и самоорганизации работы при создании документа;
имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании сложных документов;
имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданной презентации;
После изучения темы «Мультимедиа технологии» учащиеся должны
знать:
назначение и функциональные возможности приложения PowerPoint;
технологию работы в приложении PowerPoint;
объекты и инструменты приложения PowerPoint;
основные объекты презентации;
назначение и виды шаблонов для презентации;
основные элементы управления презентацией;
технологию работы с каждым объектом презентации.
уметь:
создавать и оформлять слайды;
изменять настройки слайда;
выбирать и настраивать анимацию текстовых и графических объектов;
вставлять в презентацию звук и видеоклип;
создавать управляющие элементы презентации: интерактивное оглавление, кнопки управления, гиперссылки;
самостоятельно отбирать необходимую информацию для выбранной темы презентации, воспользовавшись ресурсами Интернета;
самостоятельно создавать презентацию на любую тему.
владеть:
способами работы с изученными программами;
приемами организации и самоорганизации при создании документа;
процедурой самооценки знаний и деятельности.
Таким образом, тема «Мультимедиа технологии» отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологии.
Самостоятельная работа позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных приёмов работы с документами, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение IT-профессий, предусматривающих использование офисных технологий. Конкретные пути организации самостоятельной работы будут рассмотрены в следующем пункте.

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Мультимедиа технологии»
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.
По характеру учебной самостоятельной деятельности целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность. Ученикам представляется практическая работа, требующая простого воспроизведения имеющихся знаний, используя образец. Задания первого уровня используются при начальном знакомстве с темой. Для организации работы учитель выдает подробную инструкцию, где прописан каждый шаг ученика. Задача ученика повторить все действия на компьютере.
Можно выполнить лабораторно-практическую работу обучающего характера. Презентации по иллюстрации времен года. Например, на тему «Весна идет, весне дорогу!». Выполнив ее, учащиеся научатся:
создавать слайды различной структуры;
добавлять в презентацию рисунки, объекты WordArt и работать с ними;
применять различные переходы между слайдами и фон.
Нужно предложить инструкционные карты. Учащимся проще выполнить работу с помощью инструкционных карт (приложение 1), где пошагово описан ход работы. Нужно прочитать по диагонали, можно задавать вопросы. Далее работа выполняется за компьютером. При необходимости могут обратиться за помощью учителю. По окончании работы – показ презентаций и оценка вместе с классом.
Второй уровень самостоятельности - вариативная самостоятельность. Задания такого уровня используют при тренировке. Учитель предлагает несколько алгоритмов выполнения задания. Ученик самостоятельно выбирает более подходящий алгоритм и работает с ним.
В ходе выполнения задания ученики приобретают следующие знания:
настройка анимации на объекты с помощью последовательного копирования слайдов;
настройка анимации на объекты с помощью меню Анимация (Пути перемещения);
работа с изображением (яркость, перекрашивание, поворот фигуры).
Для самостоятельной работы можно дать следующие задачи.
Задача № 1 «Время суток»
Задача учеников создать презентацию с анимацией, где будет показан плавный переход Ночь - Утро - День - Вечер - Ночь. Анимацию в презентации можно настраивать двумя способами: последовательным копированием слайдов и с помощью меню Анимация. Ученики знакомятся со способами, их задача сравнить эти способы и выбрать более действенный.
Задача № 2 «Времена года»
Задача учеников создать презентацию с анимацией, где будет показан плавный переход Весна - Лето - Осень.
Задача № 3 «Разное» - Создание мультфильма. (Приложение 2)
Задача учеников создать презентацию с анимацией, где будет показано движение.
Третьей уровень самостоятельности - частично-поисковая самостоятельность.
Задания такого уровня используются на элективных, факультативных занятиях и в кружках. Учитель предлагает примерный план действий. Ученикам надо решить поставленную перед ними задачу, используя уже изученный материал.
Любая самостоятельная работа в классе, которую задает учитель, должна быть проверена и оценена. Предметом диагностики и контроля в теме «Настройка анимации в мультимедиа презентации» являются образовательные продукты учащихся (созданные презентации и др.).
Рассматривая различные критерии оценивания презентаций (работ школьников) часто выделяют четыре критерия:
адекватность - соответствие и степень раскрытия темы;
выразительность - художественно-эстетическое восприятие, композиция, дизайн, цветное решение;
технологичность - использование возможностей компьютерной мультимедийной среды, инструментов, эффектов, оригинальность и (или) нестандартное использование инструментов для изображения объектов;
креативность - неожиданные, оригинальные творческие решения, наличие авторского стиля.
Созданными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.
Подход к оцениванию школьников.
Безусловно, всех учеников надо похвалить, поощрить, вселить веру в будущее, независимо от уровня творческой разработки. Однако в процессе изучения темы дети должны учиться самостоятельно, оценивать свою творческую работу, понимать свои сильные и слабые стороны, находить отличие своей работы от других работ и брать на вооружение интересные идеи, элементы дизайна, творческие находки, которые присутствуют в других работах.
Оценка творческих проектов должна быть обоснованной, насколько это возможно с учетом возрастной категории учеников. Оценки типа «и ты хорошо настроил анимацию», «и у тебя красиво» в малой степени способствуют инициации творческой деятельности, снижают воспитательное значение дополнительных развивающих мероприятий.
Задания для домашней работы.
1. Придумай сценарий своего будущего мультфильма и запиши его в текстовом документе в программе Microsoft Word.
2. Продумай последовательность своих шагов. Составь и запиши план своей работы в текстовом документе в программе Microsoft Word.
3. Выполни намеченные действия.
4.Оцени свою работу. Все ли, что ты задумал, тебе удалось выполнить? При необходимости внеси в свой мультфильм изменения.
5. Покажи свой мультфильм родителям и одноклассникам.
Таким образом, для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Предметом диагностики и контроля в теме «Мультимедиа технологии» являются образовательные продукты учащихся.

Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
В дидактической и методической литературе при классификации самостоятельных работ учитывается характер познавательной деятельности учащегося и её структура, степень самостоятельности и творчества обучающегося, уровни самостоятельной продуктивной деятельности, слитность звеньев (этапов) учебного процесса, а также единство процессуальной и логико-содержательной сторон деятельности.
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по информатике выделяют четыре уровня самостоятельности: организация элементарной работы учащихся по самообучению; рекомендации по самообучению всем учащимся, но выполнение их не обязательно для всех; обобщающие беседы по самостоятельно изученному материалу; индивидуальная работа, с учащимися дифференцируемая с учетом познавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентации каждого. Психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы: включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность учителей и школьников; усиление роли контрольно-диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной работы; формирование активно-поискового уровня самостоятельности школьников через использование дидактических средств образовательного процесса; учет индивидуальных стилей учебной деятельности. Тема «Мультимедиа технологии» отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологии. Такое обучение затрагивает рефлексивно-личностную и рефлексивно-коммуникативную сферы школьников и способствует активному освоению основных понятий и принципов информатики. Самостоятельная работа позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных приёмов работы с документами, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение IT-профессий, предусматривающих использование офисных технологий.
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Предметом диагностики и контроля в теме «Настройка анимации в мультимедиа презентации» являются образовательные продукты учащихся (созданные презентации). Таким образом, задачи, поставленные в работе, нами выполнены. Мы проанализировали педагогическую и методическую литературу по теме исследования, раскрыли сущность самостоятельной работы, рассмотрели классификации видов самостоятельной работы, рассмотрели организацию самостоятельной работы в процессе обучения информатике и ИКТ, раскрыли место темы «Мультимедиа технологии» в школьном курсе информатики, рассмотрели организацию самостоятельной работы учащихся в процессе изучения темы «Мультимедиа технологии», разработали задания для самостоятельной работы при изучении темы «Мультимедиа технологии».


Список литературы

I. Нормативно-правовые материалы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: сборник нормативных материалов [Текст] / - М. : Вентана-Граф, 2012. - 160 с.
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: проект [Текст] / - М. : Просвещение, 2010. - 32 с.

II. Специальная литература:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса [Текст] / Л.Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 192 с.
Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразова-тельных учреждений. - классы [Текст]: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М. : БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2010.- 584с.
Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников Педагогика [Текст] / М.Д. Виноградова, И.В. Первин. - М. : Просвещение, 1977. - 159 с.
Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности [Текст] / З.Я. Горностаева // Открытая школа. - 1998- № 2. - 24с.
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. - М. : Учпедгиз, 1961. - 239 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 480 с.
Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : МарТ, 2005. - с. 302
Плаксин М.А. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя 3-4 класс [Текст] / М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - М. : БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2012.
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М. : 1980. - 240 с.
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС., 2008. - 405 с.
Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст]: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 540 с.
Семакин Л.А. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса [Текст] / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 165 с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса [Текст]/ Н.Д. Угринович. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 295 с.
Харламов, И.В. Педагогика [Текст] Учеб. Пособие / И.В. Харламов - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 1999. - 519 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Михайлова Наталья Алексеевна




Приложения
Приложение 1.
Инструкционная карта создания презентации.
Инструкционная карта

«Создание презентации MS PowerPoint»

1 шаг
Открытие программы:
- выполнить команду Пуск/Программы/ MS PowerPoint.

2 шаг
Оформление слайда:
- выполнить команду Создание/Из шаблона оформления;
- просмотреть предложенные шаблоны с использованием полосы прокрутки;
- задать оформление одинарным щелчком по выбранному шаблону.

3 шаг
Наполнение первой страницы:
- задать заголовок презентации;
- задать подзаголовок презентации.

