Реализация ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся.


Реализация ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся.
Все мы: родители, учителя, да и вообще, как взрослые люди с большим трепетом, волнением относимся к своим детям, отдавая их в школу, а затем «отпуская» во взрослую жизнь. И какими бы взрослыми они не были, наша родительская забота сопровождает их в течение долгого времени, а порой и всю жизнь. Как хочется, чтобы с ними все было благополучно: здоровье, счастье, хорошее образование, любимое дело, достойная зарплата, то есть мы хотим, чтобы наши дети стали самодостаточными людьми, как в духовном, так и в материальном смысле.
А что диктует жизнь? Что происходит в обществе? С течением времени в мире меняется все. Каждое новое поколение не похоже на предыдущее. По законам природы общество двигается вперед, развивается. Не стоит на месте и наше образование, оно претерпевает изменения, требует нового подхода в обучении и воспитании наших детей. Такой подход заложен в ФГОС. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения обозначена цель образования: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач» Для реализации поставленной цели все компоненты процесса обучения должны быть подчинены и работать на формирование универсальных способов действия. В образовании такие действия принято называть ключевыми компетенциями. Их несколько:
Социальная (когда ребенок должен учиться самостоятельно принимать решения);
Проблемная (учиться определять проблему и ставить перед собой задачу);
Кооперативная (учиться работать в команде, составлять план работы, организовывать свои действия);
Информационная (учиться собирать информацию из разных источников: интернета, книг, журналов, газет и т.д.)
Коммуникативная (учиться общению на разные темы, вступать в дискуссии, задавать вопросы, анализировать сказанное, прочитанное).
Для того, чтобы формировать такие умения, необходимо использовать в обучении деятельностные технологии. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является проектное обучение.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель: помочь детям овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить применять их в различных жизненных ситуациях, используя в своей работе метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль ученика в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решения одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, в Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и пробрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, - то конкретное ее решение, если практическая, - конкретны результат, готовый к внедрению, использованию.
Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение методов, вытекающих из нее цели и задач, выдвижение идей по их решению, выбор одной идеи для реализации, обсуждение способов и средств для ее реализации, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместной деятельности метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Тем для проектов неисчерпаемое множество. Другое дело, если мы хотим использовать не просто метод проектов, а телекоммуникационных проектов, нам следует абсолютно четко уяснить, что это такое и в каких случаях в школьной практике они могут использоваться. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.
Следует учитывать, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Целью проектной деятельности в школе не является только получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач.
Проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. Но если в основной школе она решает и возрастные задачи, то в младшей и старшей школе становится служебной, вспомогательной. В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты, хотя, скорее, это просто творческие задания. Творческие в том узком смысле слова, что в них ученик не ограничен рамками обычного учебного задания, он волен придумывать, фантазировать, даже не доводить замысел до конца. Как правило, такие задания индивидуальны, но могут быть и групповыми. Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную деятельность, хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем. Они поддерживают детскую индивидуальность.
А какие бывают проекты и как их следует структурировать? Это чрезвычайно важно для общего понимания проблемы. Проекты проектам рознь и важно знать, в чем эта разница заключается.
Типология проектов
Проекты, используемые как средства образования, могут быть типологизированы. Причем основанием для типологии проектов может быть, наверное, бесконечно много. Так, они могут быть сгруппированы по тому учебному предмету (или образовательной области), в рамках которого выполняются, а точнее, средства которого используются (например, математический или лингвистический проект).
Проекты могут быть монопредметными или полипредметными (межпредметными), надпредметными, внепредметными (внешкольными). В этой же логике они могут быть дифференцированы и как обучающие и воспитательные.
Важным признаком проекта является его продолжительность. Проекты могут быть краткосрочными (до одной недели), среднесрочными (от одного месяца), долгосрочными (до одной четверти и в старшей школе – до полугодия). При этом возможно существование и более длительных проектов – до года и более. Но в этом случае проект дробится на этапы, а каждый этап оформляется как самостоятельный проект с подведением промежуточных итогов.
Проекты могут делиться и по числу участников – групповые, индивидуальные, а внутри групповых – выполняемые в малых группах (парные или выполняемые группой до 4-5 человек), в больших группах (до 10-12 человек). Если состав проектантов превышает 12 человек, группа делиться на подгруппы. Также проекты могут характеризоваться неизменным или изменяемым характером группы. Изменение состава группы может быть вынужденным (по причине невозможности продолжения деятельности данной группы) или запланированным: в длительных групповых проектах отдельные этапы могут выполняться разными группами.
По типу руководства проект может быть осуществлен непосредственно руководством педагога (как правило, краткосрочный проект) или с выделением точек контроля, которые предъявляются как оказание консультационной помощи. В любом случае проект управляется педагогом (прямо или косвенно).
Мы, учителя иностранного языка, давно используем метод проектов в своей работе. Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы беспредметен: он изучается как средство общения. А тематика и ситуация речи привносится из вне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
Такие (межпредметные) проекты сложно выполнять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной.
1329690496570Этапы
Этапы
На данной схеме показана этапность выполнения проекта:
98679071310524631657321553082290722630003063240713105
3501390394335430149051435IV этап
IV этап
289179042545III этап
III этап
142494060960II этап
II этап
571560960I этап
I этап

