урок географии 8 класс Озеро Байкал-жемчужина Сибири
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей города Зернограда
Методическая разработка
к уроку географии в 8 классе
по теме:
«Озеро Байкал – жемчужина Сибири».
Езерская Наталья Анатольевна
учитель географии
высшая квалификационная категория
г.Зерноград
2014 гМетодическая разработка урока.
Предмет: география.
Класс: 8.
Учебник: И. И. Баринова, География России. Природа. 8 класс.
Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».
Тип урока: урок-игра «Путешествие по Байкалу».
Цель: Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические проблемы озера и в чем их причины.
Задачи:
Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать значение его для России.
Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать и делать выводы из полученных результатов.
Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны.
Формировать навыки коллективной работы, умение выступать перед аудиторией.
Оборудование: физическая карта России, дополнительная литература, атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор, цифры, картины природы, задания в файлах по теме урока.
Предварительная работа: Анализ дополнительных источников информации.
Организационная схема:
Время
Содержание деятельности
Предполагаемый результат
Организационные формы
Действия учителя
Действия ученика
2 мин.
1. Организационный момент.
Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас посмотрели друг на друга и улыбнулись. А сейчас посмотрите на меня и улыбнитесь мне, а я вам. Вот теперь мы можем приступить к работе. Мне кажется, что наш урок пройдёт в такой же тёплой обстановке, какими тёплыми были ваши улыбки.
Дети получают положительный эмоциональный настрой.
Фронтальная.
Беседа с учащимися.
Слушают, улыбаются.
2 мин.
2. Послушайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М. Сергеева, а потом, я надеюсь, вы догадаетесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Фильм.
Вы определили тему нашего урока?
Да, конечно, мы будем говорить об озере Байкал – жемчужине Сибири.
Определяют тему урока.
Фронтальная.
Читает стихотворение, задает вопрос.
Слушают, осмысливают, отвечают на вопрос.
2 мин.
3. Сегодня на уроке, вы будете в качестве экспертов-специалистов: геологов, гидрологов, историков, зоологов, экологов, климатологов. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Получают представление об уроке.
Фронтальная.
Демонстрация слайда, беседа с учащимися.
Дети получают представление об уроке, слушают, смотрят, осмысливают.
10 мин.
4. Дома вы предварительно проанализировали дополнительный материал, поэтому сейчас поработаете самостоятельно.
Класс делится на группы специалистов. Получает карточки-инструкции, программы изучения своей проблемы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 1, 2 парта; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 3, 4 парта; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 5, 6 парта; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 7, 8 парта; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 9, 10 парта; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 11, 12 парта.
Группы работают с материалом учебника, источниками дополнительной информации, атласами, картами. В каждой группе выбирается руководитель, который распределяет вопросы, координирует работу группы, учащиеся отвечают на вопросы руководителю группы. Всего на работу дается 10 минут. В течение этого времени идет обсуждение, подведение итогов, т.е. готовиться письменный отчет по изученным вопросам. Руководитель группы оценивает работу учеников.
Объединяются в группы, консультируются, обмениваются мыслями с товарищами. Рассуждают, размышляют, записывают выводы в тетрадь. Продолжают формировать навыки обработки географической информации, умение обобщать, и делать выводы из полученных результатов. Расширяют знания об озере Байкал как своеобразном ПК, раскрывают значение его для России. Формируют навыки групповой работы.
Индивидуальная. Сводные группы.
Раздает карточки инструкции, наблюдает, помогает.
Класс объединяется в группы. Анализируют источники информации: учебник, хрестоматии, справочники, карты, атласы. Консультируются, обмениваются мыслями с товарищами. Рассуждают, размышляют, записывают выводы в тетрадь. Руководители групп оценивают работу учащихся.
10 мин.
5. Сообщения групп специалистов (ответы на вопросы карточек выступающих от групп).
Выступают перед аудиторией, демонстрируют и расширяют знания.
Групповая.
Слушает, дополняет, корректирует ответы детей, оценивает руководителей групп.
Выступают перед аудиторией, слушают, дополняют, исправляют.
2 мин.
6.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Отдыхают, выполняют физические упражнения.
Фронтальная.
Организует физкультминутку.
Проговаривают текст, выполняют физические упражнения.
10 мин.
7. А теперь давайте проверим свои знания о природе и экологии озера Байкал.
1 задание: прошу занять места у компьютеров и поработать с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. . Разгадывает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. (цифры – средство обратной связи)
.Прослушать песню «Славное море, священный Байкал», какая ошибка допущена, что такое баргузин?
Применяют полученные знания на практике.
Индивидуальная.
Даёт индивидуальные задания.
Работают с компьютером, разгадывают кроссворд, дети дают самооценку работы на компьютере.
2 мин.
8. Работа по заданиям файлов по теме урока.
9. Составить 5 вопросов, которые бы начинались со слов «Почему озеро Байкал ...?»
Получают фронтальное домашнее задание.
Фронтальная.
Даёт фронтальное домашнее задание.
Получают и записывают фронтальное домашнее задание.
1 мин.
9. Рефлексия.
Высказывают отношение к уроку.
Фронтальная.
Организует рефлексию.
Высказывают отношение к уроку.
Геологи и геоморфологи.docЅ15