Конспект урока освоение территории Дальнего Востока и население


Тема урока: "Освоение территории Дальнего Востока и население (1)".
Автор урока: Васильева Н.А
 Цели урока:
- Выяснить, как осваивалась территория Дальнего Востока.
- Оценить вклад путешественников и землепроходцев в освоение территории Дальнего Востока.
- Выявить особенности населения Дальнего Востока.
     Задачи:
    Образовательные: на примере похода Г.И Невельской показать, как шло освоение Дальнего Востока, что значительно расширило территорию Российского государства и имело большое значение для установления и укрепления экономических и культурных связей между народами нашей страны; подчеркнуть, что присоединение носило в основном мирный характер.
    Воспитательные: вызвать чувство восхищения смелостью освоения Дальнего Востока – история побед русских землепроходцев и исследователей, их мужества и стойкости; вклад путешественников, ученных в освоение территории; человек – главная ценность района.
Основное содержание: Заселение территории Дальнего Востока. Этапы освоения территории. Национальный состав населения.
    Оборудование и материалы
   Медиапроектор, презентация, контурные карты, атласы, карточки с заданиями.
   Тип урока
   Изучение нового материала
   
Ход урока
Этап урока Деятельность урока Деятельность 
обучающихся
ОргмоментПриветствие гостей Вступительное слово учителя.
Чтение стихотворения о Дальнем Востоке.
(Слайд № 1). Внимательно слушают
Проблемный вопрос,
объявление новой темы
Индивидуальная работа.
Физ. минутка
Изучение нового материала
Записи в тетради - Ребята посмотрите на карты. (Слайд № 2)
- Всегда ли границы Дальнего Востока проходят так, как сейчас?

Тема урока: "Освоение территории Дальнего Востока и население (1)".
- Рассказ о появление русских на территории Дальнего Востока.
(Слайд №3) 1639 г – на побережье охотского моря, в 1643 г. – на Амуре. Первые русские поселения на амуре были основаны Ерофеем Павловичем Хабаровым в 1650г., (Записи на доске)
На юге соседом тогда была империя, основанная маньчжурами, завоевавшими практически весь Китай, а также Монголию и Тыву. После военного конфликта с маньчжурами, русско – китайская граница была отодвинута на несколько сотен километров, примерно до Станового хребта. Дальнейшее продвижение русских шло на северо – восток, и первым русским портом на тихом океане стал Охотск.
Однако оставленная русскими территория Приамурье не начала заселяться маньчжурами или китайцами, по тогдашне китайской традиции граница должна была быть не линией, а обширной незаселенной полосой не контактировать с иностранцами. Левобережье осталось незаселенной.
Поэтому когда 160 лет спустя русские снова появились на Амуре, им никто не препятствовал основывать поселения на левом берегу реки.
- Рассказ о, вкладе экспедиции Геннадия Ивановича Невельского.
а) определение устье Амура.
б) установил, что Сахалин – остров.
в) основал в устье Амура Николаевский пост, превратившийся со временем в город Николаевск – на – Амуре.
Н.Н Муравьев (генерал – губернатор Восточной Сибири) быстро понял выгоду от открытий Г.И Невельского и приложил все усилия для закрепления этих территорий за Россией. Он организовал несколько Амурских экспедиций, во время которых были основаны города Благовещенск, Хабаровск (в1858 г) (Слайд № 6,7,) заключен Айгунский мирный договор Китаем о проведении новой русско – китайской границы по Амуру. А два года спустя в 1860 г., по Пекинскому договору граница была проведена по притоку Амура, реке Уссури, и приняла современные очертания. В этом году был основан город Владивосток (Слайд № 8).
Нанести на контурную карту города (Николаевск – на – Амуре, Хабаровск, Благовещенск, Владивосток). Определяем глазами с – ю, з – в., еще раз повторили.
(Слайд № 10)
Огромны просторы Сибири. Но что же представляют собой в действительности народы Дальнего Востока.
Более 90 % жителей района составляют русские. Из народов самый крупный – якуты.
Численность других народов, гораздо меньше. Самый крупный из алтайской семьи эвенки – (тунгусы), вместе с русскими заселяют представители еще двух языковых семей: чукотско – камчатская (чукчи, коряки, ительмены) и эскимосско – алеутской (эскимосы, алеуты).
(Слайд № 11)
Выпишите в тетрадь малочисленные народы Севера.
Дают ответ
Нет.
Записывают тему урока в тетрадь
Слушают учителя, следят за показом на карте.
Обозначают на к/карте города.
Выполняют физ. минутку.
Слушают рассказ учителя.
Выполняют записи
Индивидуально – коммуникативная работа.
Вывод:
Рефлексия
Подведение итогов
Изучение нового материала    
Установите соответствие между народом и языковой семьей, к которой он принадлежит.
(Слайд № 12, 13)
Чтение стихотворения 
   
