Урок географии для 8 класса Байкал-жемчужина Восточной Сибири

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «С.Ш. № 34» города Смоленска

Учитель географии Смыченко Ольга Борисовна

Тема урока « Байкал – жемчужина Средней Сибири»
(8 класс)


Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере
Байкал.
Задачи урока:
Образовательные:
Изучение особенностей Байкала, углубление знаний о физико-географических закономерностях на примере Байкала
Развивающие:
Развитие навыков работы со справочными и публицистическими материалами.
Формирование критического мышления
Воспитательные:
Формирование экологического сознания школьников. Воспитание бережного отношения к природе
Совершенствование навыков общения.
Тип урока: изучение нового материала, с использованием ИКТ.
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы: деятельностный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный
Оборудование: Физическая карта России, физическая карта гор юга Сибири, географические атласы для 8-го класса , раздаточный материал презентация «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».
Литература:
1.Е.М.Домогацких, Н.И Алексеевский., Н.Н Клюев. География. Население и хозяйство
России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.М.: Русское слово,2012.
2. С. В. Банников. «Поурочные методические разработки» к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.
Алексеевского и Н.Н. Клюева «География. 9 класс». 2011
3. Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии. 9 класс Москва «ВАКО» 2012
4. Н.Ю. Маерова Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004













Тема урока « Байкал – жемчужина Восточной Сибири»
(8 класс)


Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере
Байкал.
Задачи урока:
Образовательные:
Изучение особенностей Байкала, углубление знаний о физико-географических закономерностях на примере Байкала
Развивающие:
Развитие навыков работы со справочными и публицистическими материалами.
Формирование критического мышления
Воспитательные:
Формирование экологического сознания школьников. Воспитание бережного отношения к природе
Совершенствование навыков общения.
Тип урока: изучение нового материала, с использованием ИКТ.
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы: деятельностный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный
Оборудование: Физическая карта России, физическая карта гор юга Сибири, географические атласы для 8-го класса , раздаточный материал, презентация «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».
Литература:
1. Е.А. Жижина. , Н.А.Никитина Поурочные разработки по географии. 8 класс Москва
«ВАКО» 2011
2. Галазий Г.И. “Байкал в вопросах и ответах”.
3. Соловьев А.И., Карпов Г.В. Хрестоматия по физической географии СССР, М.,
“Просвещение”, 1981г.
4. Журнал «География в школе» 2005 г №2


















Ход урока.

1. Организационный этап
2. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока
Богата и разнообразна природа России. Бескрайние леса и глубокие моря, широкие поля и высокие горы, могучие реки и голубые озера. И среди множества озер есть одно:
Чистой-чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море (Байкал.)

Определите о каком географическом объекте идет речь. Сформулируйте тему урока.

3. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

Л.С.Берг сказал о Байкале: « Чудо природы во всех отношениях».
А что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в 1 колонку таблицы

Я знаю
Я узнал новое









Много ли мы знаем о Байкале?
А ведь Байкал включен в «Список всемирного наследия». Сегодня в этом списке 506 объектов из 105 стран. Байкал – одно из чудес планеты. Изучим его.

4. Изучение нового материала
Перед вами слова, имеющие отношение к Байкалу. Дайте их толкование.
Уникальность Ольхон
15-20 млн. лет Провал
Прозрачность голомянка
Нерпа эндемик
Сарма

Пишут возможные толкования слов в тетради.
Затем зачитывают свое толкование слов. Учитель пишет их толкование на доске.

У нас появилось несколько предположений при толковании одних и тех же слов.. Давайте выясним что означают данные слова в контексте изучения Байкала?

Ученики работают с текстом учебника. Идет маркировка текста
Значение маркировки:
+ - Я прав, я так и думал
- - Я не прав, мое мнение ошибочно
! - Новая, интересная для меня информация

Ученик читает толкования из текста. Сравниваем с записями на доске.

Для такого чуда как Байкал можно много кратно применить слово «самый-самый »


Используя раздаточный материал, составьте схему «Уникальность Байкала»



Самое древнее Самое глубокое озеро
15-20 млн. лет Мах.: 1620м.


Самая прозрачная вода Самая пресная вода
Диск Секка на глубине 40м. 1л < 0,1 г солей

Множество эндемиков
ѕ живых организмов эндемичны

«Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешенный вал-
Таким мне запомнился древний Байкал».

Подумайте и выскажите предположение - Кто очищает озеро Байкал?

