Конспект Урока по литературному чтению. Г. Сапгир Лошарик (1 класс) УМК Начальная школа 21 века


Конспект урока литературного чтения в 1 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Г. Сапгир «Лошарик»
Вид урока: урок изучающего чтения.
Цель урока: развивать полноценное эмоциональное восприятие художественного текста.
Задачи:
Учить выделять и сравнивать особенности литературной и народной сказки, учить сравнивать поступки героев, объяснять смысл слов «дружба», «добрый», «друг», «помощь» и др.
Развивать навыки чтения, умения находить в тексте нужные отрывки; соотносить текст и иллюстрации. Развивать интерес и любовь к чтению.
Воспитывать нравственные чувства: умение дружить, доброту, заботу, верность.
Развитие УУД:
Регулятивные: формирование умения работать с произведением.
Познавательные: формирование умений воспринимать прослушанное произведение, искать и выделять нужную информацию о героях и их поступках; определять жанр, понимать главную мысль произведения, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев.
Ход урока.
Выявление читательского опыта.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Генриха Сапгира (1 слайд).
- Мы уже читали произведения этого автора. Какие? («Людоед и принцесса») Щелчок левой кнопкой. Какое это было стихотворение? (Смешное, веселое)
Слайд 2. - У Генриха Сапгира много детских стихов и сказок. Быть может, вы их читали. Посмотрим, понравится ли нам другое его произведение – «Лошарик».
- Что за странное слово? Ло-ша-рик (читает медленно, чтобы дети услышали слово «лошадь» и «шарик»). О чем или о ком, по вашему мнению, будет это произведение?
Дети высказывают свои мнения.
- Ну что же, давайте проверим ваши предположения.
Формирование читательских умений.
А) Чтение учителем произведения. Дети открывают учебники, следят за чтением, рассматривают картинки.
Б) Обсуждение первичных впечатлений.
- Кто из нас оказался прав? Кто такой был Лошарик? Щелчок по слайду
- Понравилось ли вам произведение? Что понравилось? Какие чувства вы испытывали, когда слушали? (было весело, иногда грустно, было жарко лошарика, сердилась на Укротителя, сердилась на Тигра и Льва и т.д.) Учитель помогает детям назвать словами свои чувства при слушании. Если кто-то сумеет, может объяснить причину таких чувств.
В) Работа с учебником.
- Рассмотрите это произведение в учебнике. Найдите его название. Прочитайте. Название имя и фамилию автора. Прочитайте.
- Как вы думаете, это рассказ или сказка? Почему вы так думаете? Да, это авторская сказка.
- Кто главный герой сказки? (Лошарик)
- Вспомните, откуда взялся Лошарик. Расскажите. (Попутно объясняем, кто такой жонглер, человек, который подкидывает и ловит много шариков.)
- Давайте посмотрим, как это было. Слайд 4. Фрагмент мультфильма.
- Как вы думаете, какие чувства испытал Жонглер, когда увидел Лошарика? (Дети пытаются ответить.) Чтобы разобраться в этом, давайте послушаем, как ребята читают по ролям этот отрывок. Они голосом будут передавать чувства героев, а вы слушайте внимательно.
(Группа детей читает по ролям отрывок, начиная со слов: «И вот однажды»… до слов «С тех пор Жонглер и Лошарик стали выступать вместе».)
- Какие же чувства испытывал Жонглер? (Сначала – удивление. Потом – радость.)
- Почему он обрадовался? (Лошарик помог ему осуществить мечту – стать Укротителем.) Кто это?
- Если один человек готов прийти на помощь другому, поддержать, как можно назвать таких людей? (Дети могут давать разные ответы. Одобряем. Выходим на слово «дружба», «друзья»)
- Почему Жонглер отказался от Лошарика? (Потому что Лев и Тигр не захотели выступать с ненастоящим зверем, а Жонглер хотел быть Укротителем.)
- Давайте послушаем, как ребята прочитают этот отрывок по ролям. (Дети читают от слов: «На арену вышли Лев и Тигр» до слов «И ушел из цирка».)
- Рассмотрите рисунок на с. 98. Он как раз нарисован к этому отрывку. Какие там Лев и Тигр? (Гордые, важные, сердитые.) – Почему они не захотели выступать с Лошариком? (Он ненастоящий.)
- А какой на рисунке Лошарик? (грустный, расстроенный)
- Посмотрите на Укротителя. Он указывает Лошарику на Тигра и Льва. Почему? (Хочет сказать, что Тигр и Лев не хотят выступать с Лошариком, а Укротитель ничего не может сделать.)
- Как вы думаете, правильно ли поступил Жонглер. (Нет, потому что укротителем его сделал Лошарик. Лошарик – его друг.)
Слайд 5. Фрагмент мультфильма.
- Как вы думаете, Лошарик – ненастоящий? (В ходе беседы надо сделать вывод: Лошарик – не настоящий зверь, но он настоящий друг.) Учитель обучает детей высказывать свое мнение, используя слова и выражения: «По-моему», «Я считаю», «Мне кажется», «Я думаю» и т.д.
- Прочитайте про себя (или тихо) последнюю часть текста со слов «Вскоре в цирке состоялось большое представление» до конца.
- Подумайте, почему вернулся Лошарик. (Его звали ребята. Ему стало жалко Жонглера. Ребята отдали свои шарики. И т.д.)
- Как вы думаете, какие слова в сказке самые главные? (Дети могут прочитать различные строчки. «Нет, он добрый! Он самый настоящий!», «Правда, он настоящий друг», «Самый славный, самый добрый, самый настоящий».)
- Вы говорили, что главный герой сказки – Лошарик. Давайте найдем в сказке слова, которые показывают отношение автора – Генриха Сапгира – к этому герою. (Дети выбирают в сказке слова с помощью учителя. Если детям пока трудно, учитель показывает, как это делать. «Удивительный зверь», - так автор говорит о Лошарике. Показывают ли эти слова, как автор относится к Лошарику? – Да, Лошарик ему нравится. И т.д.)
3. Обобщение изученного.
- Сегодня мы познакомились с авторской сказкой Генриха Сапгира «Лошарик». – Чему вы научились на уроке? (читать по ролям, рассматривать иллюстрации, находить в тексте нужные слова и т.д.)
Многие дети и взрослые читали эту сказку и очень полюбили Лошарика. Посмотрите, каких Лошариков делают и рисуют они. Слайд 6.
- Нарисуйте дома Лошарика так, как вы его представляете.