Из века в век, из века в век.
    Шел крепкий русский человек
    На дальний Север и Восток 
    Неустрашимо, как поток.
Он шел в безвестные края
Пока в неведомой дали
Он не пришел на край земли,
Где было некуда идти
Где поперек его пути,
Одетый в бури и туман,
Встал необъятный океан
- Понравился ли вам сегодняшний урок. Если понравился урок, показываете улыбающегося смайлика, не понравился урок показываете грустный смайлик.
Комментарии, объявление оценок за работу.
 
Сообщение домашнего задания.
§ 47 повторить, стр. 193 прочитать рубрику «Стоп кадр»
(слайд № 14)
Огромны просторы Сибири. 
     Но что же представляли собой в действительности народы Севера в далеком ХVII в.
Слайд 4: Карта Сибири
    Прежде всего, выясним, какие народы и где проживали. Обратимся к карте:
      Территория Сибири и Дальнего Востока – огромная, а население Сибири немногочисленное.
    В северной тундре  проживали ненцы, чукчи, эскимосы.
     По берегам Енисея и на восток от Охотского моря жили эвенки (тунгусы).
     В среднем течении Лены жили якуты.
Слайд 5,6.
    Народы эти были кочевыми. 
Слайд 7,8: ЧУМ
    Жили они в чумах – легких шатрах, покрытых оленьими шкурами. Чумы напоминают юрту. Чумы легко разбирались и перевозились с места на место.
     Из оленьих шкур и меха диких животных люди шили себе одежду. Питались мясом оленей и диких зверей. Занимались оленеводством, охотой, рыболовством.
     В Сибири климат был очень суровым. Лето было коротким, а зимы длинными и морозными. Морозы иногда достигали до 50 градусов. Сибирские народы привыкли к суровому климату и легко переносили холод.
Слайд 9: Байкал, Слайд 10: буряты 
     В Сибири расположено прекрасное озеро Байкал. На берегу этого озера и по реке Ангаре жили буряты. Буряты разводили лошадей, верблюдов, овец. Они охотились, ловили рыбу и занимались земледелием.
Слайд 11: Таблица «Народы Сибири и их занятия».
    С помощью обучающихся анализировать таблицу.
    Многие крестьяне бежали от крепостного права в Сибирь. Здесь они основывали новые поселения, строили дома, обрабатывали земли, обзаводились домашним хозяйством. С местными кочевыми народами русские переселенцы жили в дружбе и согласии. 
    Но просторы Сибири и Дальнего Востока были так велики, что многие земли Сибири были совершенно неизвестны и на географических картах того времени обозначались «белым пятном». Составители карт не знали, какие реки текут там, какие озера расположены в тех местах, какие народы там проживают. 
     В 17 веке было предпринято несколько географических экспедиций, которые привели к новым открытиям в неведомых землях. 
    Первопроходцы открывали новые земли.
    Слайд 12:Словарная работа: первопроходцы.
    Слайд 13:Первопроходцем на Амур стал Василий Поярков. Он возглавил первую экспедицию на Амур.  Три года продолжалась экспедиция Пояркова. Он вместе с товарищами на кораблях прошел всю реку от истока до устья. Участники экспедиции собрали ценнейшие сведения о природе и населении земель Приамурья.
    Слайд 14.Экспедицию в 1648 году из устья реки Колымы возглавил казак Семен Дежнев. Он вместе с товарищами проплыл на корабле в Тихий океан, обогнул Чукотку и открыл пролив между Азией и Америкой.
