КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ Семейная тема в романе «Господа Головлевы»


Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В 10 А КЛАССЕ
Семейная тема в романе
«Господа Головлевы»
Подготовила: Адракова А.Г.
г. Петропавловск, 2016-2017 уч.год Семейная тема в романе «Господа Головлевы»
Цель: на примере образов семьи Головлевых определить причины духовной деградации человека; указать важнейшие человеческие ценности, которые должна формировать семья.
Задачи:
-Знать содержание романа «Господа Головлевы», понимать идею, проблемы произведения;
-Уметь давать характеристику главным героям романа;
-Уметь сравнивать и анализировать жизни, судьбы главных героев;
-Уметь графически изображать свою точку зрения;
-Уметь образно выражать свои мысли;
-Уметь делать выводы и рефлексировать.
Литература как смысло-ориентированный предмет направлен на формирование, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных действий.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Применимо к литературному образованию личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формируют нравственную культуру личности.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Эти действия могут формироваться на уроках литературы в ходе проектной деятельности, в ходе уроков-дискуссий, дебатов, семинаров, научных и читательских конференций.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные и регулятивные действия на уроках литературы развиваются в ходе решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями открывает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Ход урока
1.Организационный этап
Размещение групп по своим местам (группы постоянного состава)
- Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся. Прошу всех занять свои места.
2. Актуализация
Слово учителя: Наш урок мы начнем с просмотра социального ролика, тему которого вы должны будете определить сами.
Просмотр ролика ( HYPERLINK "https://www.youtube.com/watch?v=LE7kMPTE60I" https://www.youtube.com/watch?v=LE7kMPTE60I) 1мин + 3:12 мин
- Назовите тему данного видеосюжета \СЕМЬЯ\
Составление ассоциативного ряда к слову «семья».
- Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? ( запись в тетради)
- На прошлом уроке мы поговорили о жизни и творчестве Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина ( 1826-1889). Из уст какого персонажа романа «Господа Головлевы» не сходило слово «семья»? \Арины Петровны\
- Какова была главная цель жизни Арины Петровны и достигла ли она этой цели (Цель: наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода. Цели не достигла: все потеряно, жизнь своя собственная и близких, была бессмысленно принесена в жертву) - Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, почему это произошло и рассмотрим семейную тему в романе "Господа Головлёвы"
- Итак, запишите тему нашего урока: «Семейная тема в романе «Господа Головлевы»» и эпиграф:
«В течение нескольких поколений три характеристические
черты проходили через историю этого семейства:
праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой»
М.Е. Салтыков-Щедрин
- «Господа Головлевы» - роман о семье, роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. Исходя из темы урока, содержания романа и вашего д\з попробуйте сформулировать цель урока (на примере образов семьи Головлевых определить причины духовной деградации человека, указать важнейшие человеческие ценности, которые должна формировать семья).
- Для реализации цели сейчас мы перейдем непосредственно к анализу романа.
3. Реализация – Осмысление - «Концептуальная таблица».
Анализ текста произведения.
Учитель все проговаривает в классе
Слово учителя до работы с постерами:
При подготовке к уроку вы работали в группах постоянного состава. Всего у нас 3 группы: 1 гр. - «Старшее (первое) поколение», 2 гр - «Второе поколение», 3 гр. - «Третье поколение». Каждой группе заранее давалось задание по определённому образцу (роли распределены заранее):
рассказать о прототипах героев;
найти в тексте описание героев,
рассказать всё о жизни героев и ее итоге (черты характера,отношения с членами семьи,судьба в конце жизни)
использовать цитаты
создать презентацию
Сейчас вы должны обобщить проанализированный вами материал и представить его в виде постера.
