Рабочая программа внеурочной деятельности Школа географа-следопыта
«Рассмотрена»
Руководитель цикловой комиссии естественно-обществоведческого направления
Присада И.В. ________________
Протокол № ___
от «____» ________2015 г.
«Согласована»
Заместитель директора МОУ «Пролетарская СОШ №2 »
Пустоварова С.А. _____________
«____»______ 2015 г.
Принята на педагогическом совете
МОУ «Пролетарская СОШ №2 »
Протокол №___ от ____________.
«Утверждена»
Директор МОУ «Пролетарская СОШ №2 »
Федутенко Т.А. _____________
Приказ № _____от «____» ____2015 г.
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Пролетарская СОШ №2»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"Школа географа-следопыта"
Срок реализации: 1 год
Разработала:
Учитель Васильченко Алеся Петровна
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа географа-следопыта» составлена на основе авторской общеобразовательной программы М.Ю. Аксеновой (Аксенова, М.Ю. Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы) [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. – Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. – 25 с.).
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
течение занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научатся ориентироваться и проводить измерения на местности, создавать простые карты, схемы, справочники, наглядные пособия, исследовать свойства воды, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку и многое другое.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Курс рассчитан на 34 учебных недели (одно занятие в неделю по 2 часа каждое). Изменено количество занятий (уменьшено) по сравнению с авторской на одно занятие в связи с 34-недельной продолжительностью учебного года школы.
. Курс состоит из шести разделов:
Введение;
Земля как планета солнечной системы;
Внутреннее строение Земли;
Атмосфера;
Водная оболочка Земли;
Биосфера.
Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности
альбом
паспорт
газета
плакат
журнал, книжка-раскладушка
серия иллюстраций
коллаж
справочник
коллекция
стенгазета
макет
сценарий праздника, игры
модель
учебное пособие
наглядные пособия
фотоальбом
Содержание программы
Введение
Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.
Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. Определение времени по гномону
Земля как планета солнечной системы
Осваиваем метод моделирования! Глобус - модель Земли. Определение форм Земли.
Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! Умение вести фенологические наблюдения.
Осваиваем метод моделирования! Теллурий: модель Земли - Луна - Солнце. Определение времён года с помощью Теллурия.
Внутренние строение Земли
Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! Определение внутреннего строения Земли.
Осваиваем метод моделирования! Создаём конструктор литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит.
Почувствуйте себя геологами! Научить собирать и оформить коллекцию горных пород и минералов
Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Формирование умений анализировать «12-балльную шкалу интенсивности землетрясений»
Почувствуйте себя геодезистами. Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.
Почувствуйте себя топонимнстами! Умение работать с томонимистическими, словарями, энциклопедиями.
Атмосфера
Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями ~ Доказать наличие атмосферного давления.
Почувствуйте себя метеорологами. Создаём свою метеорологическую станцию. Умейте создавать метеорологические приборы для определения погоды.
Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! Умение составлять прогноз погоды.
Водная оболочка земли
Почувствуйте себя гидробиологами! Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.
Почувствуйте себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.
Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.
Почувствуйте себя фольклористами! Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарем.
Биосфера
Почувствуйте себя палеонтологами! Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника.
Почувствуйте себя биогеографами! Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.
Создайте географическую игротеку! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океана.
Почувствуйте себя экотуристами! Составление по тексту схемы путешествия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Раздел
Тема
Общее
п/п
кол-во
Результат
часов
Введение 8 ч.
1
Почувствуйте себя
2
Модель
древними
географами! Древний
Египет
2
Почувствуйте себя
2
древними
географами! Работа с
гномоном.
3
Почувствуйте себя
4
Отчет по
4
фенологами-
результатам
наблюдателями!
наблюдения
Внутреннее строение
Земли 12 ч.
5
Осваиваем метод
4
Модель
моделирования!
«Внутреннее
Строим свою модель
строение
Земли!
Земли»
6
Осваиваем метод
2
Модель
моделирования!
«Литосферные
Создаем конструктор
плиты»
литосферных плит.