4 шаг
Создание нового слайда:
- выполнить команду Вставка/Создать слайд.

5 шаг
Выбор разметки слайда:
- выполнить команду Формат/Разметка слайда;
- выбрать подходящие макеты для текста, либо макеты с графическими элементами, либо с совмещенными возможностями;
- создать необходимое количество слайдов.

6 шаг
Сохранение программы:
- выполнить команду Файл/Сохранить как;
- задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить».

7 шаг
Использование эффектов:
- выделить текст или рисунок;
- выполнить команду Показ слайдов/Эффекты анимации;
- выбрать в появившемся списке подходящие эффекты.

8 шаг
Просмотр презентации:
- нажать кнопку Показ слайдов.

9 шаг
Редактирование презентации.


Приложение 2
Технологическая карта создания движущихся объектов в MS PowerPoint Мультфильм «Лето»
Шаг 1. "Оформление фона слайда". Вызови контекстное меню и выбери команды Фон | Заливка фона | Способы заливки | Рисунок | Рисунок.
Шаг 2. "Вставка объекта рисунка бабочки". Вставь в слайд новый объектрисунок бабочки. Для этого используй главное меню, пункт Вставка | Рисунок. Найди папку "Лето" и выбери файл "бабочка". Надо уменьшить размер рисунка. Поверните рисунок м бабочкой в другую сторону (панель Рисование | кнопка Действие | Повернуть/отразить | Отразить слева направо). Поместите бабочку в правом нижнем углу слайда.
Шаг 3 " Вставка объекта рисунка улитки". Это делается так же, как для рисунка бабочки . После вставки расположи объект Улитка на горочке.
Шаг 4. "Настройка анимации объекта Улитка".
1. Появление объекта Улитка на слайде.
Выдели объект и нажми правую клавишу мышки, выбери Настройка анимации | Добавить эффект | Пути перемещения | Вправо-вниз (к последней березке).
Укажи на слайде конечную точку движения улитки, а также параметры анимации:
скорость Очень медленно
начало С предыдущим
2. Уход объекта Улитка (перемещение его по горизонтали вправо). Это делается так же, как и появление этого объекта, но путь перемещения выбери вправо (Настройка анимации | Добавить эффект | Пути перемещения | Вправо). Укажи конечную точку движения улитки, а также установи параметры анимации:
"скорость" Очень медленно
"начало" После предыдущего
Просмотри анимацию (движение улитки). Для этого используй кнопку Просмотр.
Шаг 5. ''Вставка объектов рисунков бабочек"
Вставь в слайд еще две бабочки. Новые бабочки можно получить путем копирования имеющейся. Аля этого:
1) выдели ее и скопируй (используя меню Правка | Копировать или кнопку Копировать на панели инструментов);
2) дважды вставь на слайд скопированные объекты
(Правка Копировать или кнопка Вставить).
Можно вставить бабочку из файла Бабочка 2.
Шаг 6. "Настройка анимации объектов Бабочка"
Задай анимацию новых бабочек (появление их на слайде). Для этого выдели их (используя клавишу CTRL), а затем выполни команды Настройка анимации | Добавить эффект | Вход | Увеличение.
Установи параметры анимации:
скорость Очень медленно
начало После предыдущего
Шаг 7. "Вставка объекта Солнце". Для этого используй команды панели Рисования Автофигуры | Основные фигуры и выбери схематическое изображение Солнца.
Шаг 8. '"Настройка анимации объекта Солнце"
1. Выдели объект Солнце и выполни команды Настройка анимации | Добавить эффект | Появление с увеличением и установи параметры:
скорость очень медленно
начало после предыдущего
2. Выдели объект Солнце и выполни команды Настройка анимации | Добавить эффект | Вращение и установи параметры:
скорость очень медленно
начало после предыдущего
Шаг 9. "Использование в презентации музыкального сопровождения"
Настало время задать музыкальное сопровождение создаваемой презентации. Для этого выбери пункт Вставка главного меню, а затем пункты Фильмы и Звук | Звук из файла (используй композицию из мультипликационного фильма "Дед Мороз и лето" файл "Песня", размещенный в папке "Лето").
Выбери Автоматически. На значке Звука щелкни правой клавишей мышки и выбери Изменить звуковой объект, установи поля Непрерывное воспроизведение и Скрывать значок. С помощью стрелок порядок перемести звуковой эффект в начало.
Шаг 10 "Просмотр презентации". Просмотри презентацию в режиме Показ слайдов. Для этого выполни команды Показ слайдов | Начать показ (или нажать клавишу F5, или нажать кнопку Показ с текущего слайда).
Для создания использовались картинки:





Бабочка 1 Бабочка 2 Улитка Лес









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




+ђ Заголовок 14ђ Заголовок 2Іђ Заголовок 3Іђ Заголовок 415