РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Школа географа-следопыта» для 5 класса


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы:
Геркова Л.В.
________________
«1» сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Школа географа-следопыта»
класс: 5 а, 5 б
Составитель: Балахонова Дина Шамильевна
учитель первой категории
2014 гПояснительная записка
Современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными.
Программа внеурочной деятельности «Школа географа-следопыта» рассчитана на учащихся 5-х классов. Ребята только начинают изучать географию. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире. А познание требует использование таких методов, как наблюдение, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Всё это легче организовать во внеурочное время.
Документы, взятые за основу при составлении рабочей программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»;
приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1.
приказ министра образования Московской области от 17.03.2014 № 1166 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области в 2014-2015 учебном году»,
письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
приказ министра образования Московской области от18.01.2013 № 152 «О выполнении решения Коллегии Министерства образования Московской области от 21.12.2012 «О реализации федеральных государственных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области»;
приказ Минобразования РФ от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Министерства образования Московской области от 04.07.2014г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Устав образовательного учреждения (утверждён Постановлением Главы Сергиево – Посадского муниципального района Московской области от 09.04.2012г. № 709-ПГ);
Учебный план МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7» на 2014-2015 уч.год;
Авторская программа Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Новизна, актуальность, отличительные особенности данной программы определяются следующими факторами:
программа опирается на знания, полученные на уроках курса «Окружающий мир» в начальной школе, а также расширяет и углубляет знания, получаемые на уроках географии и носит практико–ориентированный характер;
формируется географическая культура и обучение географическому языку.
Цель рабочей программы:
- формирование субъективной позиции учащихся в оценке географических явлений и понятий;
Задачи:
Образовательная - актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- содействовать в формировании и развитии географического мышления.
Развивающая - формировать способность к саморазвитию и самообразованию;
- развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира.
Воспитывающая
- включать учащихся в коммуникативную учебную деятельность;
- воспитать ответственность при выполнении любой работы, усидчивость и трудолюбие, целеустремлённость и самостоятельность.
- содействовать в формировании опыта творческой деятельности, сформировать ценностные ориентации.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану школы рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Первая четверть 9
Вторая четверть 7
Третья четверть 10
Четвертая четверть 8
Количество часов на первое полугодие - 16;
Количество часов на второе полугодие – 18
Методическое обеспечение программы.
Основные принципы построения и содержания программы.
1. Принцип научности и достоверности предполагает изложение учебного материала, основанного на современных научно проверенных фактах.
2. Принцип системности и последовательности предполагает, что каждое новое положение (задача) основывается на знаниях отдельных приемов и навыках, усвоенных ранее, нарастание сложности идёт постепенно.
3. Принцип системно-деятельностного подхода.
4. Принцип оценки и самооценки процесса и результатов деятельности на занятиях.
5. Принцип связи обучения с жизнью (практикой).
6. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
7. Принцип индивидуально-личностного подхода, предполагающий учёт индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов учащихся.
8. Принцип творческого подхода (креативности), предусматривающий поощрение творческой активности учащихся.
Курс имеет практическую направленность
Формы обучения.
Программой предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, интерактивная формы обучения.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Формы проведения занятий.
Практические работы, игровые формы, электронные презентации, заочные путешествия, викторины, конкурсы, инсценировки, творческие проекты.
Методы и приемы:
Овладение основами исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, умение классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, умение работать с разными источниками географической информации, находить географическую информацию из различных источников (интернет, научно-популярной литературе, словарях, справочниках).
Планируемые результаты
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
освоение знаний о методах географических исследований, изображение Земли, географических открытиях, особенностях природы материков;
овладение умениями ориентироваться на местности, использовать современные геоинформационные технологии для поиска;
оценивать результаты географических открытий;
знать форму Земли и следствия вращения Земли;
В социально-значимой сфере:
Ориентирование на местности;
Составление плана местности и умение им пользоваться;
Наблюдение за элементами погоды;
Определение состояния воздуха по приборам;
Проведение самостоятельного поиска географической информации из разных источников;
Дети научатся:
Находить в разных источниках информацию;
Определять направление на местности;
Описывать географические открытия.
Дидактическое и техническое оснащение, необходимое для реализации программы.
Дополнительная литература.
Интернет – ресурсы.
Приборы общего назначения в кабинете географии.
Портреты путешественников и мореплавателей.
Глобус.
Теллурий.
Календарь наблюдений над погодой.
Электронные презентации.
CD – диски.
Содержание и планируемые результаты изучения разделов
Содержание раздела Планируемые результаты изучения раздела
Методы географических исследований (2 ч)
Методы географии и значение науки в жизни людей. Практическая работа № 1 «Источники географических знаний» Ученик научится:
приводить примеры различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения и т.д.);
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных методов и источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Выдающиеся географические путешествия и открытия (12 ч)
География в древности. Географические знания в древней Европе. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов.
Географические достижения в Китае и на арабском Востоке.
Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий. Исследование полярных областей Земли.
Современные географические исследования. Ученик научится:
приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий;
приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды;
отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневоной жизни: для самостоятельного поиска географической информации об основных этапах формирования научных географических знаний.
Земля и её изображение (10 ч)
Изображения поверхности Земли. План местности: ориентирование на местности; масштаб; определение направлений; способы определения расстояний на местности, их изображений на плане; условные знаки. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Практическая работа № 2
«Метод географического моделирования»
Практическая работа № 3
«План местности: ориентирование на местности» Ученик научится:
знать и объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «план местности», «географическая карта»;
использовать понятия «глобус», «план местности», «географическая карта» для решения учебных задач по ориентированию на местности;
определять по плану, по карте расстояния, направления;
Ученик получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности;
проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Путешествие по планете Земля (10 ч)
Амазонская сельва.
