Проект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин Моя Родина 3 класс УМК Начальная школа 21 века


ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС»Сроки проведения курсов: 17.02.14 г. - 01.0314 г.
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАПроект урока по литературному чтению
Выполнила учитель начальных классов
МАОУ ПСОШ № 2 г. Первомайска
Харитонова Елена Валентиновна
Квалификационная категория -высшая
Стаж работы учителем начальных классов- 24 года
Н.Новгород
2014
Проект урока
1.Общие сведения о проекте
Литературное чтение
3 «А» класс
УМК «Начальная школа ХХI века»
Л.А. Ефросинина , М.И.Оморокова. Учебник. «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч. М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2013.
Л.А. Ефросинина , М.И.Омороков .Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч. М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2013.  
Л.А. Ефросинина , М.И.Оморокова.Программа«Литературное чтение» 1-4 классы М.: Изд. «Вентана –  Граф» 2013.
 
Фрагмент календарно-тематического планирования
№ раздела (блока) Программный раздел (блок) № урока по теме Тема урока Характеристика деятельности учащихся
17. Произведения М.М.Пришвина (7ч) 1.
Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.
Учиться преобразовывать объекта из чувственной формы в модельную с использованием знаково- символических действий (составление моделей)
Моделировать обложки.
.Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, язык автора).

Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль.
2. Дополнительное чтение:
«Двойной след» 3. «Выскочка» 4. «Жаркий час» 5. В.Чалмаев «Воспоминания о М.М.Пришвине» Сравнение произведений М.М. Пришвина 6. Слушание и работа с детскими книгами о природе.
В.В.Бианки «По следам» 7. Обобщение по разделу «Проверьте себя». 2. Диагностический блок
1.Диагностика оценивания (осознание качества и уровня усвоения учащимися умения определять жанр и тему изученных произведений).Использовалась самостоятельно сконструированная диагностическая методика на предметном материале.
Диагностика проводилась в форме тестов на основе изученных произведений в 3 классе, где ученикам предлагалось определить жанр и тему по заглавиям произведений. по фамилиям и портретам авторов и по отрывкам произведений. В конце тестирования в форме сличения с эталоном, учащиеся самостоятельно оценивали свои знания и умения в определении жанра и темы.
Диаграмма. Распределение учащихся по уровням усвоения знаний
.
2.Исходный уровень знаний, умений и навыков по изучаемой теме.
Учащиеся выделяют особенности и способы организации текста: фамилия автора, заголовок, абзац, часть.Самостоятельно работают с текстом произведения: чтение, определение темы, жанра, главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана. Воспроизводят текст : пересказ по плану кратко и подробно.Понимают содержания произведения: ответы на вопросы к тексту произведения, подтверждение ответов словами из текста, указывающими на его специфику (жанр, тему, особенности языка автора). Определяют темы произведения (о Родине, о детях, о животных, о природе) и уточнение её исходя из содержания произведения (о зимней/весенней природе, о детях в Великую Отечественную войну, о служении Родине, о дружбе человека и животного и т. д.).Самостоятельно составляют модели обложек к произведениям. Сравнивают модели произведений.3.Тема урока: М.М.Пришвин «Моя Родина»
4.Задачи урока:
Ввести в круг чтения произведение нового жанра
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
Развивать навык выразительного чтения
Развивать умение работать с информацией.
На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

4.Оборудование урока:
1. Учебник «Литературное чтение» 2 ч.
2.Рабочая тетрадь №2
3. Толковые словари.
4. Книги М.М. Пришвина
5.Портрет М.М.Пришвина
6.ИКТ

