Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс
Пояснительная записка
Программа по математике разработана в соответствии в требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики и на основе авторской программы В.Н. Рудницкой, обеспечена учебниками и учебными пособиями:
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.И. Математика. Учебник. 4 класс. В 2 ч.,
Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. №1, 2.
Тетрадь для контрольных работ 4 класс.
В соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с положением о рабочей программе МБОУ СОШ 10 ККЮС;
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской программы В.Н. Рудницкой
с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Обоснование выбора УМК.
Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.
Цели УМК "Начальная школа XXI века"
Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности.
Формирование готовности к самообразованию
Цели и задачи обучения математики
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
- умение применять алгоритмы математических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Важнейшими задачами обучения являются:
- создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки дальнейшего успешного обучения в основной школе;
- овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира;
- усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков для успешной организации процесса обучения в четвертом классе.
Общая характеристика курса «Математика. 1-4 классы»
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учётом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.
Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счёт», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».
Ценностные ориентиры содержания курса математики
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково - символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.
Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в четвертом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы ориентировано на достижение выпускниками начальной школы трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
\
Личностными результатами обучения курса «Математика» являются:
- самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни,
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотртудничества с учителем и учащимися класса ( при групповой работе, работе в парах и т.д.)
Метапредметными результатами обучения курса «Математика» являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование):
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий, определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практическая работа, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средвств;
- понимание причины неуспешной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами при изучении курса «Математика» на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиюолее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Формы и средства контроля
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Контрольные работы и проверочные работы могут выполняться на отдельных листах или в специальных тетрадях. Самостоятельные работы выполняются в рабочих тетрадях. Работа над ошибками проводится в той тетради, в которой выполнялась контрольная работа. С целью выявления степени усвоения программного материала проводится следующее количество письменных контрольных работ:
Виды работ Кол-во
Текущая контрольная работа
6
Итоговая контрольная работа 3
Годовая контрольная работа 1
Итого: 10
График контрольных работ
№ № урока Тема Дата по плану Фактически
1 9 Контрольная работа по теме «Чтение. Запись и сравнение многозначных чисел» 2 17 Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел» 3 27 Контрольная работа по теме «Задачи на движение» 4 29 Итоговая контрольная работа за 1 четверть. 5 45 Контрольная работа по теме «Свойства арифметических действий.».6 58 Итоговая контрольная работа за 2 четверть. 7 75 Контрольная работа по теме «Умножение на многозначное число». 8
9 102
112 Итоговая контрольная работа за 3 четверть
Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число». 10 134 Контрольная работа за год В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам:
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
наличие записи действий;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера, (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Содержание учебного предмета
Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности учащихся
Число и счёт Целые неотрицательные числа
Счет сотнями.
Многозначное число.
Классы и разряды многозначного числа.
Название и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов.
Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сведения из истории математики: римские цифры.
Римская система записи чисел.
Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами.
Сравнение многозначных чисел, запись результата сравнения. Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды.
Называть следующее (предыдущее) при счете многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке.
Использовать принцип записи чисел в десятичной системе исчисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Читать числа, записанные римскими цифрами;
Различать римские цифры.
Конструировать из римских цифр записи данных чисел;
Сравнивать многозначные числа способом поразрядного сравнения.
Арифметичес-кие действия с многозначным числами и их свойства.
Сложение и вычитание.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора). Воспроизводить устные приемы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.
Умножение и деление .Несложные устные вычисления с многозначными числами.
Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.Способы проверки правильности результатов вычислений(с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора).
Воспроизводить устные приемы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 .
Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.
Свойства арифметичес-ких действий.
Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв)
Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях .
Числовые выражения.
Вычисление значений числовых выражения с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них).
Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями. Анализировать составное выражение, выделять в нем структурные части, вычислять значение выражения, используя знания порядка выполнения действий.
Конструировать числовое выражение по заданным условиям.
Равенства с буквой.
Равенство, содержащее букву.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равествах вида : х + 5 = 7, х * 5 =15, х – 5 = 7, х : 5 = 15, 8 + х = 16, 8 * х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2.
Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.
Составление буквенных равенств.
Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные. Различать числовое равенство и неравенство, содержащее букву.
Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения, деления.
Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями.
Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задач.
Величины.
. Масса. Скорость
Единицы массы: тонна ,центнер. Обозначения: т,ц. Соотношения :1 т = 10 ц, 1 т = 100 кг, 1 ц = 10 кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др. Обозначения : км/ч, м/мин, м/сек.
Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = s : t s = v * t t = s : v Называть единицы массы.
Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах.
Вычислять массу предметов при решении учебных задач.
Называть единицы скорости.
Вычислять скорость, путь, время по формулам.
Измерения с указанной точностью.
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком).
Запись приближенных значений величин.
Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Различать понятие «точное» и « приближенное» значение величины.
Читать записи, содержащие знак «приблизительно».
Оценивать точность измерений.
Сравнивать результаты измерений одной и той же величины (например, массы) с помощью разных приборов (безмена, чашечных весов, весов со стрелкой, электронных весов) с целью оценки точности измерения.
Масштаб. План.
Масштабы географических карт.
Решение задач. Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе.
Выполнять расчеты: находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана, решать аналогичные задачи с использованием географической карты.
Работа с текстовыми задачами. Арифметические текстовые задачи
Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела. Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях из одного или двух пунктов; в одном направлении из одного или двух пунктов и их решение.
Понятие о скорости сближения (удаления).
Задачи на совместную работу и их решение.
Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на…». «больше в …», «меньше на …», «меньше в …», с нахождением доли числа и числа по его доле.
Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара.
Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения Выбирать формулу для решения задачи на движение.
Различать виды совместного движения тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого.
Моделировать каждый вид движения с помощью фишек.
Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи.
Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.
Различать понятия несколько решений и несколько способов решения.
Исследовать задачу (установить имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений).
Геометрические понятия. Геометрические фигуры
Виды углов (острый, тупой, прямой).
Виды треугольников в зависимости от видов углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные), от длин сторон (равносторонние, равнобедренные, разносторонние).
Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки.
Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки.
Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки. Различать и называть виды углов, виды треугольников.
Сравнивать углы способом наложения.
Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.
Выполнять классификацию треугольников.
Планировать порядок построения отрезка.
Осуществлять самоконтроль.
Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части.
Воспроизводить способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки.
Пространственные фигуры.
Геометрические пространственные формы в окружающем мире.
Многогранник и его элементы: вершины, грани, ребра.
Прямоугольный параллелепипед.
Куб как прямоугольный параллелепипед.
Пирамида ,цилиндр, конус.
Разные виды пирамид. Основания, вершины, ребра и грани пирамиды.
Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса.
Примеры разверток пространственных геометрических фигур.
Изображение пространственных фигур .Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды, а также круглые тела на пространственных моделях.
Характеризовать прямоугольный параллелепипед и пирамиду, кону., цилиндр.
Соотносить развертку пространственной фигуры с ее моделью или изображением.
Называть пространственную фигуру, изображенную на чертеже.
Логико- математическая подготовка Логические понятия
Высказывание и его значение (истина, ложь).
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «есла…то» и т.д. и их истинность.
Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов. Приводить примеры истинных и ложных высказываний.
Анализировать структуру предъявленного составного высказывания.
Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.
Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи.
Работа с информацией. Представление и сбор информации
Координатный угол: оси координат, координаты точки.
Простейшие графики.
Таблицы с двумя входами.
Столбчатые диаграммы.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определенным правилам. Называть координаты точек.
Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм.
Заполнять данной информацией несложные таблицы.
Строить простейшие графики и диаграммы.
Сравнивать данные, представленные на графике или диаграмме.
Конструировать последовательности по указанным правилам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
№ урока по теме
Виды деятельности обучающихсяПланируемые результаты Виды
Формы деятельности ДАТА
Д/з
Предметные УУД 1 2 3 4 5 6 7
I четверть ( 36 уроков)
Десятичная система счисления. (3 урока)
1 Десятичная система счисления 1 Повторение разрядов: единицы, десятки, сотни. Значение каждой цифры в записи трехзначного числа. Знакомство с понятием «десятичная система счисления». Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых Знать:
особенности
построения
десятичной
системы счисления,
названия разрядов
Уметь: представлять
числа в виде суммы
разрядных слагаемых
Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Учебникс. 4–5, П. Р. т. с. 4.
