Конспект урока по литературному чтению Лебеди Л.Н. Толстой — 3 класс УМК Начальная школа 21 век

Литературное чтение. "Лебеди". Л.Н. Толстой
Тип урока: урок – моделирование
Актуальная задача учителя в рамках представленного урока помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели (слушатели), если бы были на месте героев.
Цели урока
Образовательная цель – учить делить текст на части, составлять план рассказа, создать условия для развития творческих способностей учащихся при иллюстрировании литературного произведения;
Развивающие цели – способствовать созданию условий для развития речи учащихся, развития мышления, совершенствования умения обобщать и систематизировать;
Воспитательная цель – способствовать воспитанию эмоциональной культуры (умение преодолевать страх, не поддаваться панике).
Здоровье сберегающие задачи урока – с учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие психического, так и физического здоровья детей.
Дидактизм данного урока чтения – заключается в развивающем потенциале рассказа – нравственный урок в нем дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведения и на анализ его содержания. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста, усиливающее эмоциональность и поучительный опыт.
Для лучшей реализации триединой цели урока был выбран компьютерный урок, выполненный с помощью программы “Microsoft Power Point”. Это позволило, к тому же, использовать и обширный дидактический материал: слайды с изображением лебедей, фото природы, картин, запись музыкального произведения П.И.Чайковский “Лебединое озеро”,
“Лебедь” Камиль Сен-Санс.




















Ход урока.
Мобилизующий этап урока.
Жужжащее чтение -5 мин

Развитие речевого дыхания.
-Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:


Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает
Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает
кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает

- Поднимите руки, кому уже не хватает воздуха?

3. Проверка Д/з
-Назовите фамилию, отчество, имя писателя произведения которого начали изучать? (Толстой)

- Какие произведения по жанру писал Толстой? (сказка, басня ,рассказ,быль) СЛАЙД№1

Какие мы изучили жанры произведений?
Полистайте книгу. (сказка, басня ,рассказ)

-Кто расскажет об этом знаменитейший в истории всеобщей литературы писателе?

- Произведение какого жанра читали дома?
(Рассказ)
Докажите. (Использовать ИНТЕРНЕТ, книгочей, СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА)( Небольшое худ. повествовательное произведение особытии в жизни героя или автора.
-Назовите вид этого рассказа (научно-познавательный)
- Почему? (обратитесь к стр. учебника 138)

ПРОВЕРКА В р.т №1 –СЛАЙД №2 - (вписать на доске фломастером)

- Прочесть свой сиквейн составленный дома:
1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.



Синквейн «Зайцы».

Кто?___Заяц___________________________________________________________

Какой?_____шустрый,пугливый________________________

Что делает? пугается, метается, запутывает,

Главная мысль всего рассказа: Запутывыя следы, полевые зайцы и зайцы гуменники таким образом спасаются от врагов.

5. Кто он?_______Бояка.__________________________________________________________
Заяц уже сед-навидался он бед.
Зайца ноги носят,вока зубы кормят



Сегодня продолжаем изучать тот же жанр произведений Л.Н. Толстого.

- Исходя из предыдущих заданий, определите жанр произведения, который будем изучать на уроке.
(Рассказ Л.Толстого)
-Верно, а теперь посмотрите на слайд3, определите тему рассказа , с которым мы познакомимся.
(о животных)

- Сейчас постараемся угадать название этого рассказа.
Одна группа составят слово из карточек оранжевого цвета, а другая из карточек зеленого цвета .(ЛЕБЕДИ) слайд 4

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель. Слайд 5
Познакомиться   (с рассказом Л.Толстого)
Учиться правильно (читать, находить в тексте слова)
Проанализировать   (рассказ «Лебеди»)

8.Изучение нового материала.
СЛАЙД 6 –
Символом урока будет лебедь, олицетворяющий верность, любовь, грациозность, красоту, чистоту, гармонию. Для того, чтобы ваша речь была гармонична, она должна быть выразительной и в этом вам поможет следующее упражнение.
-Скороговорка слайд 6
Прочитать скороговорку: «У лебедя с лебёдушкой трое лебедят»:
а) быстро
б) с интонацией восхищения
в) с интонацией нежной любви

СЛАЙД№7- К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Слайд 7
Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведении Л.Толстого «Лебеди».
- Кто из вас видел когда-либо лебедей?
Что вы знаете о них?  
Где вы можете прочитать о них?
Кто нашел?
Прочитайте. Словарь Ожегова
Лебеди
Очень длинная шея лебедей облегчает добывание пищи из – под воды.
Питаются лебеди растениями, растущими на воде или на болоте, насекомыми и их личинками, червями, ракушками, земноводными и рыбами. Погружая свою длинную шею в воду, Птицы обрывают там растения и обшаривают ил. Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.
Слайд8 Лебединая верность действительно существует. Пары у лебедей создаются однажды и на всю жизнь. . А живут лебеди долго – до 30-40 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.
Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью.
Автор (слов): Дементьев А. Композитор (музыка): Мартынов Е. Текст  песни «Лебединая верность»
9. Постановка проблемы.
Ребята, а кто сейчас сможет мне рассказать рассказ Толстого «Лебеди»?
А почему? Давайте тогда послушаем.
После прочтения мною произведения, вы ответите на вопрос:
-какие мысли и чувства возникли у вас при слушании?