Прежде, чем вы приступите к работе, предлагаю вам разделить обязанности в группе:
1) Лидер группы – основная функция капитана координация работы группы, капитан следит за работой каждого из учеников, если совершаются ошибки, то его обязанностью является исправление или направление в нужное русло работы. Следует отметить, что это очень важная и ответственная роль, которая поможет дисциплинировать учеников, а также ее можно доверить ученикам, имеющим более глубокие знания или высокий уровень критического мышления;2) Секретарь – обязанностью является запись действий, ведение журнала работы группы, фиксирование предложенных идей;3) Исполнитель (2человека) – ученик или группа учащихся непосредственно выполняющие роль оформителя при создании кластеров или презентаций, или видео-/ звукооператора и монтажника при создании роликов и т.д. Для этой категории можно выбрать сразу несколько учеников, что бы уменьшить нагрузку на обучающихся;4) Хранитель времени – обычно на занятиях данную функцию выполняет капитан команды, но можно определить и отдельного ученика.5) Спикер (2человека) – ученик, презентующий готовый продукт.На уроке вам отводится около 7-10 минут на создание постера и 5-6 минут на выступление.
Учитель объясняет про оценивание работ: на столе у каждой группы лежат цветные стикеры. Вам нужно будет оценить работу других групп по следующим критериям:
розовая звездочка – оформление
желтая звездочка - ораторство
оранжевая звездочка – полнота раскрытия темы
зеленая звездочка – доступность изложения материала
Свой выбор вы должны будете обосновать
2 мин \объяснение\
+ 7 мин \создание постера\
Слово учителя непосредственно перед защитой проектов:
- Время вышло. Сейчас мы выслушаем спикеров. Но прежде обратите внимание на таблицы, которые лежат на ваших столах. В ходе выступления групп каждый из вас должен заполнить данную таблицу, которая поможет нам увидеть общую картину семьи и характеристику каждого члена этой семьи в отдельности.
Герои Черты характера Отношения с членами семьи Судьба в конце романа
Арина Петровна Владимир Михайлович Стёпка-балбесПашка - тихоня Анна Порфирий (Иудушка) Аннинька ЛюбинькаВолоденька Петенька
После выступления каждой группы таблица становится заполненной.
Герои Черты характера Отношения с членами семьи Судьба в конце жизни
Арина Петровна Женщина лет 60, но ещё бодрая и привыкла жить на всей своей воле. Держит себя грозно, единолично и бесконтрольно управляет имением, живёт уединённо, скупо.
Характер самостоятельный и непреклонный, строптивый.
Жестокая крепостница, ловкая, хищница, жадная, мелочная. Не проявляет любви и заботы к детям, не любит ни одного из них, с мужем отношения странные, они почти чужие люди.
«Эта старуха заест его, заест не мучительством, а забвением. Не с кем молвить слова, некуда бежать – везде она, властная, цепенящая, презирающая», «цепенеет в апатии власти». В конце жизни приходит к краху. Из «бесконтрольной обладательницы головлёвских имений» превратилась в скромную приживалку в доме сына.
Умерла, забытая своим сыном, на которого полагалась больше всего
Владимир Михайлович Шут, пьяница, очень мечтательный, ненавидит жену, совсем непрактичный К детям равнодушен, благосклонен лишь к Степану Запивается и умирает, забытый всеми
Стёпка-«балбес» Мальчик - умный, впечатлительный, податливый, нелюбимый.
Юноша - способный, образованный (университет, диплом), работать не хочет, приживал и попрошайка у богатых, дом прокутил.Сорокалетний мужчина – длинный, худой, немытый, лицо распухшее, борода растрёпанная, простуженный.
В доме матери – полуголодный, слабохарактерный, безвольный, рабски покорный, труд не любит, может веселить всех. Отсутствие веры, душевных сил. Матери боялся, от отца перенял кривляния и шутовство, с братьями не общался Запился и умер, забытый даже собственной матерью
Пашка – «тихоня» Мальчик – нет склонности к учению, к играм, к общительности, жил особняком, мечтал.