№ 5
2 Десятичная система счисления
2 Учебник, с. 7 № 12, 14
3 Десятичная система счисления 3 1)Учебник, 2) С. 8 №15 (3, 4), №20
Чтение и запись многозначных чисел. (3 урока)
4
Чтение и запись многозначных чисел 1 Знакомство с классами и разрядами многозначного числа в пределах миллиарда. Чтение и запись многозначных чисел. Знать:
– название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000;
– классы и разряды Уметь:
– читать многозначное число путем разбивки его записи на классы;
– записывать многозначное. Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Учебник, с. 8–9, П.
№24
Р. т. с. 6№ 11
5
Чтение и запись многозначных чисел 2 Р. т.с. 7 № 20
6
Чтение и запись многозначных чисел. Проверочная работа работа. 3 Учебник, с. 16 № 45,
Р. Т.
С.8, №24
Сравнение многозначных чисел. (3 урока + 1 урок из резерва) Учебник, с. 17№ 49
7
Сравнение многозначных чисел. 1 Поразрядное сравнение многозначных чисел.
Запись результатов сравнения с помощью знаков «<», «>» Знать:
– название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000;
– классы и разряды.
Уметь:
– читать многозначное число путем разбивки его записи на классы;
– записывать многозначное число цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе;
– сравнивать многозначные числа Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р. т. с. 9 № 25, 26
Уч. с. 18 № 56
Уч. С. 20, № 63 8
Сравнение многозначных чисел. 2 Р. т. с. 10, № 30, 31 Уч.с.23, №75
9
РКонтрольная работа по теме «Чтение. Запись и сравнение многозначных чисел» 3 резерв с. 24 № 81
Р. Т. С.12, № 40, 41
Уч. с. 26, № 85 10
Работа над ошибками. Сравнение многозначных чисел. 4 Индивидуальные задания Сложение многозначных чисел. (3 урока) Р. т. с. 14, № 49, 50
11
Сложение многозначных чисел 1 Повторение устных и письменных приемов сложения многозначных чисел (в том числе поразрядное сложение).
Знакомство с алгоритмом письменного сложения многозначных чисел и последующая отработка соответствующих практических умений Знать и уметь применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел.
Уметь:
– переносить умение складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда;
– выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р. т.
с. 16, № 55, 56
12
Сложение многозначных чисел 2 Р. т. с. 18№ 60, 61
13
Сложение многозначных чисел 3 Р. т. с. 19 № 63 - 65
Вычитание многозначных чисел. (3 уроков+1 урок из резерва) Р. т. с. 20№ 67 - 69
14
Вычитание многозначных чисел. 1 Повторение устных и письменных приемов вычитания (в том числе и поразрядное вычитание).
Знакомство с алгоритмом письменного вычитания многозначных чисел Знать и применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел.
Уметь:
– переносить умения производить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда;
– выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р. т.
с. 21
№ 70 - 72
Индивидуальные задания
«Дружим с математикой» 15
Вычитание многозначных чисел. 2 16
Вычитание многозначных чисел. 3 Р. т.
с. 22
№ 74 - 75 17
РКонтрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел» 4 резерв Р. т.
с. 23
№ 77 - 79 Р. т.
с. 24
Р. Т. с.25, №85, 86 Р. Т.
с.26 -27 , №91 - 94 Построение прямоугольника. (2 урока) Р. Т.
с.28 , №95, 96
18
Построение прямоугольника 1 Построение прямоугольника с данными длинами сторон
Знать свойства сторон и диагоналей прямоугольника
Уметь строить прямоугольник Познавательные УУД:- осознание, что такое свойства предмета – общие, Р. Т.
с.29 , №99, 100
19
Построение прямоугольника 2 различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;- моделирование;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
С. 55
№ 236, 237
Скорость. (3 урока) Р. Т. с. 30
20
Скорость. 1 Ознакомление с новой величиной – скорость.
Единицы скорости и их обозначения. Иметь представление о понятии «скорость» как характеристике быстроты движения тела.