Читаю рассказ.

- Так , какие мысли и чувства у вас возникли?
Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя).
8.Словарная работа –трудные слова
Физ.минутка Слайд 10

· Слайд №11 постановка дыхания перед чтением
9. Работа с учебником.
-Как описывается полет лебедей? Прочитайте.

-Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.

-Прочитайте первый абзац про себя.
-Какое слово повторяется в этом отрывке?
-Какое значение имеет это повторение?(Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути.)

-Что узнали о птицах в конце 2 абзаца?


-Найдите 2 абзац прочитайте его вслух: «Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»
Почему впереди летели стары лебеди?
-(Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.)

-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?
Уморились.

- Найдите и прочитайте, почему молодой лебедь один опустился на воду?
- А как море приняло птицу? Прочитайте.

Слайд 12

А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря: синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете.
Какие чувства вызывает эта картина?
(Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди.)

-Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?
(Он еще слаб. / Лебедь одинок.)
-Что же произошло за ночь?
Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных.
-Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?
Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.

Слайд13 - физ.минутка


А опишите лебедя какой он? (Сильный, уставший, смелый.)
Превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо,
ведет борьбу за жизнь.
Что заставило подняться лебедя снова в небо? (инстинкт самосохранения)

Рассказ  воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.
Какой вид рассказа? Стр.136 –наизусть
Какой вчера изучили вид рассказ?
(Рассказы бывают
( – художественные и научно-популярные!) Слайд 14
- Чем отличаются эти рассказы? Слайд 15

К какому  типу относится текст ( описание, рассуждение, повествование)


10.А сейчас сделаем проект обложки книги к данному произведению.

(защита: - жанр произведения
-автор произведения
- тема произведения
- название произведения)

11. Составить синквейн «Лебеди».

1. 1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.



Синквейн «Лебеди».

Кто?___Лебеди__________________________________________________________

Какой?____сильные, молодые- слабые________________________

Что делает? летели, махали, уморились

Главная мысль всего рассказа: Лебедь превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил подымается вновь в небо, ведет бой за жизнь.

5. Кто он?_______Герой__________________________________________________________



11.Деление текста на части

Сколько частей можно выделить в рассказе?
Какова основная мысль каждой части?
Как можно озаглавить каждую часть? Слайд16



12.Восстановление деформированного текста Слайд 17,18,19



13.Итог урока.
Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?( переживание, тревогу за лебедя)
- Чему учит нас этот рассказ?
– Пословицы о природе: Слайд 20
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! Кто природу губит, тот свой край не любит! Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!

Как мы должны относится к окружающей нас природе, к диким животным?

Как мы помогаем животным и птицам зимой?(кормушки, корм, водичку,)

-Нарисовать запрещающие знаки – как нельзя себя вести в природе,
-что нельзя в природе делать?(шуметь,ламать деревья,разжигать костёр,трогать птичьи гнёзда,яйца, птенцов, детёнышей животных, рвать цветы,нельзя ножом повреждать кору деревьев, стрелять птиц)
Защита



– Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа?


-Ребята в начале урока вы не смогли пересказать рассказ, а сейчас сможете.
А какая цель у нас была?
Кто помнит? (Познакомиться с произведением. Учились правильно читать, находить слова, И анализировали рассказ.)
Мы справились с этим заданием? Молодцы.
А какую оценку вы поставите себе за урок?

Д/з -прочитать рассказ и пересказать его.
Выучить наизусть последний абзац.
И по желанию составить продолжение рассказа.





Лесные звери – расскажут о том, как они зимуют.
«Белка»
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать, силы беречь, сохранять!
Всю осень дупло утепляла, Пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать? Трудно белке зимовать Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.

«Еж»
Зимой я крепко сплю, Зарывшись в теплую нору. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас. Трудился – не ленился! Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили, Чтоб о себе все рассказал. Сюда б медведя я позвал, Но он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа – крепко спать и весны ждать!
«Заяц»
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел. Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной! Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь. Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз И еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет. Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!

«Лиса»
Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь. Хвост красивый какой – мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотится начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. Старичок - лесовичок рассказывает о волке: А еще есть зверь лесной, он, ребята, очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались. Угадайте? Это – волк! Я сам расскажу, как зимует он в лесу. Волк зимой очень злой. В одиночку не ходит; волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой Еды не хватает, и он голодает.













XI. Рефлексия. Смайлик – хорошего настроения!


Заголовок 1 Заголовок 315