Призентация по русскому языку на тему: Север Восточной Сибири

Технологическая карта
к уроку география в 9А классе
по теме Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.


Тема урока: Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.
Цель: Сформировать у воспитанников представление о Север Восточной Сибири. Дать понятие о факторах формирования районов Север Восточной Сибири.
Задачи: Корригировать и развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.
Формировать навыки самоконтроля пространственной ориентировки на основе к/к и учебника стр. 214-215.
Воспитывать чувство патриотизма к Родине, любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.
Характеристика урока:
- Методы обучения; беседа, наглядные методы обучения, практические методы обучения, репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения формирования познавательного интереса, учебные дискуссии, устного контроля, письменного контроля.
- Формы обучения, коллективная, фронтальная, урок- практикум, технология критического мышления
Оборудование: учебник география России 9 кл. В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе, географические атласы для 9 класса, контурные карты. Физическая карта Западной Сибири, экран, компьютер, презентация к уроку,

Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся и проверка списочного состава.
- Здравствуйте ребята мы продолжаем изучать Азиатскую Россию.
1. Какие крупные нефтяные фирмы созданы и действуют в Западной Сибири?
2. Почему деревообрабатывающая промышленность имеет в районе небольшое значение, несмотря на значительные запасы древесины?
3. Определить состав района: (устно, затем письменно)
I вариант – выписать республики, округа
II вариант - выписать области, края
Учащимся предлагается проверить друг друга.
4. Контрольно-проверочная работа в форме теста (раздаточный материал):
I вариант
1) Определите состав района:
а) Ненецкий автономный округ б) Алтайский край
в) Тюменская область г) Курганская область
д) Омская область е) Ханты- Мансийский автономный округ
2)Выберите объекты, определяющие границы Западной Сибири:
а) Урал б) Китай в) Дальний Восток
г) Поволжье д) Казахстан е) Европейский Север
3)Найдите ошибку в перечне форм рельефа Западной Сибири:
а) увалы б) плато в) низменность г) кряж
4) Укажите полезные ископаемые, не характерные для Западной Сибири:
а) графит б) алмазы в) торф
г) нефть д) уголь
5) Выберите вариант, в котором правильно указаны языковые семьи коренных народов Западной Сибири:
а) алтайская и чукотско- камчатская
б) чукотско- камчатская и уральская
в) уральско- юкагирская и алтайская
II вариант
1) Определите состав района:
а) Таймырский округ б) республика Горный Алтай
в) Томская область г) республика Хакасия
д) Новосибирская область е) Пермская область
2) Выберите объекты, определяющие границы Западной Сибири:
а) республика Коми б) республика Тыва
в) Ямало-Ненецкий округ г) Челябинская область
д) Курганская область е) Краснодарский край
3) В Западной Сибири выделяются следующие формы рельефа:
А) Сибирские Увалы Б) Кузнецкий Алатау
В) Енисейский кряж Г) Васюганская равнина
4) Выберите правильные утверждения:
А) в центральной части района преобладают нефтяные месторождения, а на крайнем севере – газовые
Б) Кузнецкая горная область выделяется запасами угля и железной руды
В) в Кулундинской степи открыты месторождения бурого угля и цветных металлов
5) Выберите коренные народы, населяющие Западную Сибирь:
А) телеуты Г) коми
Б) шорцы Д) ханты
В) башкиры Е) хакасы
Графический тест. Если утверждение верное, вы рисуете на линейке полукруг вверх, а если неверно – уголок вниз.
1. Зону Севера условно подразделяют на 2 части: Ближний Север, дальний Север.(да)
2. Река Лена относятся к бассейну Северного Ледовитого океана (да)
3. Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина - это крупные ресурсные районы. (да)
4. Подзолистые типы почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно-теплого лета (да)
5. Самая крупная река Западно-Сибирской равнины Обь с притоком Иртыша (да)
6. Западная Сибирь пересекает южный тропик. (нет)
7. По запасам газа самая насыщенная Уренгойское, Ямбурское,Тазовское месторождения.(да)
8. Себестоимость добычи нефти в Западной Сибири самая низкая.(да)
9. Западная Сибирь густонаселенный район.(нет)
10. Тайга Западной Сибири издавна славилась добычей пушнины и древесины.(да)
Поднимите тетради и мы увидим, правильно ли вы справились с заданием