Дикая Африка. Саванны. Дикая Африка. Пустыни. Австралия – страна наоборот. Дикая природа России. Леса России.
Арктика. Антарктида.
Особенности распространения живых организмов в океане.
Творческий проект
«Памятники природного и культурного наследия человечества» Ученик научится:
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
Ученик получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.
Тематическое планирование
№ урока Наименование разделов и тем Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий) Сроки изучения
5 а 5 б
по плану по факту по плану по факту
Методы географических исследований (2 ч)
1 Методы географии и значение науки в жизни людей. Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Знакомиться с источниками географических знаний
Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками . 2 Практическая работа № 1. Источники географических знаний.
Выдающиеся географические путешествия и открытия (12 ч)
3 География в древности. Устанавливать этапы развития географии.
Показывать по картам территории древних государств Востока.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древности. 4 Географические знания в древней Европе. Показывать по картам территории древних государств Европы.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме. 5 География в эпоху Средневековья. Азия. Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло и его книги. 6 География в эпоху Средневековья. Европа. 7 География в эпоху Средневековья. Открытия викингов. 8 Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий. Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.
Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.
Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме. 9 Эпоха великих географических открытий. 10 Эпоха Великих географических открытий. 11 Открытие Австралии. Прослеживать по картам маршруты путешествий Ф. Магеллана, Дж. Кука.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях. 12 Открытие Антарктиды. Прослеживать по картам маршруты путешествий Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. 13 Исследование полярных областей Земли Прослеживать по картам маршруты путешествий Р. Амундсена, Р. Скотта, И.Д. Папанина.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях. 14 Современные географические исследования. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты
Изучать изображения Земли из космоса. Земля и её изображение (10 ч)
15 Практическая работа № 2. Метод географического моделирования. Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли.
Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли. 16 Изображения поверхности Земли. Сравнивать различные изображения географических объектов
Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности. 17 Практическая работа № 3. План местности: ориентирование на местности. Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.
Определять среднюю длину своего шага.
Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке. 18 Стороны горизонта. Сформировать представление об основных и промежуточных сторонах горизонта.
Познакомиться со способами ориентирования на местности, определения направлений на стороны горизонта по компасу. 19 Масштаб. Различать виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). 20 Условные знаки. Распознавать условные знаки планов местности.
Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.
Описывать маршрут по плану местности с помощью чтения условных знаков. 21 Способы определения расстояний на местности. Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. 22 Чтение плана местности. Решение практических задач по плану местности. Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.
Определять стороны горизонта на плане 23 Составление простейшего плана местности. Составлять простейший план небольшого участка местности. 24 Значение планов местности в практической деятельности человека. Анализировать значение планов местности в практической деятельности человека. Путешествие по планете Земля (10 ч)
25 Амазонская сельва. Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.
Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик.
Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.
Находить информацию (в интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне. 26 Дикая Африка. Саванны. 27 Дикая Африка. Пустыни. 28 Австралия – страна наоборот. 29 Дикая природа России. Леса России. 30 Арктика. 31 Антарктида. 32 Путешествие в глубь океанов. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане.
Находить информацию (в интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека. 33 Творческий проект
«Памятники природного и культурного наследия человечества» Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества.
Определять характер объектов и особенности их размещения по континентам.
Находить информацию (в интернете и других источниках) и представлять её об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества. 34 Творческий проект
«Памятники природного и культурного наследия человечества» Итого: 34 часа Литература:
Для учителя:
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
О. В. Крылова «Интересный урок географии», М.: Просвещение, 2007 .
Н. Н. Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2006.
Для учащихся:
«География. Справочник школьника»./сост. Т.С. Майорова/, М.: «АСТ», 2012.
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история./ под ред. М. Д. Аксенова/, М.: АВАНТА, 2007.
«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М.: «АСТ», 2011.
ЦОР:
http://ru.wikipedia.org/  - Википедия
http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.vokrugsveta.ru/ -журнал Вокруг света
http://www.rgo.ru/ - Русское географическое общество
http://www.nat-geo.ru/ -National Geographic Россия
http://slovari.yandex.ru/  -словари
http://www.geoglobus.ru/ - Геолого-географическое обозрение Земли. Оболочки Земли.  
 http://www.gao.spb.ru/russian/index.html  - Пулковская обсерватория
 http://www.mchs.gov.ru/ - МЧС России
  http://www.ocean.ru/  - институт океанографии
   http://www.sgm.ru/49/ - Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского  
Техническая оснащенность (фактическая и перспективная) учебного процесса
Наименование Кол-во
Таблицы
Комплект таблиц «Земля как планета» (8 шт). 1 шт.
Комплект таблиц «Рельеф» (10 шт). 1 шт.
Модели
Теллурий (модель Солнце-Земля-Луна) 1 шт.
Приборы
Компас 5 шт.
Термометр комнатный 1 шт.
Коллекция Коллекция «Минералы и горные породы» 1 шт.
Географические карты Климатическая карта мира 1 шт.
Природные зоны мира 1 шт.
Строение земной коры и полезные ископаемые мира 1 шт.
Физическая карта полушарий 1 шт.
Физическая карта мира 1 шт.
Зоогеографическая карта мира 1 шт.
Физическая карта России 1 шт.
Пособия на печатной основе
Портреты «Учёные-географы» 12 шт
Технические средства
Медиапроектор 1 шт.
Компьютер 1 шт.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
естественно-научного цикла
от _______________2014 г. № _________
Руководитель ШМО
естественно-научного цикла
_____________________/А.Б. Артёменко/
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
_________________ /Е.В. Ушакова/
от _______________ 2014 г.