Рабочая программа по предмету: Технология, 3 класс. На основе образовательной системы Школа 2100.ФГОС.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Технология», разработанной О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой и являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Учебный предмет «Технология» является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
В курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. Учебник для 3-ого класса. - М.: Баласс, 2012.
ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов Общее количество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. 6 Под руководством учителя:
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения.
Самостоятельно:
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их виды, физические и технологические свойства;
-конструктивные особенности используемых инструментов.
С помощью учителя:
- создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;
- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности;
- обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
С помощью учителя:
- проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;
- обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
С помощью учителя:
- наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.
- исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;
- использовать информационные изделия: для создания образа в соответствии с замыслом;
- планировать последовательность практических действий для реализации замысла, с использованием цифровой информации;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;
- обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. 14 Конструирование. 10 Использование информационных технологий. 4 ИТОГО 34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека - труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание - пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4. Использование информационных технологий
Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете, просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрывай невидимого контура).
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
Художественно-творческая изобразительная деятельность Трудовая (технико-технологическая) деятельность
I Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства. О материалах.
Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися.
II Основы композиции.
Воздушная перспектива, пропорции.
Соответствие формы и содержания художественного произведения.
Единство формы и содержания в игрушке. О конструкции.
Соединение деталей - виды «замков».
Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.
Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания.
Изготовление игрушек.
III Компоненты изобразительной деятельности:
изготовления солёного теста,
холодные и тёплые цвета,
смешивание основных цветов красок для получения холодного и тёплого колорита,
набросок, графика. Компоненты технологии.
Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.
IV Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания.
Образ эпохи. Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла.
V Архитектура как вид искусства. Проектирование как основа коллективной деятельности (к архитектуре).
VI О профессиях и ремёслах региона.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Технология» третьеклассник научится:
Самостоятельно:
- организовывать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;
- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
- выполнять разметку деталей изделия по линейке, угольнику с опорой на чертёж;
- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы);
- использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия.
Под руководством учителя:
- работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Третьеклассник получит возможность научиться:
Под руководством учителя:
- воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение;
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать;
- анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- оценивать их (поступки, явления, события) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- осуществлять текущий контроль и контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые коррективы.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций);
- доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности и работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих умений:
Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
- иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
- приводить примеры холодных и тёплых цветов;
- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
- называть виды изучаемых материалов и их свойства; способ получения объёмных форм - на основе развёртки;
- самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю.
Под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
В курсе технологии в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Сводная таблица достижения результатов обучения по технологии в третьем классе
Линии
развития Планируемые результаты Фамилия, имя учащегося
Организация этапов своего труда так, чтобы получать результат Самостоятельно организует рабочее место Анализирует образцы (задание) с графической опорой и без неё Планирует выполнение Контролирует качество Использование различных технологических приёмов и знаний для создания творческих работ Использует разные способы получения объёмных форм на основе развертки Самостоятельно выполняет разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю Использует понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура) Объяснение своего отношения к миру Использует понятия: художественный образ, форма и содержание, дисгармония, игрушка Создание собственных художественных образов Правильно использует понятия: воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции Различает холодные и тёплые цвета Выполняет наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов Реализует творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания Фиксация результатов с помощью двухуровневой оценки: « + » - справляется, « - » - необходима тренировка.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации целей и задач обучения по данной программе, кроме комплекта учебных пособий, указанного в пояснительной записке, используются следующие пособия:
Демонстрационные и печатные пособия
- магнитная доска;
- О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. Прекрасное рядом с тобой. Методические рекомендации для учителя. 3 класс-М., «Баласс» 2012.
- таблицы «Виды швов»;
- таблицы «Правила техники безопасности на уроках технологии»;
- таблицы «Чертёж, виды разметки».
Технические средства обучения
- ноутбук;
- МФУ (принтер, сканер и копир);
- телевизор;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по технологии.
Интернет – ресурсы:
www.school2100.ru   
   http://school-collection.edu.ruКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Дата Кол-во ча-совТема урока Тип урока Планируемые результаты Основные виды деятельности Домашнее задание
По плану По факту Предметные Метапредметные и
личностные (УУД) Раздел № 1 «Жизнь, труд, искусство» (8 часов)
1 1 Вспомни! Урок введения новых знаний Уметь: Выполнять наброски по своим замыслам; различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт; соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами. Личностные:
- Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
-Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
- Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения.
-Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате обсуждения наблюдаемых объектов.