Уметь обозначать единицы скорости Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р. Т. с. 31
21 Скорость. 2 Индивидуальные задания
22 Скорость. 3 Работа в тетр. «Дружим с матем.»
Задачи на движение. (4 урока + 1 урок из резерва) Р. Т. с. 32
Р. Т. с. 33
23
Задачи на движение 1 Три вида задач на нахождение:
– скорости, если известны путь и время;
– пути, если известны скорость и время;
– времени, если известны путь и скорость Знать зависимость между величинами: скорость, время, расстояние
Уметь:
– пользоваться изученной терминологией;
– решать текстовые задачи на движение.
Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р. Т.
с. 35 – 37
№ 119, 121
24
Задачи на движение 2 Р. Т.
с. 35 – 37
№ 114, 122
Индивидуальные задания
25
Задачи на движение 3 26
Задачи на движение 4 27
РКонтрольная работа по теме «Задачи на движение» 5 резерв Тетр. «Дружим с матем.»
С. 66
№ 284, 285
Координатный угол. ( 2 урока +1 резерв) Р. Т. с.38 - 39№ 124 - 125
28
Координатный угол Работа над ошибками. 1 Представление о понятии «координатный угол».
Отработка навыка построения Иметь представление о понятии «координатный угол»
Уметь строить точки с указанными координатами Познавательные УУД:- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;- моделирование;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Р. т. с. 41 - 42№ 132, 134
29
РИтоговая контрольная работа за 1 четверть. 2 резерв № 132, 134-
30 Работа над ошибками. Координатный угол 3 Р. т. с. 43
Графики, диаграммы. (2 урока) Р. т.
с. 45 – 47
№146 – 149
Уч. С. 78, №328, 330, 331
31
Графики, диаграммы 1 Ознакомление с понятиями «график», «диаграмма», «таблица».
Отработка навыков построения простейших графиков и диаграмм Знать понятия «график», «диаграмма», «таблица», об их значении для передачи информации.
Уметь строить простейшие графики и диаграммы Познавательные УУД:- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;- моделирование;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Р. Т. с.47
32
Графики, диаграммы 2 Р. Т.
с. 48 – 49
№ 157, 158, 161, 162
Переместительное свойство сложения и умножения. (2 урока) С. 83 №349, 351
33
Переместительное свойство сложения и умножения 1 Обобщение представлений о переместительном свойстве сложения и умножения, о сложении с нулем Знать понятия «переместительное свойство сложения», «переместительное свойство умножения».
Уметь:
– выполнять сложение, используя свойства арифметических действий;
– выполнять вычисления с нулем
Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р. Т.
с. 48 – 49
№ 157, 158, II четверть ( 28 уроков) Р. Т. с. 60, № 191, 192
34
Переместительное свойство сложения и умножения 2 Обобщение представлений о переместительном свойстве сложения и умножения, о сложении с нулем Знать понятия «переместительное свойство сложения», «переместительное свойство умножения».
Уметь:
– выполнять сложение, используя свойства арифметических действий;
– выполнять вычисления с нулем Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
С. 91
№ 383,
Р. Т. с. 60, № 193 Сочетательное свойство сложения и умножения. (2 уроко)
План и масштаб (2 чача) Р. т.
с. 62 - 63
35
Сочетательное свойство сложения и умножения 1 Обобщение представлений о сочетательном свойстве сложения и умножения, о сложении с нулем Знать понятия «сочетательное свойство сложения», «сочетательное свойство умножения».
Уметь:
– выполнять сложение и умножение, используя свойства арифметических действий;
– выполнять вычисления с нулем Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной
Р. Т.
С. 64
Р. Т.
С. 67
36
Сочетательное свойство сложения и умножения
2 Индивидуальные задания
Р. Т.
С. 66
37 План. Масштаб. 1 Дать понятие: план, масштаб Знать понятия масштаб,план. Уметь выполнять задания по теме Р. Т. с. 74 38 План. Масштаб. 2 Р. Т. с.76 № 241 Многогранник. ( 2 урока) Р. Т. с 77
39
Многогранник. 1 Представление о многограннике.
Отработка навыка изображения многогранника на чертежах, обозначения их буквами Иметь представление о многограннике.