2. Сообщение новой темы:. Итак, ребята а как вы думаете вот мы с вами изучили Западную Сибирь ваше мнение после Западной Сибири что на ваш взгляд свойственно дальше изучать а? посмотрите на карту может кто скажет?
- Правильно вот вы сами дали тему сегодняшнего урока. Север Восточной Сибири. Факторы формирования района
- Мотивация изучения темы. Презентация природы Севера Восточной Сибири.(Слайд1-6)
«Всем Сибирь и щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый
Впрочем, что убеждать вас стихами
Приезжайте. Увидите сами!»
(Казимир Лисовский)
Посмотрите на экран вы увидите на сколько красив этот район.
3. Работа по новой теме: Итак,
Слайд 7. Состав района: Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, север Красноярского края, Республика Саха (Якутия).
Ребята находят у себя в атласах перечисленные учителем районы.
Слайд 8. В азиатской части России это наименее освоенный и наиболее слабозаселенный район, занимающий огромную площадь. Здесь на площади более 4,5 млн.км2. проживает 1,5 млн.человек.
Слайд 9. Географическое положение
Омывается морями Северного Ледовитого океана: Карским, морем Лаптевых,
Восточно-Сибирским.
В состав входят полярные острова: Северная Земля, Новосибирские и Ляховские острова.
Енисей отделяет Восточную Сибирь от Западной.
Площадь Восточной Сибири – более 7 млн. км. Она сопоставима с площадью материка Австралии (7,7 млн. км).
Слайд 10. На севере находится самая крайняя точка Евразии – мыс Челюскин. (Учитель показывает на карте, воспитанники находят у себя на карте, учитель смотрит обходит по классу.)Нигде в мире нет такой амплитуды температур, как здесь, годовая доходит до 90°С. Здесь находиться полюс холода России и Северного полушария – Оймякон (-72°С)
Слайд 11. Суровость сибирского климата характеризуется, прежде всего, очень низкими температурами. Нигде в Северном полушарии нет таких сильных морозов, какие бывают в январе в Оймяконе и Верхоянске.
Но благодаря большой сухости воздуха, обилию ясных, солнечных дней и отсутствию ветров сильные морозы переносятся в Сибири сравнительно легко. Жители Иркутска или Читы мороз в -30°С считают таким же бодрящим, как москвичи десятиградусный.
Многолетняя мерзлота. На это уникальное явление природы обратили внимание еще землепроходцы и писали об этом даже самому царю: «А в Якутцком хлебной пашни не чаять – земля-де, государь, в середине лета вся не ростаивает».
Физминутка:
Рассмотрим моря этого региона итак, посмотрим на карте моря Север Восточной Сибири назовите?
Слайд 12. Карское море
Климат арктический: 3-4 месяца в году длится полярная ночь, 2-3 месяца – полярный день. Температура ниже 0° держится на севере 9-10 месяцев, на юге – 7-8 месяцев. Часты туманы и штормы. Большую часть года покрыто льдами. Море шельфовое, относится к окраинным морям. Площадь 883 тыс. км, средняя глубина 111 м, наибольшая глубина 600 м. Соленость понижается вдоль побережья из-за впадающих рек. Самое холодное море. Название моря происходит от названия реки Кара, впадающей в него.
Слайд 13. Море Лаптевых
Полярная ночь 3-5 месяцев. Средняя t°воздуха в январе около -30 °, а у берегов до -60°.
Солёность морской воды в западной части моря составляет 28 , на юге до 15. Большую часть года море покрыто льдом. Его считают главным "цехом по производству" льда. Долгое время его называли Сибирским, а в XVII в. его назвали в честь полярных исследователей братьев Лаптевых.
Море окраинное, берега сильно изрезаны. Площадь поверхности 672000 кмІ. Преобладают глубины до 50 м, наибольшая глубина 3385 м, средняя глубина 540 м. Самое суровое море России.
Слайд 14. Восточно - Сибирское море
Окраинное море между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Название присвоено в 1935г. до этого его называли Колымское или Индигирское.
Площадь 913 тыс. км. Расположено на шельфе. Средняя глубина 54 м, максимальная 915 м. Большую часть года покрыто льдом. Соленость от 5 вблизи устьев рек и до 30 на севере. В море располагается острова, которые целиком сложены ископаемыми льдами и песком. Сильный ветер, особенно в конце лета, способен поднять такие высокие и бурные волны, что этот участок трассы Северного морского пути становится чрезвычайно опасным.
Слайд 15. ЭГП
Важнейшие транспортные пути – реки: Енисей и Лена.
На сегодняшний день только авиация, летняя навигация и зимники являются современными транспортными путями на Север Восточной Сибири.
Слайд 16. Геополитическое положение
Север Восточной Сибири имеет чрезвычайно важное значение для контроля над Арктическим бассейном
Слайд 17. Северный морской путь
Северный морской путь кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).
Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, СахаЯкутия, Чукотка.
4.Закрепление:
Сравнить географическое положение Западной Сибири и Севера Восточной Сибири.
Оценить природные условия для жизни хозяйственной деятельности человека.
У якутов есть поговорка « Сто километров – не расстояние, 40° - не мороз» , как вы ее понимаете?
Какими природными ресурсами богата изучаемая территория.Величественна и сурова природа Севера Восточной Сибири. Брать от нее что-либо даром человек не имеет права. Для успешного освоения природных богатств необходимо решать сложные проблемы рационального и бережного отношения к природе. Но это тема следующих уроков.

Цветными стикерами обклеиваем лестницу

5.Итог урока: Подведем итог урока мы сегодня рассмотрели Север Восточной Сибири. Выставление оценок за работу в классе.
Домашнее задание: стр.214-217 прочитать, в к/к отметить состав района .









Рисунок 115