-499110465455планирование
0планирование
49587158255177736582553581408255
290131512700Презентация (рефлексия)
00Презентация (рефлексия)
119634012700выполнение
0выполнение
449199031750контроль
0контроль

Потенциальные возможности почти всех школьников высоки, и главная задача педагогов найти тот «рычаг», который приведет в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности ребенка. Именно таким «рычагом» может являться исследовательская деятельность, значение которой сложно переоценить.
Исследовательская работа учащегося должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из областей знаний и отвечать следующим требованиям:
- любая исследовательская работа должна содержать гипотезу. Гипотеза определяет линию/линии самого исследования. Необходимо запомнить очень простую истину: есть гипотеза – есть исследование, нет гипотезы – нет исследования. Суть исследования и заключается в проверке выдвинутой гипотезы.
В основной части в зависимости от темы исследования описывают методы исследования идеи и методы доказательств. Необходимо четко описывать этапы исследования и их содержание. В заключении кратко формулируются основные результаты, а также проводится их анализ на соответствие исходным идеям и гипотезам, делаются общие выводы, включающие данные о степени новизны полученных результатов, возможной их теоретической и (или) практической значимости.
Работа, которую я предлагаю в качестве образца, заняла I место в школьной научно-исследовательской конференции гуманитарных наук «В начале было слово…». Одной из особенностей этой работы является интеграция предметов: английского и немецкого языков, литературы, МХК и Коми языка.
Исследовательский аспект заключался в том, что ученики должны были выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой их проекта «Сопоставительный анализ переводов Шекспировского сонета № 22 на русский язык и определение темы сонета № 22 и его главного героя» те, которые по своей важности имеют определенное значение, достаточно познавательны и интересны для окружающих. При этом ученики должны были обобщить прочитанный материал, делать самостоятельные выводы, опираясь на свой опыт, эрудицию, творчество. Кроме того, работа интерактивна, т.к. выполнена в Prezi.
Prezi – это всего лишь новый презентационный сервис, который имеет преимущества перед Powerpint.
В Prezi сразу показывает общую структуру презентации, указывает конечную цель и показывает путь достижения цели. Зрители видят общий образ, а также то, из чего этот образ состоит.
Prezi позволяет показывать связи между отдельными частями презентации, есть возможность перемещаться по всему холсту и, кроме того, изменять масштаб элементов презентации.
Элементы презентации Prezi располагаются под разными углами и поворачиваются.
Более того, этот сервис находится в сети Интернет и учащиеся имеют возможность работать над этим проектом из разных кабинетов школы и даже точек города.
Используемая литература:
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / сост. Щербакова С. Г. – Волгоград: Учитель, 2009.
Иванов А. Программы социальной, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях новых требований стандартов обучения / А. Иванов // Вестник образования. – 2010. - № 11.-с.50-63.
Матяш Н. В. Проектная деятельность как структурная единица процесса обучения / Н. В. Матяш // Инновации в образовании.-2010.-№ 11. С. 23-30.
Воровщиков С. Г. Как найти интересную тему для исследовательских работ учащихся/ С. Г. Воровщиков // Справочник заместителя директора школы.-2011.- № 10.- с. 58-65.
Карпов А. О. Как организовать систему исследовательского обучения школьников / А. О. Карпов // Школьные технологии.-2011.- № 3.- с. 98-104.