Статья на темуИспользование национально-регионального компонента на уроках русского языка


Учитель высшей категории,
Почетный работник общего образования РФ,
кандидат педагогических наук
Наниз З.З.
Использование национально-регионального компонента
на уроках русского языка
Воспоминание любви к родному краю,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать
Д.С.ЛихачевВ рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах являются важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, аула: происхождению фамилий, имён, названию городов, аулов, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока.
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
систематичность,
доступность,
наглядность,
разнообразность материала,
связь материала в учебной и воспитательной работе.
Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это дает возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.
Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении русскому языку может стать использование на уроках художественные произведения адыгейских писателей и поэтов.
При подготовке к проведению конкретного урока использую в качестве материала связные тексты, которые использую не на одном уроке, а на целом ряде уроков. Тексты расширяют знания учащихся о нашей стране, нашем ауле и республике, их истории, природы, животном мире и т.д.
Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм – соответствовать программе и разделам, … должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее».Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: во-первых, на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают на уроках литературы; в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений.
Поэтому использую краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.
В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование художественного текста.
Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста являются «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно - образного, с другой - логического.
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Например, использую тексты из рассказов известных адыгейских писателей – Т.Керашева, И.Машбаша, К.Жане, Х.Ашинова, Н.Куека и т.д.
Анализ мини-отрывок из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.д.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки.
Для лингвистического анализа на уроках русского языка используют не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений адыгейских писателей.
Анализ текстов особенно важен в VIII-XI классах, при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.
Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, т.е. в тексте, т.к. каждый текст является конкретным проявлением речевой действительности. В процессе работы с текстами (отрывками из них) ученики узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми особенностями.
Не менее важно определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения. Выразительное чтение поэтического произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы, позволяющей почувствовать творцом вслед за автором, - все это создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся, если анализ художественного текста входит в систему работы учителя. Воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание и понимание окружающей действительности вызывает у учеников потребность высказаться.
Использование произведений адыгейских писателей дает учащимся представления о краевых особенностях: о географических названиях (топонимика), о людях, их именах и фамилиях (антропонимика), о названиях оврагов, лощин, рощиц и лесков и т.д. (микротопонимика). Всё это относится к языковым явлениям, неотделимым от данного региона.
Но кроме этого использование на уроках русского языка фактов истории еще больше углубит знания учащихся о республике. Смена характера преподавания нового материала позволит сосредоточить внимание школьников. Например, можно познакомить с биографиями писателей, поэтов РА.
Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам). Например, диктант о жизни Сафера Яхутля.
Тексты подобного содержания желательно подготовит про Арамбия Хатая, Хачмамука, Тлехурая (как представителей различных сфер деятельности).
Кроме цельных текстов как групповых заданий использование карточек и текстов с учетом регионального компонента как индивидуальных для проверки уровня знаний по русскому языку отдельных учащихся представляется нам не менее важным. Например, карточки со следующим заданием:
Расставить предложения в правильном порядке.
Или текст
Отметься слово, которое нужно вставить в предложение.
Вставьте в предложение слово или словосочетание, подходящее по смыслу.
И так далее.
В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.
Учащиеся имеют постоянную возможность участвовать в творческой проектной деятельности с использованием информационных технологий.
На основе межпредметных связей (адыгейского языка, русского языка, литературы, МХК, ИЗО, информационных технологий, биологии и других предметов), а также по итогам изучения основных тем по русскому языку и литературе, адыгейскому языку и литературе, развитию речи предлагаю учащимся темы для творческой проектной деятельности (как правило, по желанию, в том числе: «Звуки природы … У каждого времени года есть своя музыка …» (на основе наблюдений), поэтические миниатюры на основе творческого вдохновения (с этой целью практикую поэтические пятиминутки на уроке с последующим коллективным обсуждением и рекомендациями автору), «Мой лучший друг» (изображение портрета человека с раскрытием его внутреннего мира), «Сделаем мир добрее» (рассказ об известных добрых делах людей аула), «Вид из моего окна» (на основе наблюдений), «История моей семьи», «Моя Адыгея» «Я и моя школа» (сочинение), «Мой родной аул» (поэтическая тетрадь), «Адыгея навеки с Россией» (доклад), генеалогическое дерево. При оценке готового проекта всегда обращаю внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальность при выполнении проекта учащимися.
С 7-го класса предлагаю школьникам проект - презентации по обобщению своих творческих работ по завершению учебного модуля. Компьютерные презентации «Природа моей республики», «Его имя носит школа», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Моя Адыгея» работа учащихся с фотогалереей памятников культуры района и отчетами о проектной деятельности – все это результат заинтересованной и осмысленной работы учащихся, который особенно ценен за обращение к культурному прошлому и настоящему нашей республики.
Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе.
Использование национально-регионального компонента поможет углубить знания учащихся в области национальной культуры, традиций, обычаев, осознать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.
Организация работы по краеведению помогает реализовать следующие цели:
- Образовательные цели:
создать условия для расширения научного кругозора учащихся;
способствовать овладению приемами последовательной работы.
- Воспитательные цели:
способствовать формированию интереса к исследовательской работе;
создать условия для воспитания патриотизма, толерантности.
- Развивающие цели:
создать условия для развития общеучебных умений и навыков;
совершенствовать умения речевой деятельности школьника;
совершенствовать описание результатов исследования и их анализ.