Уметь определять и называть элементы многогранника – грани, вершины, ребра Познавательные УУД:- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;- моделирование;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
С. 110 – 111 № 470, 476
40
Многогранник. 2 С. 114
№ 484
Распределительные свойства умножения. ( 2урока) С. 117
№ 493, 495
41
Распределительные свойства умножения. 1 Обобщение представлений о распределительном свойстве умножения относительно сложения и относительно вычитания Знать свойства арифметических действий: перестановка множителей в произведении, группировка множителей в произведении.
Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений
Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
-
Работа в тетр. «Дружим с матем.»
42 Распределительные свойства умножения. 2 Р. Т. с. 89
Умножение на 1000, 10000, 100000. ( 2 урока+ 1 резерв)
Прямоугольный параллелепипед.Куб.(2 рока) Р. Т. с. 90
43 Умножение на 1000, 10000, 100000. 1 Знакомство с правилами умножения на 1000, 10000, 100000 Знать и уметь применять правила умножения на 1000, 10000, 100000 Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий. Р. Т. с. 91
- 44 Умножение на 1000, 10000, 100000. 2 Р. Т. с. 92, № 289-291 45Р Контрольная работа по теме «Свойства арифметических действий.».3 резерв Выполнение заданий контрольной работы Знать приемы сложения и вычитания многозначных чисел в пределах миллиарда.
Уметь:
– использовать свойства сложения и умножения при выполнении вычислений;
Индивидуальные задания 46
. Работа над ошибками. Прямоугольный параллелепипед.Куб. 1 У.с.120 №11 47 Прямоугольный параллелепипед.Куб. 2 У.с.120 №14,15 Тонна. Центнер. ( 2 уроков) -
48
Тонна. Центнер. 1 Единицы массы: тонна и центнер. Соотношения между единицами массы: тонной и центнером Знать единицы массы: тонна и центнер.
Уметь:
– сравнивать величины по их числовым значениям;
– выражать данные величины в различных единицах Познавательные УУД:- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;- моделирование;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Р. т. с. 3
Р. Т. с. 4
49
. Тонна. Центнер 2 Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе Знать единицы массы: тонна и центнер.
Уметь:
– сравнивать величины по их числовым значениям;
– выражать данные величины в различных единицах Р. Т. с. 6 №13 Задачи на движение в противоположных направлениях. (3 урока) Р. Т. с. 6 № 14
Р. Т. с. 7
50
Задачи на движение в противоположных направлениях. 1 Решение задач.
Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения(направление движения, пройденный путь, время, скорость) Уметь:
– решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение) Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий. Р. Т. с. 8
Р. Т. с. 9
51
Задачи на движение в противоположных направлениях. 2 Р. Т. с. 10
Р. Т. с. 11
52
Задачи на движение в противоположных направлениях. 3 Р. Т. с. 6 №13-
Пирамида.( 2урока)
Р. Т. с. 15
53 Пирамида. 1 Систематизация ЗУН, введение понятия пирамиды Знать требования к уровню подготовки ученика четвертого класса.
Уметь применять ;полученные знания Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения; 54 Пирамида. 2 Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля Задачи навстречное и движение в противоположных направлениях. (3 уроко + 1 урок резерв))Р. Т. с. 17 – 18 № 47 55
Задачи на встречное и движение в противоположных направлениях. 1 Р.Т. с.18 56
Задачи на встречное и движение в противоположных направлениях. 2 Р. Т.
с.20 – 21, № 58 – 61
Р. Т.
с. 21 – 22, № 62 - 65 57 Задачи на встречное и движение в противоположных направлениях 3 58
РКонтрольная работа по теме «Задачи на встречное движение». 1 резерв Выполнение заданий контрольной работы Уметь решать текстовые задачи на встречное движение Р. Т. с. 23 – 24
Р. Т. с. 25 - 26 III четверть ( 40 уроков) Р. Т. с. 29
Р. Т. с. 30
Умножение многозначного числа на однозначное. (4 уроков). Р. Т. с. 31 №90, 91
Р. Т. с. 32 № 92, 93
Р. Т. с. 33 № 94 - 96
59
Умножение многозначного числа на однозначное. Работа над ошибками. 1 Повторение и закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Уметь выполнять:
– устные и письменные вычисления с натуральными числами Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р. Т. с. 35
-
60
Умножение многозначного числа на однозначное. 2 Индивидуальные задания
61
Умножение многозначного числа на однозначное. 3 Р. Т. с. 34
Р. Т. с. 35
Р. Т. с. 36
62
Умножение многозначного числа на однозначное. 4 Р. Т. с. 37
Р. Т. с. 38
Умножение многозначного числа на двузначное. (5 уроков) Р. Т. с. 46
Р. Т. с. 47
63
64 Умножение многозначного числа на двузначное 1
2 Повторение и закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное.