Сообщение по теме «Животный мир Байкала» ( предварительное задание)

Сегодня Байкал не только уникальное природное явление. Но и мощный хозяйственный комплекс. На его берегах стоят крупные промышленные предприятия. Которые являются загрязнителями окружающей среды и вод. Один из способов сохранения природы озера – создание заповедников и др. охраняемых территорий.

Сообщение по теме «Баргузинский заповедник» ( предварительное задание)

Прочитайте стихотворение. Какие экологические проблемы характерны для Байкала?

Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь –Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края,
А с нею три сотни речушек и рек,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не «целюлозило»,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море – священный Байкал?




5. Закрепление

Мы с вами познакомились с природой Байкала . Что-то вы уже знали, что то узнали новое. Напишите, что вы узнали нового о Байкале?

Уч-ки заполняют графу « Я узнал новое» в таблице. (вспомнить маркировку Новая информация)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия
Напишите синквейн на тему «Байкал»

7. Домашнее задание : Творческое на выбор:
составить кроссворд «Байкал»
написать стихотворение о Байкале
нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»




































Приложение 1
Происхождение и геология озера Байкал

Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца оно вытянулось с юга-запада на северо - восток.
Байкал – древнейшее озеро на земле, возникшее в результате действия тектонических процессов древности. Его возраст составляет 15-20 млн.лет. Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Озеро расположено в рифтовой впадине и по своему строению схоже например, с бассейном Мертвого моря. Движение земной коры на Байкале продолжается до сих пор  - в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения.
Когда говорят о байкальских землетрясениях, обычно вспоминают Цаганское землетрясение 1861 года, которое привело к образованию одного из крупнейших заливов Байкала - залива Провал. Опустился на несколько метров и стал дном Байкала участок Цаганской степи площадью около 230 км2 вместе с расположенными на нем бурятскими улусами. К счастью, опускание суши происходило постепенно, в течение суток, что позволило избежать значительных жертв.
Байкал самое глубокое озеро в мире (1637 м). Средняя глубина составляет
730 м.
Длина озера 620 км. Ширина от 24-79 км. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон.



Климат озера Байкал

Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная.Средняя температура января -24 градуса, а на побережье теплее градусов на десять: -14,-17 С. А лето на берегах озера прохладнее, средняя температура июля   15 С. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуется переходы атмосферного давления , в результате возникают местные ветры: сарма  
баргузин
верховик
култук
горный
 
        Сарма - ураганный ветер; скорость ветра достигает 60 м/с.
Баргузин – ветер, дующий из Баргузинской котловины поперёк и вдоль Байкала. Култук-ветер, дующий с южной стороны.
Верховик- северный ветер.
Горный ветер - северо-западный, дующий с гор.









Вода озера Байкал
Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Редкая чистота и исключительное свойство байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира. За год армада рачков эпишура способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. В байкальской воде очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, мало органических примесей, много кислорода. Слабоминерализованная вода идеально подходит для организма человека.
В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой пригодной для разлива питьевой воды. С 1992г начат промышленный разлив байкальской воды в пластиковые бутылки. Вода берется с глубины 400 метров, где сохраняется постоянная температура 4,2 градуса и где она защищена водной толщей от загрязнения.
Озеро Байкал имеет уникальную чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1литре менее 0,1 г солей, т.е. соленость воды равна 0,1) . В чистоте и прозрачности уникальность воды Байкала!
Самая прозрачная вода – в южной и средней котловинах. Не в поверхностном слое, а на глубинах 250-300 метров до 1000-1200м.



Органический мир Байкала
Уникален  и неповторим органический мир Байкала. Известно 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов, большая часть их более ѕ, обитают только в Байкале. Это обстоятельство и послужило причиной того, что Байкал считают «музеем живых древностей». Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала – голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 30 % целебного жира. Это единственная в наших широтах живородящая рыба.
Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальский тюлень нерпа. Появление нерпы на Байкале - загадка для ученых до сих пор. Одни считают, что нерпа появилась здесь сама по себе, независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Другие - что этот вид проник сюда в ледниковую эпоху через Лену, или Ангару и
Нерпа широко распространена по всему озеру, особенно в его средней и северной котловинах. В конце зимы – начале весны животные выходят на лёд для линьки и рождения детенышей. Именно в это время нерпа наиболее беззащитна перед охотниками и браконьерами, зато и наблюдение за ней в этот момент весьма облегчено. Ежегодно добывается 4000 нерп. Ценится их мех и шкура.










Байкал