Урок русского языка на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)


Учебная тема: «Имя числительное как часть речи» - 6 клПеречислите УУД, которые формируются (развиваются) в данной учебной ситуации:
Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках; формирование умения находить числительные в тексте.
Развивающие: развитие критического мышления, умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, умение обобщать полученные знания и делать выводы, развитие творческого воображения.
Воспитательные: создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку, развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения).
Используемые приемы (прием) РКМ: «дерево предсказаний», «толстые и тонкие вопросы», «инсерт», «кластер»,синквейн.
Содержание учебной ситуации:
ФАЗА «Вызов»
На доске ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня. Тройка, троица, третий, трояк.
Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние».
Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий.
Ученики дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные.
Учитель предлагает определить принадлежность этих слов к какой-либо части речи.
В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему.
Учитель: Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать словам, чтобы узнать их получше. (приём «дерево предсказаний»). Ученики предлагают вопросы, которые фиксируются на доске.
Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок?
Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи)
Запись темы урока в тетради. Сообщение целей урока.
ФАЗА «Осмысление»
Ведется работа по теме урока. (Прием «толстые и тонкие вопросы»)
(Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).
Толстые  ?Тонкие  ?С какой целью….( в нашей речи используются числительные)?
Почему вы считаете, что…(числительные необходимы в речи)?
Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все числительные)? Зачем…( числительные нужны в речи) ?
Можно ли …( обойтись в речи без числительных)?
Группы озвучивают свои вопросы.
Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?
Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи.
Работа с текстом статьи. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте. (прием «инсерт»)
Работа в группах.
Учитель. Прочитав текст, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте структурируем сведения, построив кластер. (прием «кластера»)
Числительное
Обозначает Отвечает Делится Является Изменяется
Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Глаголы-связки и признаки.
Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте.
Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»
Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.
Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).
Является – любым членом предложения.
Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.
Употребляется – в устной и письменной речи (документы).
Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.
Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.
ФАЗА «Рефлексия» Прием «синквейн».
Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне.
- Что мы изучали сегодня?
Ученики. Имя числительное.
Учитель: Какое оно? Какие действия характерны для него?
Ученики: Количественное. Порядковое. Многоликое. Непростое. Собирательное.
Оно считает, измеряет, изменяется.
Учитель: Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.
Личные итоги урока:
- Что нового вы открыли на уроке?
- Что осталось непонятным?