Юноша – апатичная и загадочно угрюмая личность, никому добра не сделал, охотно тратил деньги, никого не обидел был честен .
Мужчина – писал матери редко и кратко.
В доме матери – полуголодный, слабохарактерный, безвольный, рабски покорный, труд не любит, может веселить всех. Отсутствие веры,
Слабохарактерный, забитый, униженный, не совершает никаких поступков. Мать его только ругала, а отец его не замечал, с братьями он не общался. Возненавидел общество людей. Лежал совсем один.
Спился и умер в пустоте и одиночестве.
Анна Решительнее братьев, но непрактичная, слабохарактерная. Мать видела в ней помощницу, но Анна убежала с офицером. Умерла после ухода мужа и оставила сиротами двух своих дочерей.
Порфирий
Петрович
(Иудушка) Детство – любил приласкаться к маменьке, понаушничать, не сводит глаз с неё.
Двуличный человек, очень хитрый, льстивый, выбирает любые средства для достижения цели, подхалим, очень угодливый. Около 30 лет прослужил Порфирий Головлев чиновником в одном из департаментов столицы. Постиг все тайны интриг, научился разбираться в людях, использовать их в своих корыстных целях. Мать хотя и не доверяла ему, но он оказался самым практичным и сумел «выжить» даже собственную мать Жизнь приводит его к запою, на пороге смерти он начинает понимать бессмысленность жизни, познаёт душевные муки, идёт к дальнему погосту, на могилу матери.
Запился и умер на улице (замёрз)

Выступление групп, защита постера. 5мин + 5 мин + 5 мин = 15 мин
Итоговая работа, представленная в виде постера, оценивается другими группами (Метод «Галерея»: каждая группа оценивает при помощи цветных стикеров постеры других групп. Критерии оценки: креативность в оформлении, ораторство, полнота раскрытия темы, доступность изложения материала)Учитель объясняет: на столе у каждой группы лежат цветные стикеры. Оцените, пожалуйста, работу других групп по следующим критериям:
розовая звездочка – креативность в оформлении
желтая звездочка - ораторство
оранжевая звездочка – полнота раскрытия темы
зеленая звездочка – доступность изложения материала
Свой выбор обоснуйте.
Оценили, объяснили. Учитель прокомментировал5 мин
Слово учителя: Вернемся к роману. Взгляните на свои таблицы и скажите, как заканчиваются главы романа?
Учащиеся: Каждая глава заканчивается смертью одного из Головлевых, вырождением семьи.
«Семейный суд» - умирает Степан Владимирович,
«По-родственному» - умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович,
«Семейные итоги» - самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева,
«Племяннушка» - умирают Арина Петровна и Петр, последний сын Порфирия,
«Расчет» - умирает Пофирий Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька.1 мин
-Учитель: Что погубило семью Головлёвых? Назовите причины их духовной деградации. Сделайте вывод, используя ПОПС-ФОРМУЛУ (один человек из группы отвечает)
ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….
(Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, пьянство, хищничество, пустословие.)
- Молодцы, ребята. Все верно. Не случайно Салтыков-Щедрин писал, что «…в течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой» Ведь в такой атмосфере не может сформироваться полноценная личность.5 мин
4. Рефлексия- Обобщение и систематизация
- Назовите нравственные ценности, которые должны быть сформированы в семье (Добро, Помощь, Уважение, Сочувствие, Понимание, Любовь).- Ребята, я хочу, чтобы вы помнили, что в мире есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья. Семья, дом – это крепость, которая не поддаётся волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надёжной гавани, где царят уют, радость, душевный покой. Есть выражение «в кругу семьи». Я попрошу вас взяться за руки. Пусть каждый из вас прочитает по строчке стихотворения, которое вы видите на слайде:
Семья – это счастье,
любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник,
семейные даты,
Подарки, покупки,
приятные траты.