Уметь:
– переносить умения выполнять умножение на двузначное число в пределах миллиарда;
– выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р. Т. с. 48
Р. Т. с. 50 65
66 Умножение многозначного числа на двузначное 3
4 Индивидуальные задания 67
Умножение многозначного числа на двузначное 5 Уч. с. 58 № 214, 215 Умножение многозначного числа на трёхзначное. (6 уроков). Р. Т. с. 51
Р. Т. с. 52
68
Умножение многозначного числа на трёхзначное 1 Знакомство с письменным алгоритмом умножения на трехзначное число Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное.
Уметь :– выполнять письменное умножение многозначного числа на трехзначное. Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Учебник,
С. 62
№ 230, 233
С. 63
№ 236, 237 69
Умножение многозначного числа на трёхзначное 2 Индивидуальные задания 70 Умножение многозначного числа на трёхзначное 3 71 Умножение многозначного числа на трёхзначное 4 72 Умножение многозначного числа на трёхзначное 5 73
Умножение многозначного числа на трёхзначное 6 С. 72,
№ 276 Конус. (2 урока +1 урок – резерв) Р. Т. с. 53
Р. Т. с. 54
Уч. с. 65 № 248, 249
74
Конус 1 Знакомство с письменным алгоритмом умножения на многозначное число Знать требования к уровню подготовки ученика четвертого класса.
Уметь применять ;полученные знания Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;
Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля С. 72,
№ 276 75
РКонтрольная работа по теме «Умножение на многозначное число». 2 резерв Выполнение заданий контрольной работы Р. Т. с. 58
Р. Т. с. 59 76
Работа над ошибками. Конус 3 Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе Знать требования к уровню подготовки ученика четвертого класса.
Уметь применять ;полученные знания Р. Т. с. 60 Задачи на движение в одном направлении. (4 урока) Р. Т. с. 63
Р. Т. с. 64
77
Задачи на движение в одном направлении. 1 Решение задач.
Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (направление движения, пройденный путь, время, скорость) Знать формулы, необходимые для решения задач на движение.
Уметь:
– решать текстовые задачи на встречное движение в противоположных направлениях;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (направление движения) Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Р.т, с. 65 - 66
78
Задачи на движение в одном направлении. 2 С. 331, 333
79
Задачи на движение в одном направлении. 3 С. 67и 69
С. 68 и 70
С. 71 и 73
С. 72 и 74
80 Задачи на движение в одном направлении. 4 С. 95
№ 374
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, то..» ( 3 урока). Р. Т. с.75 и 77
Р. Т. с. 76 и 78
Р. Т. с. 79
81
Истинные и ложные высказывания. 1 Представление об истинных и ложных высказываниях, об отрицании высказывания Знать область применения элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
С. 101
№ 398 82
Истинные и ложные высказывания. 2 С. 102
№ 404, 405 83
Истинные и ложные высказывания. 3 Р. Т. с. 80, 82
Р. Т. с. 81, 83 Составные высказывания. ( 5 урока). Р.т. с. 84
84
Составные высказывания. 1 Представление о логических возможностях Знать понятие «логические возможности»
У м е т ь составлять таблицы логических возможностей Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Индивид.задания
85
Составные высказывания. 2 Р. Т. с. 85 – 86
Р. Т. с.87 - 88
86
Составные высказывания. 3 Р. Т. с. 90, 91
87 Составные высказывания. 4 У.с.38 №7
88 Составные высказывания. 5 Р.т.№2
Задачи на перебор вариантов.(3 урока) Индивид
задание
89 Задачи на перебор вариантов. 1 Представление о логических возможностях Знать понятие «логические возможности»
У м е т ь составлять таблицы логических возможностей Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Работа по карточкам
90 Задачи на перебор вариантов. 2 У.с.47№2
91 Задачи на перебор вариантов. 3 У. с.49№8
Деление суммы на число. (2 урока)
92 Деление суммы на число.