     Слайд 15. Через несколько лет в Приамурье отправилась еще одна экспедиция. Возглавил ее Ерофей Хабаров. Экспедиция Хабарова четыре года изучала жизнь, быт и традиции народов, населявших Приамурье. Изучили они и реку Амур, ее богатства и окружающую природу. После этого похода Ерофей Хабаров составил первую карту реки Амур.
Слайд 16: карта.
Слайд 17: физминутка для глаз.
Слайд 18, 19: 
Задание 2.  Заполнить таблицу «Первопроходцы».
Слайд 20: задание. Слайд 21: вывод.
   Русские экспедиции не только исследовали северные земли и населявшие их народы. В результате этих экспедиций обширная территория Сибири и Дальнего Востока вошли в состав Российского государства. На Дальнем Востоке были построены новые города-остроги: Иркутск, Нерчинск, Якутск. А российская и мировая наука получила первые научные знания о Сибири и Дальнем Востоке. Появились новые географические карты. На них исчезли многие белые пятна.
   Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме. Работа с карточками.
Устанавливают соответствие, проверяют друг друга.
Слушают вывод по теме.
Оценивают с помощью смайликов.
Слушают комментарии учителя
Записывают Д/З в дневники.
Слушают рассказ учителя.
Следят за показом на карте.
Ученики анализируют: если эвенки проживают на реке Енисей, то они будут заниматься рыболовством, охотой, на севере - оленеводством.
  Следят за показом на карте.
Все вместе читают объяснение слова на экране.
Слушают рассказ учителя.
Записывают в тетрадь: Василий Поярков – река Амур.
Семен Дежнев – пролив между Азией и Америкой.
Ерофей Хабаров – река Амур.
Участвуют в беседе. Дают ответы.
Слушают вывод по теме
Первичное закрепление нового материала    Вопросы для беседы:
- В каком веке первопроходцы открывали новые земли?
- Назовите имена русских первопроходцев.
Задание 1.
Решите кроссворд: «Русские землепроходцы»
4        1              3 2 По горизонтали:
1. Первопроходец, исследовавший Приамурье  и составивший первую карту  реки Амур.
2. Первопроходец, открывший пролив между Азией и                                                                                                                                                                                               Америкой.  
По вертикали:
3. Казак, воевавший с Сибирским ханом.
4. Первопроходец, возглавивший первую экспедицию на Амур.
Слайд 22: города.
Слайд 23: карта. Участвуют в беседе.
Один ученик показывает на карте, остальные следят. Ответ сопровождается показом. 
Отгадывают кроссворд индивидуально-письменноПодведение итогов Комментарии, объявление оценок за работу Слушают комментарии учителя
Слайд 24:Сообщение домашнего задания
Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку:
Прочитать тексты тем
Слайд 25:Чтение стихотворения 
    Из века в век, из века в век.
    Шел крепкий русский человек
    На дальний Север и Восток 
    Неустрашимо, как поток.
Он шел в безвестные края
Пока в неведомой дали
Он не пришел на край земли,
Где было некуда идти
Где поперек его пути,
Одетый в бури и туман,
Встал необъятный океан. Записывают домашнее задание
Два ученика читают стихотворение, остальные слушают 
 Литература
    При составлении вопросов для опроса и закрепления использованы материалы учебно-методического пособия «Уроки истории» для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Издательство «Владос». Москва. 2003г.