Урок литературы для 10 класса на тему: Три поколения семьи Головлевых в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы


Урок в 10 классеРОМАН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» – «ЭПИЗОДЫИЗ ЖИЗНИ ОДНОЙ СЕМЬИ» (М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН)
Цели: рассказать об истории создания романа «Господа Головлевы» и выяснить смысл его заглавия; определить основную тему и идею произведения, своеобразие композиции и ее роль в раскрытии идейного содержания; дать краткий обзор содержания романа; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи и высказывать свое отношение; выявить роль пейзажа в изображении головлевщины – символа распада дворянства.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет…
М. Е. Салтыков-Щедрин
I. Вступительное слово учителя. Биография Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.     Литературный псевдоним - Щедрин (1826-1889) - прозаик, публицист, критик.     Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин родился и вырос в богатой помещичьей семье, но в доме была атмосфера скупости, взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности.     Учился Салтыков сначала в Московском дворянском институте и как отличный ученик был направлен в Петербург, в Царскосельский лицей. В 1844 году Салтыков окончил лицей и поступил на службу в военное министерство.     В своих первых произведениях писатель выступил против социального неравенства. Герою его повести "Запутанное дело" (1848) общественный строй России представлялся в виде огромной пирамиды из людей, в основании которой находятся бедняки, затравленные непосильными тяготами жизни. Николай I нашел в повести "стремление к распространению революционных идей", поэтому в 1848 году молодой писатель был сослан в Вятку, где провел 8 лет. Только после смерти царя, в 1855 году, писатель смог возвратиться в Петербург.     В 1857 году вышла новая книга писателя - "Губернские очерки". Произведение было направлено против помещичьего гнета и чиновничьего произвола.     В 60-е годы великий сатирик решительно выступил против самодержавия в своей замечательной книге "История одного города" (1869-1870), в которой стремился разрушить веру народа в "доброго царя". В этом произведении Щедрин нарисовал ужасающую картину народного бесправия, горя и нищеты (см. "История одного города").     С 1868 по 1884 года все свои произведения он печатает только на страницах "Отечественных записок". Читатели журнала знакомятся с циклами сатирических рассказов и очерков Салтыкова: "Помпадуры и помпадурши" (1863-1874), "Письма о провинции" (1868), "Признаки времени" (1868), "Господа ташкентцы" (1869-1872), "Благонамеренные речи" (1872-1876), "В среде умеренности и аккуратности" (1874-1877), "Убежище Монрепо" (1878-1879), "Письма к тетеньке" (1881-1882), романами "Господа Головлевы" (1875-1880) и "Современная идиллия" (1877- 1883). Салтыков создает своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни.     Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки были напечатаны в 1869 году: "Дикий помещик", "Как один мужик двух генералов прокормил".     Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений писателя. В них он выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени (см. "Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина").     Среди произведений великого сатирика особое место занимают его романы "Господа Головлевы" (1875-1880) и "Пошехонская старина" (1887-1889). В романе "Господа Головлевы" показаны три поколения семьи Головлевых. Люди этой семьи, непригодные к труду, душевно пустые, ненавидят и боятся друг друга. Идет непрестанная семейная война. Головлевских господ губит сам их склад жизни с сытым бездельем и паразитизмом. Здесь не жалеют ни больных, ни слабых, ни умирающих. (См. "Господа Головлевы").     В романе "Пошехонская старина" писатель нарисовал страшные картины крепостного быта, а в книге "Мелочи жизни" (1886) Щедрин показал трагедию жизни "маленьких", рядовых людей.     Многие щедринские сатирические типы пережили и свою эпоху, и своего создателя. Они стали нарицательными, обозначая новые и одновременно имеющие свою давнюю родословную социальные явления русской и мировой жизни.     На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин сохранил веру в свой народ, свою историю. "Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России".
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»
Первоначально Салтыков-Щедрин хотел написать несколько рассказов из «жизни дворянского гнезда» и включить их в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи». («Благонамеренные» – благонадежные; существенный признак благонамеренности – ненависть к людям независимого образа мыслей, «нигилистам».)
Поощренный хорошими отзывами Некрасова о главе «Семейный суд», писатель-сатирик продолжил написание головлевской хроники. Роман «Господа Головлевы» (1880 г.), по мнению критиков, – одно из самых мрачных произведений Салтыкова-Щедрина.
Тема романа – жизнь помещичьей семьи в условиях дореформенной и пореформенной России. Тема распада «дворянского гнезда», ее физического и морального разложения определила сюжет и композицию произведения. Один за другим уходят из жизни помещики Головлевы... В их судьбе раскрывается главная мысль романа. В чем причина вымирания Головлевых? Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, запой, хищничество, пустословие. В такой атмосфере не может сформироваться полноценная личность. С господами народ произведет суровый и справедливый «расчет».
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы:
1. Расскажите, как складывается судьба Головлевых – Арины Петровны и ее мужа, сыновей, дочери, племянниц, сыновей Порфирия Головлева.
2. Объясните значение слова «господа», подберите однокоренные слова. (Господин – хозяин положения.)
3. Кого из героев романа можно отнести к господам?
4. Как вы понимаете смысл заглавия «Господа Головлевы»? (Заглавие романа воспринимается не буквально. Это господа, постепенно перестающие быть хозяевами положения.)
5. Найдите и зачитайте описание природы. Какие тона в изображении природы преобладают?
6. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»?
7. Как помогает описание природы понять идею произведения?
Писатель на примере вырождения семьи Головлевых показывает закономерности гибели эксплуататорского класса. Раскрытию идейного содержания помогает композиция романа. («Семейный суд» – умирает Степан, «По-родственному» – умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» – самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» – умирают Арина Петровна и Петр, «Расчет» – умирает Иудушка Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька.)
Суров и мрачен щедринский пейзаж. Общий характер пейзажа запечатлен в словах: «Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении». Автор наводит читателя на мысль о страшной несправедливости, царящей в жизни. За картинами унылой природы угадывается образ обездоленной русской деревни, где «все говорит об угнетении», о тяжелом положении народа… Салтыков-Щедрин хотел сказать «о необратимых последствиях, к которым приводят человека глубокие нравственные изъяны» [15. Ч. II. С. 214].
Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы: 
1) С какой целью Щедрин избрал жанр семейной хроники?
2) Роль композиции в раскрытии идеи романа.
2. Дочитать роман до конца.
3. Работа по группам.
Примерные темы:
1) Образ Арины Петровны, ее отношение к сыновьям.
2) Формирование характера Иудушки. Каков главный жизненный стимул Иудушки Головлева? Как он определяет его поведение в различных жизненных ситуациях?