5.План урока с хронометражем.
1. Организационный момент (1 мин)
2.Актуализация знаний обучающихся (3 мин)
Целеполагание
Работа с выставкой книг М.М.Пришвина
2.Прогнозирование.. 3 мин)Определение темы урока.
Работа с заголовком произведения.
3, Первичный синтез. (6 мин)
Чтение произведения вслух
4.Анализ произведения (4 мин)
Краткая беседа.
Определение темы. Составление модели-схемы.
5,Физкультминутка (1 мин)
6,Вторичный синтез (4 мин)
Чтение текста про себя
7.Определение жанра (5 мин)
Формирование понятия «Очерк» Работа с толковым словарём.
Моделирование обложки.
8.Анализ произведения ( 5 мин)
Работа с отрывком «Обращение к молодым друзьям» Выразительное чтение.
9,Музыкальная пауза (1 мин)
10. Работа в парах ( 3 мин)
Отгадывание кроссворда.
11. Самостоятельная работа в тетрадях по группам (дифференциация).(5 мин)
12. Рефлексия (2 мин)
.Проверка результативности урока.
13.Выбор домашней работы (1 мин)
14. Организационный момент (1 мин)
6. Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяТеоретическое обоснование
1. Организационный момент

2.Актуализация знаний обучающихся
Работа с выставкой книг М.М.Пришвина

-Посмотрите на выставку книг.
-Что объединяет их?

-Какие произведения вы читали раньше7- Вспомните тему и жанр этих произведений.
-Что вы знаете о М.М.Пришвине?
-Произведения какого писателя мы будем изучать на уроке?
- На выставке книги М.М.Пришвина.
-«Лисичкин хлеб», «Недосмотренные грибы», «Грибы тоже ходят», «Деревья в лесу»
- О природе. Рассказы.
- Он очень любил природу. Много времени уделял прогулкам в лес,поле.
Любил ходить на охоту с собакой.
-Михаила Михайловича Пришвина.
Развитие регулятивного УУД целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися с помощью выставки книг.

2.Прогнозирование.
Определение темы урока.
Работа с заголовком произведения.
- Сегодня мы будем читать новое произведение.
-Откройте учебник на странице 142 и прочитайте заголовок.
-Определите тему урока.

-- Как вы думаете, о чём оно?
- Как вы понимаете смысл этого слова?
-Михаила Михайловича Пришвина.
- «Моя Родина»
-М.М.Пришвин «Моя Родина»

-О Родине.
-Родина –это наша страна.
-Родина – это место, где ты родился и живёшь.
- Родина- это место. где ты учишься в школе и дружишь с детьми. Развитие регулятивного УУД прогнозирования темы произведеиия на основе работы с заголовком текста.
3, Первичный синтез. Чтение произведения. -Давайте прочитаем произведение и определим тему произведения.
Учащиеся читают вслух. Развитие познавательного общеучебного УУД смыслового чтения как осмысление цели чтения текста «Моя Родина».
4.Анализ произведения.
Краткая беседа.
Определение темы. Составление модели-схемы.

-О чём это произведение?
- Какую привычку воспитала у Пришвина его мать?
-Объясните, почему автору нравилось вставать до восхода солнца? Найдите ответ в тексте.
- В чём заключалась «охота»?
-Что писатель называет «кладовой солнца»?
- Давайте составим модель – схему ,опираясь на содержание текста. .
Кладовая солнца


Сокровища жизни


Природа


горы
степи
леса
водоёмы

-О природе.
- О любви писателя к своей малой родине.
-Вставать до солнца.
Чтение отрывка на с.142
-В находках.
- Кладовая солнца –это сокровища нашей жизни, это наша природа: водоёмы, леса. степи и горы.
Развитие познавательного общеучебного УУД поиска и выделение нужной информации на основе выборочного чтения по учебнику.
Развитие познавательного знаково-символического действия преобразования объекта на основе составления схемы.
5,Физкультминутка
6,Вторичный синтез. Чтение текста про себя. -Прочитайте этот текст молча и определите жанр произведения.
Дети читают текст про себя. Развитие познавательного общеучебного УУД смыслового чтения как выбор жанра текста «Моя Родина».
7.Определение жанра.
Формирование понятия «Очерк» Работа с толковым словарём.
Моделирование обложки. -Как вы думаете, к какому жанру можно отнести этот текст?
-Почему?
-Тексты такого вида относятся к очеркам.
-Найдите в словарях информацию об очерке
.Откройте рабочую тетрадь на с.89 и выполните задание №1.
-Посмотрите на экран и сравните модели.
М.М.Пришвин
Моя Родина