7
Почувствуйте себя
4
Коллекция
8
геологами!
горных пород
9
Почувствуйте себя
2
Профиль
10
геодезистами.
склона
11
Почувствуйте себя
4
Книжка-
12
топонимистами!
раскладушка
«Топонимы
Ульяновской
области»
Атмосфера 8 ч.
13
Почувствуйте себя
4
Метеоприборы
14
метеорологами.
15
Создаем свою
метеорологическую
станцию.
16
Почувствуйте себя
2
Прогноз
метеорологами-
погоды
синоптиками!
Водная оболочка
Земли 14 ч.
17
Почувствуйте себя
2
Плакат
гидробиологами!
«Свойства
воды»
18
Почувствуйте себя
мореходами!
2
Игра «Знатоки
морских
названий»
19
Почувствуйте себя
4
Проект
20
гидрологами!
путешествия
21
Почувствуйте себя
4
Модель
22
гидрологами!
родника
Познакомимся с
принципом «работы»
родников.
23
Почувствуйте себя
2
Коллаж
фольклористами!
«Ангарские
бусы»
Биосфера 24 ч.
24
Почувствуйте себя
4
Атлас
25
биогеографами!
комнатных
растений
школы
26
Создайте
4
Игротека
27
географическую
игротеку!
28
Почувствуйте себя
4
Устройство
29
исследователем
«Глубины
глубин океана!
океана»
30
Почувствуйте себя
4
Проспект для
31
экотуристами!
путешествия
32
Почувствуем себя
4
Коллаж
33
экскурсоводами.
«Экскурсия по
Разработка
национальному
виртуальной или
парку»
реальной экскурсия в
национальный парк!
34
Защита проектов по
2
Исследователь
темам: «Погода
ские проекты
метеорологические
наблюдения», «Вода
в земных кладовых»!
Итого
68
Календарно-тематическое планирование
№
Тема внеурочной
Цель работы
Результаты обучения
Методы
Оборудование
Сроки
деятельности
выполне-
ния
1
2
3
4
5
6
7
Введение
1
Почувствуйте себя
Построение
- Личностные:
Моделиро-
Карта Древнего Египта
В течение
древними
модели для
осознание
вание.
(картон 20х60),
занятия.
подтверждения
целостности
деревянные палочки (2
географами!
шарообразности
природы;
шт., длинной 8-10 см),
Древний Египет
Земли.
- Универсальные:
пластилин,
познавательный
линейка,
интерес;
карандаш,
- Предметные:
настольная лампа,
овладение
дневник географа-
практическими
следопыта.
умениями по
использованию
приборов.
2
Почувствуйте себя
Определение
- Личностные:
Наблюде-
Лист картона размером
В течение
древними
времени по
осознание
ние.
40х40,
дня.
гномону.
целостности
гномон - деревянная
географами!
природы;
палочка длиной 20 см,
Работа с гномоном.
- Универсальные:
пластилин,
познавательный
карандаш,
интерес;
линейка,
- Предметные:
отвес (веревочка с
овладение
грузиком).
практическими
умениями по
использованию
приборов.
3
Почувствуйте себя
Умение вести
- Личностные:
Наблюдение
Дневник географа-
В течение
4
фенологами-
фенологические
эмоционально-
следопыта.
года.
наблюдения.
ценностное
наблюдателями!
отношение к
окружающей среде;
- Универсальные:
умение вести
наблюдение;
- Предметные:
умение вести
наблюдение за
объектами и
явлениями
географической
среды.
Внутреннее строение Земли
5
Осваиваем метод
Определение
Личностные:
Моделирова
Разноцветный
В течение
внутреннего
овладение системой
ние.
пластилин,
занятия.
моделирования!
строения Земли.
географических
дощечка для лепки.
Строим свою
знаний;
- Универсальные:
модель Земли!
умение
моделировать;
- Предметные:
умение описывать и
объяснить признаки
географических
объектов.
6
Осваиваем метод
Определение
- Личностные:
Моделирова
Картон (например,
В течение
моделирования!
положения
овладение системой
·