Изготовление аппликации из осенних листьев. 2 1 Всё начинается с замысла. Комбинированный Уметь: Применять основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению; реализовать творческий замысел в создании художественного замысла. Изготовление композиции «Осень» в любом стиле (панно, коллаж, аппликация) 3 2 Воплощение замысла. УОНМ Уметь: Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план. Изготовление оригами «Планер». Проектирование, конструирование 4 УОНМ Уметь: Использовать рисунки, схемы, эскизы в своей деятельности; применять способ получения объёмных форм на основе развёртки; работать циркулем. Разметка чертёжным инструментом. Изготовление модели цилиндра и пирамиды. 5 2 Роль фантазии в реализации замысла. УРУиНУметь: Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке. Изготовление панно по стихотворению «Мотылёк мальчику». 6 Комбинированный Уметь: Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке. Изготовление объёмной фигуры «Волшебный кристалл». Размётка с опорой на чертёж. 7 2 О чём могут рассказать игрушки. УОНМ Уметь: Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке. Изготовление открытки «Белочка» (по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане») 8 Комбинированный Иметь представление о культурологическом понятии «игрушка»; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу; производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы. Изготовление игрушки «Собачка» или «Мышка». Раздел № 2 «Жизнь и творчество» (2 часа)
9 2 Переосмысление жизни в творчестве. Урок проект
Уметь: Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы; реализовывать и контролировать творческий замысел в создании художественного образа - Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания.
Коллективная работа. Изготовление кукол для кукольного театра. 10 Раздел № 3 «Отражение жизни в образах» (20 часов)
11 1 Народное искусство. УОНМ Уметь: Называть основные народные промыслы России; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. - Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. -Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе.
Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Регулятивные:
- Различать способ и результат действия. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. - Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.
-Использовать обобщенные
способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия.
Познавательны:
- Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя.
-Проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий.
Работа с солёным тестом.
12 1 Живопись. УРУиНУметь: Применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда. Создание живописных образов на свободную тему в технике по выбору. 13 1 Архитектура. УРУиНИметь представления о различных видах искусства; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать материалы для ручного труда. Изготовление замка. Конструирование из бумаги. 14 2 Вещи века. Комбинированный Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными, режущими(ножницы). Изготовление новогодних игрушек. 15 16 1 Материал и образ. УОНМ Уметь: Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и использовать намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность. Изготовление новогодних подарков. 17 1 Гармония образа. УОНМ Уметь: Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. Изготовление аппликации «Древнегреческий бог Анубис». 18 1 Отражение времени в творчестве. УОНМ Иметь представление о различных видах искусства; называть известные центры народных художественных ремесел России; реализовывать творческий замысел в создании художественного произведения. Вышивка крестом. 19 1 Единство человека и природы. УРУиНУметь: Изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, эскизу, чертежу; проводить анализ образца, планировать и контролировать практическую работу. Изготовление искусственных цветов. 20 2 Архитектурные образы. УОНМ Уметь: Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; анализировать образец изделия; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, уголку, циркулю. Изготовление объемных геометрических фигур. 21 Урок проект Изготовление мини-города. Коллективная работа. 22 1 Мастерство обобщения. УОНМ Уметь: Различать основные виды изобразительного искусства; проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей. Создание портрета. 23 1 Личность автора в творчестве. УРУиНУметь: Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. Изготовление аппликации «Сценический костюм». 24 1 Мысли и чувства. УРУиНУметь: Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. Изготовление рисунка. Коллажа, аппликации «Моё настроение». 25 1 Многообразие проявления гармонии. Комбинирован-ныйУметь: Выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. Изготовление аппликации из геометрических фигур на тему «Гармония» или «Хаос». 26 1 Цвет в природе и творчестве. Комбинирован-ныйУметь: Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. Создание интерьера. 27 1 Компьютер УОНМ Называть характерные особенности наиболее известных данных; уметь различать по контексту информацию и данные; осуществлять изменение и создание простейших информационных объектов. Создание простейших информационных объектов. 28 1 Образ художника в его творчестве. Комбинирован-ныйУметь: Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности. Выполнение автопортрета в любой художественной технике. 29 2 Образ ученого, исследователя, изобретателя. Комбинирован-ныйУметь: Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование собственной деятельности. Выполнение коллажа «Образ эпохи». 30 УРУиНРаздел № 4 «Давным-давно» (4 часа)
31 2 Человек вознесся к небесам. Комбинирован-ныйИметь представление об архитектуре как виде искусства; различать основные виды и жанры изобразительно искусства. Коммуникативные:
-Осуществлять сотрудничество в совместной работе; планировать и контролировать выполняемую практическую работу; делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
-Высказывать оценочные
суждения при восприятии произведений изобразительного искусства; делать выводы на основе обобщения полученных знании.
Изготовление рельефа «Средневековый замок». 32 Уметь: Выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; соблюдать последовательность технологических операций; самостоятельно делать разметку с опорой на чертеж по линейке. Уголку, циркулю. Изготовление макета витража. 33 1 Образ нового человека. Комбинирован-ныйУметь: Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и использовать намеченный план, оформлять поделку характерными деталями. Придавая ей выразительность. Изготовление панно «Человек эпохи Возрождения». 34 1 Из тьмы явился свет. Комбинирован-ныйУметь: Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; определять особенности конструкции, самостоятельно организовывать рабочее место. Работа с конструктором.