Доклад по теме Учебные задачи, как один из методов формирования ключевых компетенций на междисциплинарной основе
Доклад на тему: «Учебные задачи, как один из методов формирования ключевых компетенций на междисциплинарной основе».
В условиях перехода на ФГОС ООО в задачу педагога входит формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Представленный во ФГОС ООО перечень УУД нуждается в модификации в соответствии с уровнем сложности видов учебно-познавательной деятельности.
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования УУД определяются как «совокупность способов действий учащегося (а также, связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса». Изменение требований к результатам обучения вызывает необходимость точного определения целей обучения. С позиции системно-деятельностного подхода цели трактуются через метапредметные результаты (универсальные учебные действия), которые можно точно диагностировать в процессе образовательного мониторинга. В образовательной практике проблема целеполагания, которая позволяет строить цели системно и последовательно решается посредством педагогической таксономии. Наиболее известна таксономия Б. Блума иерархическая шестиуровневая структура, в которой когнитивные навыки расположены по степени сложности мыслительных операций (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).
В стандартах второго поколения учебные действия, трактуемые как УУД, представлены в соответствии с классификацией, разработанной Асмоловым А. Г. и подразделяются на 4 блока: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Теоретико-методологическую базу новых стандартов составляют деятельностные теории обучения, которые опираются на понятия «учебные действия» и «учебные задачи». К сожалению, в серии стандартов второго поколении педагогам представлено ограниченное количество типовых задач, учебники и контрольные работы содержат в себе задачи, в основном, мнемического характера (на воспроизведение), что вызывает необходимость разработки их педагогами. Основополагающим является вопрос: «Как представленный в стандартах перечень УУД представить в виде учебных заданий?» Очевидно, что первоначальной задачей является создание иерархии УУД, которая выявит распределение учебных действий по уровню сложности, количеству мыслительных операций и степени самостоятельности субъектов образования.
(слайд 2)
Согласно мнению Д.Толлингеровой, учебные задачи являются теми механизмами, которые позволяют предвидеть учебные действия. «Учебные задачи проходят через весь образовательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживают ход учебного процесса, являются инструментом для результатов учения». Автор считает, что посредством учебных задач объективные данные, содержащиеся в изложении учителя, в учебниках, наблюдаемые при опытах и практических занятиях, самостоятельно выведенные при решении проблемных ситуаций, преобразуются в субъективные знания учащихся. От учебных задач зависит и качество знаний, их постоянность, уровень обобщенности, практическая применимость и т. д.
Благодаря многофункциональности, учебные задачи объединяют различные составляющие педагогической технологии: цели с конкретными условиями, со способами и средствами достижения цели, диагностикой результатов.
Сегодня, в реальном пространстве образовательного процесса, направленного на реализацию требований ФГОС, целесообразно поговорить о подходе к выбору задач с позиции современных требований к результатам образования.
(слайд 3)
Если обобщить ответ на вопрос, чему учат в школе, получим ответ: решать задачи. Задачи самые разные, так как результат учебной деятельности – новый опыт – (опыт познавательной деятельности, опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений и т.д.) приобретается через решение задач.
(слайд 4)
Учебная задача раскрывает стоящую за любым учебным материалом систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
(слайд 5)
На сегодняшний день есть первоначальный опыт создания междисциплинарной комплексной контрольной работы, которая была составлена на основе 3-х категорий учебных задач таксономии Даны Толингеровой и учебных целей Б.Блума. Эта работа расчитана на учащихся 8 классов и содержит в себе учебные задачи по трем предметам – физика, история и химия. Результаты этой комплексной междисциплинарной контрольной работы еще раз подтвердили наши предположения о необходимости создания таких работ, так как обучающиеся не умеют применять свои знания, получинные на одном предмете, при решении задач других дисциплин.
В образовательном процессе в соответствии с ФГОС, необходимо усилить данное направление и проодолжать опыт – создание междисциплинарных работ используя различные категории учебных задач.
15