-Какую информацию даёт данная модель?
- К рассказу.
-В тексте есть главный герой, который вспоминает своё детство.
Дети работают со словарями , находят и зачитывают определения нового жанра.
«Очерк – это небольшой  документальный рассказ
о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.».
Дети самостоятельно выполняют задание.
Дети проверяют модели.
- Произведение М.М.Пришвина«Моя Родина»-очерк о Родине. Развитие познавательного общеучебного УУД поиска и выделение нужной информации на основе работы со справочной литературой.
Развитие познавательного знаково-символического действия моделирования обложки на основе составления модели в рабочей тетради.
8.Анализ произведения. Работа с отрывком «Обращение к молодым друзьям» Выразительное чтение. -Прочитайте выразительно обращение автора к молодым друзьям.
- Для  писателя слова природа и Родина  неразделимы.. С каким призывом он обращается к нам, зачитаем из текста.

- С чего начинается Родина для Пришвина?
- Как  вы понимаете слова: «Охранять природу - значит охранять Родину»?
- У каждой былинки на земле есть место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек имеет свои корни, свою малую Родину. Поэтому при слове Родина перед мысленным взором  возникает  самое дорогое и родное.

- Сколько песен  сложено о Родине, одну из них мы послушаем.
Учащиеся вслух выразительно читают отрывок.(с.143)
-С призывом беречь и охранять природу.
«А охранять природу. Значит охранять Родину»
-С родного дома, с родных мест.
-Если мы будем охранять природу, то наша родина станет краше и лучше. Развитие познавательного логического УУД анализа прочитанного произведения на основе работы с частью целого текста.
9,Музыкальная пауза Песня «С чего начинается Родина?»
(сл.М. Матусовского муз.В. Баснера)
10. Работа в парах.
Отгадывание кроссворда.
У вас на партах кроссворд к произведению “Моя Родина”.
Поработайте в парах. Чья пара будет готова-поднимите руки..
1.Автор рассказа “Моя Родина” 2.И тогда, и теперь в находках была моя.
3.Мы хозяева нашей природы, и она для нас…солнца.
4.Надо охранять, открывать и показывать великие…жизни.
5.Охранять природу – значит охранять …
6Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания.
- Какое ключевое слово у вас получилось?
-Родина. Развитие коммуникативного УУД инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации на основе анализа произведения.
11.Самостоятельная работа в тетрадях по группам(дифференциация). -Выполните задание №2-4 первая и вторая группы , третья группа №5. При затруднении можете обратиться к товарищу за помощью. Дети выполняют задания.
Проверку выполняет учитель. Развитие познавательных УУД постановка и решение проблемы на основе самостоятельного способа решения проблем творческого и поискового характера на основе самостоятельной работы по тетради с учётом дифференциации по уровню сложности и степени помощи..12. Рефлексия
.Проверка результативности урока.
-Какие слова главные в этом произведении?
-Какова идея очерка?
Продолжить фразу:
-Сегодня на уроке я узнал...
-Сегодня на уроке мне понравилось ...
-Сегодня на уроке я познакомился...
-Сегодня на уроке я повторил...
-Сегодня на уроке я закрепил...
-Сегодня на уроке я научился... «Рыбе –вода,птице-воздух.зверю-лес.степь,горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу-значит охранять Родину»
-Мы обязаны охранять и беречь природу.
- Человек должен быть ближе к природе.
-Родина и природа неотделимы друг от друга. Развитие личностного УУД нравственно-этической ориентации на основе оценивания усваивамости содержания.
Развитие познавательного общеучебного УУД рефлексии результатов деятельности на основе критического мышления.
13.Выбор домашней работы. -Выберете домашнее задание.
1.Выучить наизусть отрывок«Обращение к молодым друзьям» (с.144 з..6)
2 Пересказать очерк подробно .
3.Творческое задание Выполнить в учебнике задание 7 в виде презентации, рисунков или письменной работы.
Развитие личностного УУД смыслообразования на основе выбора учебной задачи.
14. Организационный момент -Спасибо за работу.