1 Знакомство с правилом деления суммы на число Знать правило деления суммы на число.
Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
У. с.54№5 93 Деление суммы на число. 2 У.с.55 №10,12 Деление на 1000, 10000, 100000. ( 3 урока)
94 Деление на 1000, 10000, 100000. 1 Знакомство с правилами деления на 1000, 10000, 100000 Знать:
- правило деления на 1000, 10000, 100000;
- правило невозможности деления на нуль
- правило сокращения частного.
Уметь:
– применять правила деления на 1000, 10000, 100000;
– правило невозможности деления на нуль
- правило сокращения частного. Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
У. с.57 №5,6
95 Деление на 1000, 10000, 100000. 2 У. с.58 №9.10
96 Деление на 1000, 10000, 100000. 3 У.с. 60№17
Карта. ( 2 урока)
Цилиндр (2урока)
97 Карта. 1 Систематизация ЗУН, введение понятия пирамиды Знать требования к уровню подготовки ученика четвертого класса.
Уметь применять ;полученные знания Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения; У. с.69 №3-4
98 Карта. 2 У. с.№9
99 Цилиндр 1 У. с. 139 №2
100 Цилиндр 2 Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. У. с.141 №6,9
Деление на однозначное число. ( 3 урока+1 урок резерв)
101
Деление на однозначное число. 1 Повторение письменного приема деления на однозначное число.
Перенос алгоритма деления на однозначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел. Проверка деления.
Предварительная оценка результата деления: определение числа цифр в частном
Знать способы проверки правильности вычислений
Уметь выполнять деление многозначных чисел на однозначное число. Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий. У. с. 74№4-5
102 контрольная
работа 2 резерв Знакомство с алгоритмом деления на однозначное число Знать алгоритм письменного деления на однозначное число.
Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное У. с.75 №9
103
. Работа над ошибками. Деление на однозначное число. 3 Алгоритм деления на однозначное число У.с. №13-14
104
Деление на однозначное число. 4 Алгоритм деления на однозначное число У.с.78 №25-26
Деление на двузначное число. ( 4 урока)
105
Деление на двузначное число. 1 Знакомство с алгоритмом деления на двузначное число. Предварительное определение числа цифр в частном.
Перенос алгоритма деления на двузначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел Знать алгоритм письменного деления на двузначное число.
Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
У. с. 81 №7
106
Деление на двузначное число. 2 У. с.82 №10-11
107
Деление на двузначное число. ЗУ. с.83 №18
108 Деление на двузначное число. 4 У. с. 84 №23,24
Деление на трёхзначное число. ( 5 уроков +1 урок из резерва)
109
Деление на трёхзначное число. 1 Знакомство с алгоритмом деления на трехзначное число.
Проверка умений делить многозначные числа на двузначное и трехзначное числа Знать алгоритм письменного деления на трехзначное число.
Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное числаПознавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
У. с.89 №6
110
Деление на трёхзначное число. 2 У. с. 90 №14
IV четверть ( 32 урока)
111 Деление на трёхзначное число. 3 Знакомство с алгоритмом деления на трехзначное число.
Проверка умений делить многозначные числа на двузначное и трехзначное числа Знать алгоритм письменного деления на трехзначное чисел.
Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное числаПознавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
У. с.92 №18
112Р Контрольная работа по теме «Деление на двузначное и трёхзначное число». 4 резерв Выполнение заданий контрольной работы Знать приемы деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное.
Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное.
У.с.93 №25
113
. Работа над ошибками. Деление на трёхзначное число. 5 Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе У. с.94 №28,30
114 Деление на трёхзначное число. 6 Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (2 урока)
115
Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки 1 Отработка умений делить отрезки и измерять их длину с помощью циркуля и линейки. Уметь измерять длину отрезка с помощью циркуля и строить отрезки заданной длины Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
У.с.98 №4,5
116
Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. 2 У. с.100№13
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 ( 4 урока)
117
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 1 Алгоритм решения уравнения: разбивка выражения, записанного в одной или обеих частях равенства, на части; упрощение выражений.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий Знать правила нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя.