Рождение детей,
первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем,
волнение и трепет.
Семья – это труд,
друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе,
любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Вместе: Какая хорошая Ваша семья!
М. Лангер 3 мин
5. Домашнее задание: 1. На следующем уроке мы будем работать над образом Иудушки, поэтому вам будут даны вопросы, над которыми вы поработаете.
1. Ответить на вопросы.
Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?
Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.
Как в речи Иудушки выражается его сущность?
Какую роль в раскрытии образа Иудушки играет портрет?
Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?
Как вы понимаете финал романа «Господа Головлевы»?
Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?
В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?
Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?
2. написать эссе-рассуждение о том, какой должна быть семья, и что погубило семью Головлёвых. Тему можно сформулировать самостоятельно;
6. Выставление оценок. Самооценивание
Лист самооцениванияФамилия, имя уч-ся ______________________________________________________
Показатели Макс. кол-во баллов Мои баллы
Я могу назвать прототипов семьи Головлевых 1 Я могу дать характеристику:
Арине Петровне
Владимиру Михайловичу
Стёпке-балбесуПашке- тихоне
Анне
Порфирию (Иудушке)
Анниньке
ЛюбинькеВолоденьке
Петеньке
10 Я могу назвать причины духовной деградации семьи Головлевых 1 Я смог сделать вывод, используя ПОПС-ФОРМУЛУ 1 При работе в группе я:

искал в тексте описание героев
подбирал цитаты к выступлению
готовил характеристику персонажей
участвовал в создании презентации
добросовестно выполнял свою роль при создании и защите постера
5 ИТОГО: 18 Характеристика уровня выполнения работы:
высокий (Вс) \ «5» – 18-17 баллов;
повышенный (Пв) \ «4» – 13-16 баллов;
базовый (Бз) \ «3» – 8-12 баллов;
низкий (Нз) \ «2» – 0-7 баллов.
МОЯ ОЦЕНКА:__________
1. Ответить на вопросы.
Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?
Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.
Как в речи Иудушки выражается его сущность?
Какую роль в раскрытии образа Иудушки играет портрет?
Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?
Как вы понимаете финал романа «Господа Головлевы»?
Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?
В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?
Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?
2. написать эссе-рассуждение о том, какой должна быть семья, и что погубило семью Головлёвых. Тему можно сформулировать самостоятельно;
1. Ответить на вопросы.
Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?
Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.
Как в речи Иудушки выражается его сущность?
Какую роль в раскрытии образа Иудушки играет портрет?
Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?
Как вы понимаете финал романа «Господа Головлевы»?
Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?
В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?
Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?
2. написать эссе-рассуждение о том, какой должна быть семья, и что погубило семью Головлёвых. Тему можно сформулировать самостоятельно;
1. Ответить на вопросы.
Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?
Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.
Как в речи Иудушки выражается его сущность?
Какую роль в раскрытии образа Иудушки играет портрет?
Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?
Как вы понимаете финал романа «Господа Головлевы»?
Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?
В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?
Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?
2. написать эссе-рассуждение о том, какой должна быть семья, и что погубило семью Головлёвых. Тему можно сформулировать самостоятельно;
1. Ответить на вопросы.
Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?
Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.
Как в речи Иудушки выражается его сущность?
Какую роль в раскрытии образа Иудушки играет портрет?
Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?
Как вы понимаете финал романа «Господа Головлевы»?
Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?
В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?
Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?
2. написать эссе-рассуждение о том, какой должна быть семья, и что погубило семью Головлёвых. Тему можно сформулировать самостоятельно;

Лидер
Секретарь
Исполнитель
Исполнитель
Хранитель времени
Спикер
Исполнитель
Спикер

Герои Черты характера Отношения с членами семьи Судьба в конце романа
Арина Петровна
Владимир Михайлович
Стёпка-балбесПашка – тихоня
Анна
Порфирий (Иудушка)
Аннинька
ЛюбинькаВолоденька
Петенька