Уметь решать равенства вида: х + 5 = 7,
х · 5 = 15, х – 5 = 7,
х : 5 = 15 Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
С.103 определение,с.104 №7,8 118
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 2 У.с.105 №11,12 119
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 3 У.с.106 №18 120
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 4 У.с.107 №22,23 Угол и его обозначение. ( 2 урока) 121
Угол и его обозначение. 1 Закрепление понятия «угол». обозначение угла буквами и чтение обозначения двумя способами. Сравнение углов Уметь распознавать и изображать угол Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. С.113 определение.с.116№10
122
Угол и его обозначение. 2 У.с.117 №12,13
Виды углов. (2 урока)
123
Виды углов. 1 Закрепление понятия «угол». обозначение угла буквами и чтение обозначения двумя способами. Сравнение углов Уметь распознавать и изображать угол Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
С.119 определение. С.120 №6
124
Виды углов. 2 У.с.121 №14,15
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. (4 уроков)
125
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. 1 Алгоритм решения равенств вида
8 + х = 16, 8 · х = 16,
8 – х = 2, 8 : х = 2.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий Знать правила нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя/
Уметь решать равенства вида: 8 + х = 16,
8 · х = 16,
8 – х = 2, 8 : х = 2 Познавательные УУД:- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- выведение следствий из определения понятия;.Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; - совершенствование навыков работы в группе Личностные УДД:- формирование ценностных ориентаций , формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
С. 125 определение, с.126 №5,6
126
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. 2 У.с.127 определение. С.127 №12
127
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. 3 У.с.128 №15,16
128
. Работа над ошибками. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. 4 Выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе Знать правила нахождения неизвестного компонента арифметических действий
Уметь решать простые уравнения .У.с.131 №30-33 по выбору
Виды треугольников. (2 урока)
129
Виды треугольников. 1 Распознавание и изображение треугольников Знать классификацию треугольников по длинам их сторон.
Уметь распознавать и изображать треугольники Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. У.с.135,136 определение
130
Виды треугольников. 2 У.с.138 №13.14
Точное и приближенное значения величины. (3 урока+ 1 урока из резерва)
131
Точное и приближенное значения величины. 1 Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости, времени.
Закрепление знания единиц измерения Знать единицы длины, массы, вместимости, времени.
Уметь соотносить между собой единицы измерения Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
У.с.142 определение. С.144 №9,10
132 Точное и приближенное значения величины 2 133
Точное и приближенное значения величины. 3 У.с.145 №13
134
РКонтрольная работа за 4 четверть УПЗУ Выполнение заданий контрольной работы Знать материал по пройденным темам за второе полугодие.
Уметь применять полученные знания в вычислениях У. с.148 №21
Построение отрезка, равного данному. (2урока)
135
Работа над ошибками. Построение отрезка, равного данномуПрактичПостроение отрезка, равного данномуУметь применять полученные знания в вычислениях Познавательные УУД:- моделирование;- использование знаково-символической записи математического понятия;- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;- использование индуктивного умозаключения;Коммуникативные УУД:- умение выражать свои мысли; Личностные УДД:- формирование математической компетентности.Регулятивные УУД:- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
У. с.151 №7.8
136
Построение отрезка, равного данномуУПЗУ Выполнение заданий контрольной работы Знать требования к уровню подготовки ученика четвертого класса.
Уметь распознавать и изображать отрезки с помощью циркуля и линейки
У.с.152 №10
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения Примечание
Книгопечатная продукция
Рудницкая В.Н.. Математика. Рабочие программы. 4 класс
Учебники:
1. Рудницкая В.Н. Математика. Учебник. 4 класс. В 2 ч..
Рабочие тетради
1. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. №1, 2.
Проверочные работы:
1. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы.4 класс.
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, представлены содержание начального обучения математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики, представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, на развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи учащихся.
Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.
Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления подученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебников.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор
2. Экспозиционный экран
3. Компьютер
• Интернет-сайты:
– www solnet. ru;
– www festival. ru;
– www kulichiki.ru